«ЛЕЗГИНКА» ОТКРЫЛА МИРУ ДАГЕСТАН

Искрометные ритмы лезгинки давно полюбились жителям не только Дагестана и России, но и всего мира. Пленяющие своей красотой и пластичностью юноши и девушки когда-то покорили сердца миллионов. Им посчастливилось войти в состав ансамбля «Лезгинка», они были начинателями и первопроходцами.
В этом году легендарный ансамбль отмечает пятидесятилетний юбилей. Творчество «Лезгинки» – это целая эпоха в истории дагестанской культуры, и круглая дата со дня основания, конечно, не может пройти незамеченной.
Коллектив запланировал ряд юбилейных концертов в Махачкале, Москве и других городах и регионах.
С чего же все начиналось? Как и когда зародилась идея создания танцевальной группы? Кто стоял у истоков?

Все эти вопросы я задала удивительному человеку, который прошел путь становления ансамбля почти с самого начала. Его судьба вплотную связана с танцем. Идею пригласить на интервью Константина Борчалинского подал побывавший ранее в нашей редакции Эльдар Мирзоев – бывший артист и директор «Лезгинки», ныне председатель общественного фонда имени Танхо Израилова. Борчалинский рассказал много интересных эпизодов из своей жизни и из истории ансамбля.

– Расскажите о том, как и когда вы пришли в «Лезгинку».

– Мне повезло, я начал свой творческий путь, трудовую деятельность в таком замечательном коллективе. В нем всегда царил творческий дух, а отношения строились на взаимопонимании, доверии и дружбе.
В 19 лет я попал в ансамбль. Это был 1964 год. Надо отметить, что никогда до этого я не занимался ни танцами, ни музыкой. Конечно, мне во многом помогло мое увлечение гимнастикой, но все же учиться пришлось практически с нуля. Наш руководитель часто повторял: «Легче учить, чем переучивать». Это был как раз мой случай.
Может показаться фантастикой, но уже через двадцать дней после первого появления на репетициях я участвовал во всех массовых танцах, а в трех: «Алабугей Бахарай», «Чабаны», «Цовкра» – даже солировал и выехал на первые свои гастроли по средней Азии.
Привел меня в коллектив мой друг Рустам – сын Танхо Израилова, основателя и в те годы художественного руководителя «Лезгинки», который танцевал сам и увлек меня. Я был поклонником ансамбля с первого дня его возникновения и, получив возможность танцевать в нем, с головой ушел в творчество. Хочу назвать тех, кто были первыми моими учителями. Это Махай Израилов, Степан Попоев, Алисафтар Арзуманов, Эльдар Мирзоев, Анатолий Вартанян, Али-ага Хамдулаев.
Мне практически с первых же дней поручили заниматься общественной работой: я был избран секретарем комсомольской организации. Приходилось нелегко, но мне даже нравились эти нагрузки. Можно сказать, что за четыре года, проведенных в «Лезгинке», я прошел даже не школу, а академию жизни. Да и вообще все, кто работал в ансамбле, в дальнейшем успешно реализовались в разных областях культуры и искусства, каждый нашел свое достойное место и в других сферах деятельности.

– Какие отношения складывались у коллектива с руководителем?

– Танхо Израилов был уникальным человеком. Аура положительной энергетики, которую он излучал, передавалась окружающим. Танхо Селимович удивительно быстро и легко находил общий язык со всеми. Для каждого из нас он был отцом, учителем, другом. Он создал «Лезгинку» практически на пустом месте. У нас не было репетиционной базы, да и вообще элементарных условий. Ансамбль репетировал в старых спортзалах, часто рядом тренировались спортсмены. Поэтому работать приходилось и ночью.
Танхо Израилов, помимо того, что был прекрасным танцором и балетмейстером, обладал еще художественным вкусом и организаторским талантом, умел управлять и вести за собой. На репетициях за малейшие ошибки он ругал очень жестко, не выбирая выражений. Если же недоразумение происходило во время выступления на концерте, то никогда не напоминал об этом. Талантливый человек талантлив даже в мелочах. Танхо Израилов был подтянут, нес в себе культуру поведения. В общении с людьми великий танцор и хореограф был очень прост. Когда с ним знакомились, он даже ребенку представлялся только по имени – Танхо. Перед концертом проверял каждого артиста, поправлял сценические костюмы на них, настраивал коллектив на выступление, сам готовил сцену, а концерт смотрел только стоя.

– Константин Николаевич, как же вам удавалось в таком напряженном графике выкраивать время для учебы?

– Я и еще один танцор –
З. Магомедов – стали первыми в ансамбле, кто решился совмещать учебу с работой. Учился заочно и окончил исторический факультет ДГУ. Но и здесь нельзя обойтись без упоминания о нашем руководителе. Несмотря на все трудности: недостаток людей, гастроли, Танхо Селимович поощрял стремление к учебе и всегда отпускал на сессии. После нас двоих учеба артистов стала обычным явлением.

– Когда появилась идея создания ансамбля национальных танцев?

– Своим рождением Государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» обязан прошедшей в 1960 году в Москве Декаде дагестанской литературы и искусства. В ходе подготовки к Декаде из небольшого количества самодеятельных танцоров Танхо Израилов собрал группу – 40 человек. Репетиции начались в сентябре 1958 года. Благодаря задору и энтузиазму участников ансамбля и его художественного руководителя 9 мая 1959 года в Махачкале с триумфом дебютировал с концертной программой не имевший аналогов на всем Северном Кавказе ансамбль танца «Лезгинка». В том же году состоялся и первый гастрольный тур по союзным республикам, артисты побывали в городах Ереване, Тбилиси, Баку, Орджоникидзе и др. В 1961 году начались заграничные поездки, что по тем временам означало небывалый успех. О создании ансамбля «Лезгинка» народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал: «У каждого из нас рождение ансамбля «Лезгинка» вызывает такое чувство, какое вызывает в наших домах рождение долгожданного ребенка. Он родился здоровым, красивым, талантливым. Своим первым выступлением он принес нам слезы радости. Смотришь на выступление «Лезгинки» и невольно вспоминаешь слова наших горцев: «Да, даже мертвые могут воскреснуть от этих плясок»…
На протяжении 20 лет неизменным хореографом ансамбля был народный артист СССР Танхо Селимович Израилов. Его постановки и сегодня составляют золотой фонд в программе «Лезгинки». За 22 года своей творческой работы Израилов создал 4 авторские концертные программы, куда вошли 68 танцев народов Дагестана и 15 постановок из фольклоров различных народностей мира.
Сегодня «Лезгинка» – один из самых прославленных коллективов подобного рода в России, лауреат престижных премий и фестивалей. Ансамбль побывал в 46 странах и является победителем 34 всемирно известных конкурсов фольклорного танца.

– Как получилось, что вы возглавляли анмамбль на определенном этапе?

– После ухода из коллектива я долгое время находился на комсомольской работе и в системе культуры. В 1981 году «Лезгинка» переживала не лучшие времена. И с должности заместителя министра культуры я пришел в родной ансамбль – директором. За два года мы вместе с ансамблем восстановили жизнедеятельность «Лезгинки» и вновь стали радовать зрителей.

– Константин Николаевич, чем вы занимались в дальнейшем?

– Опыт и закалка, полученные в «Лезгинке», помогли мне в работе на должностях начальника управления культуры Администрации города Махачкалы и заведующего сектором наград. После выхода на пенсию работаю в РОСТО (ДОСААФ) и занимаюсь проблемами ветеранов ансамбля «Лезгинка».

– Как вы оцениваете работу последователей дела «маэстро Танхо»?

– Необходимо отметить, что детище Танхо Израилова всегда попадало к талантливым хореографам, мастерам танцевального дела. Безусловно, положительную роль в судьбе ансамбля сыграли художественные руководители: Курбан Курбанов, Иосиф Матаев, балетмейстеры Шалуми Матаев, Вагинак Налбандян, Зулумхан Хангереев. Нельзя не оценить и огромной заслуги нынешнего директора Джамбулата Магомедова, который сумел сохранить коллектив в трудное перестроечное время, привел к высоким достижениям сегодняшнюю «Лезгинку». Эти люди не просто сберегли лучшие традиции «Лезгинки», но и вдохнули в ансамбль новую жизнь, внесли свою струю, которая оживила творчество коллектива.

– «Лезгинка» отмечает свое пятидесятилетие. Что бы вы хотели пожелать людям, которые сегодня работают в ней?

– Коллективу «Лезгинки» я желаю и впредь быть достойными продолжателями творческого наследия предшествующих поколений. Высоко нести славу дагестанского хореографического искусства. Не останавливаться на достигнутом, быть всегда в творческом поиске, развиваться. Искать новые художественные формы выражения народного духа посредством пластики, ритмов и хореографии.
И еще ветераны ансамбля выражает надежду, что уже в скором будущем «Лезгинке» будет присвоено имя ее основателя и первого художественного руководителя Танхо Селимовича Израилова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам