ДАГЕСТАНЦЫ И СЛАВЯНЕ – ПОТОМКИ СКИФОВ

Во всяком случае вся территория нынешнего Казахстана, как и всей Средней Азии, включая Алтай, Северную Индию и Афганистан, наряду с Ираном, была территорией, по которой кочевали скифские племена, массагеты, саки, тиграхауды (т.е. носящие остроконечные папахи) и другие. И пора уже нам вместе составлять нашу общую объединяющую древнюю историю, в отличие от имеющихся местечковых, плоскостных и ущельно-ограниченных историй племен и народностей. Тогда все станет ясно и понятно. История станет, как говорится, с головы на ноги. На ноги наших общих предков, кочевников, без постоянной приписки к одной территории и даже во многих случаях к отдельному языку, который со времен образования отдельных царств стал разделяющим человечество фактором, языку, очень близкому к нахчи-дагестанскому праязыку.

9. ЯЗЫК СКИФОВ
От скифов никаких письменных источников до нас не дошло, да и нужны ли были они кочевникам, всю жизнь находившимся в седле и в пути. Если бы не мужество Геродота, отправившегося в опасное путешествие 2,5 тысячи лет назад по Скифии и написавшего о них целую книгу о скифах, возможно, человечество так и не узнало бы толком, кто на самом деле скифы, как звали их царей, откуда они взялись на земле, как жили.
В геродотовой «Истории» встречаются отдельные скифские слова, имена и названия божеств, царей, племен, местностей, которые также помогают выяснять связи скифов с народами, проживающими издревле на территории современной России.
Геродот писал, что государство скифов делилось на области, которые назывались «архе», а каждый «архе» делился на «номы» – округа со святилищем Арея в каждом «номе». Скифы домов и городов не строили, и выделяемые «отцом исторической науки» области и участки служили для пастьбы скота.
У чабанов в Ахтынском районе и сейчас выделяемые пастбищные (раньше колхозным собранием, ныне по жребию на год-другой) участки называются «архаш». А участок пастбища, оставляемый с осени в неприкосновенности для окотившихся и потому уже дойных овец с ягнятами, называется «хам». И у скифов, и у лезгинских чабанов «архе – архаш» и «ном – хам» – это находящиеся в пользовании пастбищные земли. Видимо, обозначение семей даже в первых переписях царской администрации под названием «дым» («гым» по-лезгински или «дом» по-русски) также имеет этимологическое родство со скифским «хом или гьом, гым, дым» в смысле костер или очаг.
Что касается святилищ Арея – бога или божества войны, то скифы каждый год собирали и складывали вокруг этого святилища (в виде воткнутого в землю меча) на возвышении кучи хвороста, которые зажигали, если нападал враг, и надо было созывать соседей на помощь. Обычай зажигать костры на вершинах, просматриваемых со всех сторон, при приближении врага сохранялся в Дагестане и во время Кавказской войны, и позднее. Ныне этот древний обычай взяли, как говорится, на вооружение мусульмане, которые зажигают костры в горах перед религиозными праздниками Ураза- или Курбан–байрам.
В лезгинском языке сохранились фразы «Гьарай ая» -кричи, «ар ягъа» – ори, которые стали синонимами фразы «эвер ая» – зови. Вот эти «ар –ор-гьарай» (крик) «ура!» есть не что иное, как призыв с требованием или просьбой помощи к скифскому богу войны Арею (Арес у древних греков). Римляне во время атаки, чтобы напугать врага, били мечами о медные щиты, а скифы и нахчи–дагестанцы издавали «гьарай – гьурра» –ура! Ибо щиты у них состояли из натянутых на деревянный каркас нескольких слоев шкур крупного рогатого скота, которые не могли издавать шума.
Те исследователи, которые утверждают, что «ура, караул» и некоторые другие военные термины заимствованы у татаромонгол, ошибаются. Во-первых, скифы появились на древних просторах нынешней России более чем на полтора тысячелетия раньше и монголов, и татар. Во-вторых, монголов и восемь веков назад на земле было не больше, а гораздо меньше, чем сейчас. Так называемые «татары» были такими же кочевниками–скотоводами, как и скифы. Татары, как и казахи, скорее всего, имеют скифское, общее со славянами и нахчи-дагестанцами происхождение. Многие татары и ныне внешним видом мало чем отличаются от славян или нахчи–дагестанцев. Да и их само название, скорее всего, происходит от имени предков скифов и кавказцев Таргитая или Таргитауса. Тай – таифа Тарги (племя тарги – таргитая). Или так же, как в этнонимах «скиф, яркун, авар», обозначает «солнцепоклонник». В одном из вариантов по-лезгински солнце называлось «атар». Поэтому укороченный этноним «татар», скорее всего, носит в себе смысл «народ, племя атара-солнца» или солнцепоклонники и даже «солнцу подобные», то есть белые, в отличие от смуглых, «копченых» мугъулов – макъулов – монгол.
Татары были белыми, а потому скифскими племенами, вольно – невольно втянутыми в грабительские нашествия монгол и удесятерившими их ударную силу. На эту мысль наводит и то, что после избавления от монголо-татарского ига на территории России монголов и след простыл. А татары остались на тех же территориях, где еще ранее история фиксировала скифов: в Крыму, в междуречье Камы и Волги, в Астраханской области и в Сибири. Поэтому и сами себя татары называют крымскими, казанскими, астраханскими и сибирскими.
И тем более, такой народ, как скифы, занимавший огромные территории в Азии и Европе, никак не мог исчезнуть бесследно. Скифы, вернее большинство из них, постепенно переродились в славян, татар, казахов, немцев (саксонцев-саков, баварцев – аварцев), скандинавов, англо-саксов и прочих т.н. индоевропейцев, которых еще сто лет назад историки обоснованно причисляли к кавказской расе.

10. ПОРОДИВШИЕ МУЖЕНЕНАВИСТНИЦ
Продолжая разговор о скифо-дагестанских языковых сходствах, снова обратимся к Геродоту, который, в отличие от остальных историков, лично общался со скифами.
«Скифы называют амазонок «эорпатами», – писал Геродот, – что по-гречески значит «людоубийцы, ибо «эор» означает «мужчина», а «патан» – убивать» (Геродот. История. Стр.136).
«Эор» в форме «эрк – эркек» в лезгинском языке означает «самец», «мужчина». А «патан» – «ненавистный», «противный», «грязный» – эпитеты, которыми и современные женщины нередко награждают некоторых знакомых мужчин.
Амазонки, скорее всего, были не вообще «людоубийцами», как пишет Геродот, а «мужененавистницами». Ибо детей и женщин, как свидетельствует и сам Геродот, амазонки не убивали, а мальчиков, рожденных ими после ежегодных весенних любовных встреч с мужчинами соседних племен, отдавали их отцам, оставляя девочек себе. И тому причиной были не только воспоминания о былом господстве женщин в семье и обществе во времена матриархата и не общность жен у скифов, как пишет Геродот, а то, что молодые и сильные мужчины часто уходили в дальние походы, иногда на десятилетия (28 лет продолжался набег скифских воинов через территорию Дагестана в Малую Азию, на территории Мидии, Асирии и др. государств), где заводили себе новых жен, детей и семьи. А оставленным женам ничего не оставалось, как коротать ночи с рабами-работниками в хозяйстве, от которых они и растили тех самых савроматов, «рожденных женщинами» и смертельно ненавидящих разгульных скифов, своих родичей, больших любителей грабежей и загульных пиров.
Плененные скифами и приведенные на Кавказ мидийцы, видимо, также причастны к появлению на свет божий савроматов, мстящих скифам за разрушение Мидии – древнехурритского государства. Даниялов Г.-А. писал, что «на Северном Кавказе живут потомки амазонок – савроматы. Они смешались с мидийцами, которых привели ( в VI в. до н.э.) в их страну скифы».
«Савромат» – производное от двух слов: «савра – цавра» или даже «чавра» означает на лезгинском «небесный», «огненный» или «осемененный», а «мату» – унизительное прозвище разгульной, неряшливой женщины, какими, видимо, и были амазонки – воительницы. Другой вариант – «рожденные от мидийцев – матиенцев, как называли древних предков мидийцев. Ибо по-лезгински «савра – чавра маты» означает «осемененные – покрытые матиенами – мидийцами».
Амазонок по- лезгински называли «амужтар». Даже имя такое сохранилось до наших дней –Амужат. В этом имени «аму – амай» означает – оставленная, брошенная, а «жат –джат» от джан» – душечка или даже от русского – жена (как и в дагестанских именах Сары-джат или Мард-жанат, что в переводе означает «жены, нареченные для Сары или Марда (Мерда)). Кстати, и танец лезгинка в Ахтах всегда считался девичьим и назывался «айиштар – айишатки», что является производным от «амужтар» -амазонки. После того как эту мелодию стали исполнять в спектакле «Оборона Ахты» на сцене Мариинского театра (с 1850г.), санкт-петербургская молодежь, которая любила в то время щеголять в кавказских черкесках с кинжалами и газырями, стала танцевать этот быстрый танец на балах и назвала его более понятным словом «лезгинка». Этот танец амазонок и поныне популярен в России, особенно когда свадебная или иная компания оказывается в ударе. Видимо, общие древние гены с кавказскими народами дают о себе знать.

11. СКИФСКИЙ ИМЯРЕК
К нашему времени смысл и значение многих фамилий, прозвищ, названий родов и даже сел утеряны, стерты тысячелетиями, но тогда, когда скифы были, как говорится, на коне, их имена служили для характеристики тех лиц, кто их носил.
Начнем с предка скифов и кавказцев, незабвенного с библейских времен Таргитая. Обычно этому имени придают смысл «долгомощный», что, на мой взгляд, близко к истине. По-лезгински «тар» означает дерево, а «тай» – ровня, то есть древоподобный. А деревья в древних лесах были такими, что их стволы могли обхватить несколько человек, взявшись за руки. В дуплах таких деревьев у основания можно было скрываться от непогоды всаднику, и не одному. До недавнего времени такие лесные великаны сохранялись на территории Сулейман-Стальского района.
В дошедших до нас, благодаря Геродоту, скифских именах сынов Таргитая – Липоксай, Арпоксай и Колаксай – вторая часть состоит из слова «ксай», производное от «кас» – каспи или «ксан» – по-лезгински «хороший, превосходный». Древние не меньше современников верили в магическое воздействие имени на судьбу человека. Учитывая, что сыновья и внуки Таргитая стали родоначальниками некоторых народов или получили правление над ними, имя Ли-ба-ксай имеет смысл «хороший или касский отец для Ли». Ар-ба-ксай переводится как «ариев отец хороший или касский». О том, что и скифы, и нахчи – дагестанцы были выходцами из долин рек Аракс и Кура, и происходят от касов, пишут многие исследователи.
Во II веке «скифы были под властью Скилура и его сыновей во главе с Палаком». Ски-лур состоит из «ски» – скиф и «лур» – прозванный. То есть «прозванный скифом». Возможно, и «усыновленный». А Палак – Балак – Балаков или Балатов и до наших дней сохраняется в именах и фамилиях современных дагестанцев.
В ассирийских хрониках сохранились название скифов ашкуза – ишкуза и имя их царя Ишпакай (Партатуа -Бартатуа по-гречески). За этого Ишпакая, вторгшегося в VII в. до н.э. в Переднюю Азию, была выдана замуж ассирийская царевна, которая родила от него царевича, названного именем Мадий (Гуляев В.И. Стр.128-130). «Ишпакай» или «Кюч – ба –кай» на базе лезгинского языка расшифровывается как «отец или царь кочевников» (в фийском диалекте лезгинского языка «кIкай» означает старший, уважаемый). От греческого варианта имени Партатуа (Бартатуа) и имени его сына от ассирийской царевны Мадия (Матия, Меда, Мута), возможно, и образовано имя Прометей или Парта – Метей, то есть сын Парта, Прата или сокращенно Пра – Метей. Ассирийцы, как известно, так же, как и впоследствии мидийцы, были приведены скифами на Кавказ и расселены здесь. Кстати, имена Мади –Мадиев, Мута – Муталиф сохраняются и ныне в Дагестане.
А слово «аш- куза» состоит из двух частей, где по-лезгински «куза» означает север (теневая, несолнечная сторона), а «аш – каш – кас» – это этноним «касы». В Курахском районе есть целая долина «кашов» или «касов» – «Кашан – дере». В древней части селения Ахты также имеется «Кас – кра» – укрепление или квартал «касов», которые, кстати, жили в стародавние времена в Чохор (шохор – шахер) – городе на левом берегу реки Самур, что напротив Ахты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам