ПРОМЕТЕЙ «ПРИКОВАН» К ДАГЕСТАНУ

1. ФОТОПОРТРЕТ ТИТАНА
В качестве первого доказательства обоснованности вынесенного в заголовок утверждения – «Прометей «прикован» к Дагестану», а значит, и к России – предлагаю вниманию читателей фотографии вершины горы Шалбуздаг, которые очень похожи на лицо человека в профиль, обращенное к небу. Ибо нигде в других местностях кавказского региона столь сходного гигантского изваяния, ставшего прототипом всемирно известного античного титана, как известно, нет. На этих фотографиях, сделанных в разное время и с разных точек (с юга – село Куруш, с севера – Ахтынские минеральные источники, с востока – село Кра-кура), явно просматривается лицо человека, что-то возмущенно кричащего небу (по-лезгински – «цеву» или «цаву», то есть Зевсу), с которым Прометей, как известно, вступил в смертельную, непримиримую борьбу ради благополучия и развития человеческой цивилизации.
Прежде чем приводить другие, на мой взгляд, не менее убедительные природно-географические, исторические, литературные и иные доводы в подтверждение предложенного в заголовке вывода, хочу напомнить, какое место в духовном развитии человечества на протяжении более двух тысячелетий занимал образ титана Прометея.

2. ОБРАЗ, ВОЗВЫШАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА
Вот какая информация приводится в новейшем «Популярном энциклопедическом словаре», изданном в 2001 году (М., «БРЭ», стр.1068): «Прометей в греческой мифологии – титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса (верховного бога) он был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел клевал его печень. Геракл (герой-богатырь) освободил Прометея, убив орла». Далее в словаре отмечается, что Прометей – один из вечных мировых образов, символ мученика и страдальца, пожертвовавшего собой ради человеческого рода, что миф о благородном Прометее получил широкое отражение в мировой литературе (Эсхил, Гесиод, Вольтер, И.В. Гете, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Л. Мештерхази и др.), изобразительном искусстве, музыке (Л. Бетховен,
А.Н. Скрябин).
Один из ведущих исследователей древних религий С.А. Токарев пишет, что «в греческой мифологии боги не выступают в роли создателя человека, и лишь по одному мифу создателем человека был титан Прометей». «Прометей является наиболее известной мифологической фигурой культурного героя. Титан Прометей, друг и покровитель людей, косневших вначале в совершенной дикости…Титан Прометей, наряду с героями-богами Апполоном (Аппелюн, Алпан), Афиной (Афинай, Афият) и другими, олицетворяет человеческий гений, силу, мужество, идеальные человеческие свойства, возвышающие человека, по мысли создателей мифа, даже над богами». (Токарев С.А. «Религии в истории народов мира». М.,1976, ИПЛ, стр.323).
«Прометей, – писал К.Маркс, – самый благородный святой и мученик в философском календаре» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Сборник избранных произведений.М.,1956,стр.25).
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный», где благородный Прометей противопоставляется жесткому и несправедливому богу Зевсу (Цеву), по существу, является антирелигиозным произведением (Указ. соч. Токарева С.А., стр.421).
«Миф о Прометее отличает высокая художественность. Образы Прометея, Зевса, Гефеста, Ио и других высокохудожественны, они отражают рационалистический дух греческого народа», – писал другой крупнейший исследователь древних религий, английский ученый Нильсон (М., История греческой религии, стр.143).
(Тут к мнению достопочтенного английского ученого требуется небольшая поправка. Эти герои отражают не только дух греческого, но и многих других, более древних народов, которые и были на самом деле творцами этих богов и героев, в том числе и Прометея).

3. ЧТО ИЗВЕСТНО О ПРОМЕТЕЕ УЧЕНЫМ ДАГЕСТАНА
Старейший дагестанский историк Г.-А. Даниялов писал, что «согласно греческому Арфею (древний писатель) и по преданиям горцев Дагестана, здесь (автор имеет в виду Южный Дагестан) обитал Прометей (Вулкан или Хам), который и изобрел искусство ковки железа». Отмечая аналогии между грузинскими и дагестанскими преданиями о нарте Амирани, историк пишет, что этот богатырь, по древним преданиям, «издавна прикован на Ялбурзе». (Даниялов Г.-А. «Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России», Махачкала, Дагучпедгиз, 1996 г., стр.62). Согласитесь, что древний Ялбурз или Албурз – это современный Шалбурз или гора Шалбуздаг, вершина которой и послужила природным прототипом или объектом для создания всемирно известного мифа о Прометее.

4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ПРОМЕТЕЕ
Самым первым, известным и полным письменным свидетельством о Прометее (из тех, которые дошли до наших дней), о его местопребывании на Кавказе (вернее, о скале, к которой Прометей по воле Зевса был прикован Властью и Силой) является трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Другая трагедия Эсхила «Прометей освобожденный» дошла до наших дней лишь отдельными отрывками, а о третьем произведении известно только его название – «Прометей – Огненосец». Как известно, Эсхил – «отец трагедии» – родился в 525 году до нашей эры недалеко от греческих Афин, участвовал в греко-персидских войнах и умер в 456 году до н. э. на острове Сицилия. 2500 лет назад Эсхил писал о том, что Прометей был прикован «…у конца земли, в скифском краю» (Эсхил. «Трагедии». М., 1978 г., стр. 137).

5. ОТ КОГО ЭСХИЛ МОГ УСЛЫШАТЬ РАССКАЗЫ О ПРОМЕТЕЕ, ПРИКОВАННОМ К СКАЛЕ НА КАВКАЗЕ?
Вероятно, от албанских воинов, которые в качестве наемников участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов, и вместе с ними попали в плен к грекам. Как известно, Эсхил и два его брата принимали участие в битвах с персами при Марафоне (490 г. до н.э.), Саламине и при Платеях. Вот от пленных персов-алпан, с которыми приходилось разговаривать и, возможно, даже охранять, Эсхил и узнал многое из того, что легло в основу его трагедий о Прометее. Познакомившись с персами и алпанами, Эсхил написал трагедию «Персы», в которой показывал не только патриотизм и свободолюбие греков, но и проявлял сочувствие к пленным, оказавшимся в столь плачевном положении по воле персидского царя Ксеркса. Главной причиной победы малочисленных греков Эсхил считал их свободу, а поражение персов относил к их зависимости и рабскому поклонению царю.

6. ГДЕ НАХОДИЛСЯ КРАЙ ЗЕМЛИ, КУДА ПРИВЕЛИ ЗАКОВАННОГО ПРОМЕТЕЯ?
«Концом земли» и «краем скифским» в древнегреческом мире считалось побережье Каспийского моря. Само море вместе с широким устьем Волги в те времена представлялось частью мирового океана, омывающего земную твердь со стороны восхода солнца. Даже через полтысячи лет после смерти Эсхила автор книги об Александре Македонском, побывавшем и на южном, и на западном побережье Каспия, Арриан называл Гирканское море (Каспийское) «заливом Великого моря» (мирового океана). (Арриан. «Поход Александра». М., 1993г. стр. 174).
Артеминор Эфесский (II век до н.э.) в своем труде «Сокращенная география» рассказывает о Каспийском море, «которое Апполон Родосский (III век до н.э.) принимал за океан», и подчеркивает, что «по его побережью живет народ, называемый каспийским…», то есть «кассами», «каспиянами» – предками лезгин и других нахчи-дагестанских народов.
А скифами назывались древние племена, обитавшие не только в Северном Причерноморье (VII в. до н.э. – III в.н.э.). Владения скифов простирались и по равнинным приморским землям вокруг Каспия. О саках ( скифах, массагетах), живших в бассейне рек Кура и Аракс, сообщали Геродот (IV в. до н.э.) и Страбон (I в.до н.э.).
7. ДРУГИЕ ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ТАКЖЕ ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ ОБРАЗЫ МИФА
Авторитетные исследователи древних мифов также считают, что «его, Прометея, приковали к скале на далеком Кавказе». При этом имеется в виду та часть Кавказа, которая отдалена не только от самой Греции, но и от ее городов-колоний на побережье Средиземного и Черного морей. (Токарев С.А. «Религии в истории народов мира», М.,1976г., стр.409). То есть имеется в виду Восточный Кавказ.
Известный ученый XX века Н.А. Кун так излагает интересующий нас миф: «Далеко за скалами виднеются снежные вершины кавказских гор. Сюда, на край земли, привели слуги Зевса титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Слуги громовержца (Зевса), Сила и Власть, ведут Прометея. Громадные тела их словно высечены из гранита. Не знают жалости их сердца, в их глазах никогда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые стоят вокруг». (Кун Н. А. «Мифы и легенды Древней Греции». М., «Просвещение», 1975 год, стр. 65).
«Нередко целый ландшафт с горами, реками и долинами как бы оживает и превращается в мифологический рассказ», – отмечает Токарев С.А. в своих трудах о мифах и легендах Древней Греции.
Каждый, кто проезжал по трассе Дербент – Магарамкент ранним ясным утром, видел одиноко стоящий горный массив Шалбуздага, чья вершина, как видно по фотографиям, походит на лицо каменного исполина, обращенное к небу, что и символизирует Прометея. А слева от Шалбуздага возвышается суровая заснеженная громада Базардюзи или Кичен – страшилище, как называют эту гору курушцы, живущие напротив этой самой высокой вершины Восточного Кавказа. Рядом с Базардюзи виднеется Ярудаг – красная гора (массив Шахдага или Шарв-сува (царь–горы), также высокая вершина. Вот эти две вершины, расположенные южнее Шалбуздага, и олицетворяют собой Власть и Силу, которых привели, чтобы стеречь закованного Прометея… А справа, над левым берегом Самура, одиноко выделяется над Самурским хребтом отдельно стоящая макушка горы Китин-кил, или Килин-кил – «коровья голова» по -лезгински.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам