Окончание.
Нач. в № 23
ЗНАНИЕ НАРОДА — ГЛАВНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИЛА ГОСУДАРСТВА
Труженик на земле может работать высокопроизводительно только в том случае, когда он на практике овладеет высокопроизводительными технологиями, будет конкретно знать всю последовательность операций на земле и с растениями. Чтобы с их помощью выдать, если и не максимально возможный урожай, то во всяком случае хотя бы достичь результата, окупающего все его расходы и приносящего прибыль, превышающую все суммарные затраты хотя бы на одну пятую. Для этого нам не мешало бы, не изобретая свой собственный велосипед, взять и внедрить систему, оправдывающую себя уже на протяжении целого века в развитых странах.
Как известно, столетие назад Конгресс США принял довольно мудрый закон об учреждении в каждом штате новых методов землепользования и сохранения плодородия почв, получения высоких урожаев и продуктивности скота. Были по всей стране созданы сельскохозяйственные колледжи с лекционными залами, исследовательскими и экспериментальными центрами для испытания новых идей в агрономии и животноводстве.
Конгресс США сто лет назад одобрил ежегодные ассигнования федеральных средств на содержание сельскохозяйственных консультантов. С тех пор расходы службы «Экстеншн сервис» покрываются из средств федеральных, штатовских и местных властей, и эта служба превратилась в мощную систему, которая на протяжении столетия понемногу меняла практику американского сельского хозяйства.
Производительность сельского хозяйства в США повысилась на 1600 процентов! Обычным стало получение свыше 6 тонн зерна кукурузы с гектара, по картофелю данные приводились выше. Это результат не каких-то административных мер, а того, что каждый фермер принимал решения самостоятельно и со знанием дела. Американский «Экстеншн сервис» помогает фермерам, испытывающим трудности, работает непосредственно на их земле, ибо считает, что перемены к лучшему готовятся и совершаются непосредственно в поле, а не в кабинетах. Специалисты этой службы разрабатывают программы с учетом условий каждого хозяйства. В каждом округе штата работают по три консультанта: сельскохозяйственный, домоводческий и «Фор эйч» — развлекательно-познавательные клубы для обучения молодежи новейшим достижениям и привития интереса к сельской жизни, развития характера и организаторских способностей у молодежи.
В системе безвозмездного обмена знаниями учатся специалисты со всей Америки, готовые в любое время поделиться своими знаниями с каждым, кто в этом нуждается. Адреса фермеров, накопивших лучший опыт, рассылаются всем заинтересованным лицам. Новейшая информация в виде брошюр, видеозаписей или компьютерных программ рассылается консультативным службам, а через них ее получают все, кто пожелает, для использования на своем земельном участке. Консультанты учат фермеров брать пробы почвы для анализа в лаборатории сельскохозяйственной станции штата. После этого фермеры получают результаты анализа и рекомендации по улучшению состава почвы, внесению тех или иных удобрений, действительно необходимых каждому участку земли и, самое главное, в дозах и пропорциях, безопасных для конечной продукции. К примеру, только внедрение капельного орошения позволило фермерам Америки в несколько раз увеличить урожаи.
Аналогичные системы обучения созданы и в других странах. Так, в Великобритании нет ни одного фермера или наемного сельскохозяйственного работника, который не имел бы специальной профессиональной подготовки. В этой стране постоянно действует хорошо организованная система переподготовки и повышения квалификации работников аграрного сектора. Поэтому на всех фермах применяется микропроцессорная и компьютерная техника и созданы специальные службы, обеспечивающие внедрение научно-технических достижений в аграрное производство. Расходы на это внедрение на две трети покрываются государством, остальные — частными компаниями и фирмами агросервиса.
Как известно, сезонные проблемы реализации продукции возникают везде. В США для решения таких трудностей у производителей аграрной продукции созданы фермерские рынки на окраинах городов, у скоростных шоссе, в регионах, производящих картофель, овощи и фрукты в больших объемах. Эти рынки созданы на средства правительств штатов, местных и федеральных фондов. Ведают фермерскими рынками сельскохозяйственные управления штатов, на чьей территории они расположены. Американские фермерские рынки преуспевают благодаря тому, что здесь централизованно сосредоточена крупная оптовая и мелкая розничная торговля, привлекаются в торговый оборот мелкие партии товаров (не меньше полубушеля — 18 кг — или один мешок). На американских фермерских рынках имеются ресторан, магазин садовода, продаются семена, саженцы, рассада, инвентарь и всякие товары, необходимые фермеру. Привлечение на рынки достаточно большого числа фермеров, торговцев и покупателей, а также туристов создает «критическую массу», способствующую популярности этих рынков у населения.
Здесь очень актуальным является то, что на американских фермерских рынках продукты попадают непосредственно из рук производителя в руки потребителя, и 75 процентов от стоимости товара, которые попадали в карманы посредников-перекупщиков, достаются фермеру или остаются в кармане потребителя. А ведь для нашего сельхозпроизводителя это сегодня самый злободневный вопрос, рассматривающийся на уровне Правительства РД.
Выгодной реализации сельскохозяйственной продукции в развитых европейских странах во многом способствуют и кооперативы — объединения фермеров и других производителей по производственно -территориальному принципу. Так, во Франции кооперативы закупают, перерабатывают, хранят и обеспечивают сбыт более половины производимой аграриями продукции, что не по силам каждому из них в отдельности.
Кооперативы, как правило, создаются на основе шести основных принципов, сформулированных Международным кооперативным альянсом, которые закладываются в устав любого кооператива. Это — добровольность участия, демократическая (выборная) управленческая структура, фиксированная доля каждого члена кооператива в уставном капитале, распределение доходов в соответствии с решением общего собрания, проведение социальной политики (образование, здравоохранение и т.д.), сотрудничество с другими кооперативами как на региональном, так и на национальном уровнях. Финансовая база кооперативов формируется как из собственных средств (земельные, технические или иные материальные и денежные взносы участников и отчисления от прибыли кооператива), так и за счет льготных кредитов кооперативного банка, предоставляемых через региональные кассы и их филиалы. Государство, в свою очередь, предоставляет кооперативам субсидии на строительство перерабатывающих предприятий, хранилищ и т.д., устанавливает льготное налогообложение. Создание для производителя сельскохозяйственной продукции кооперативов позволило организовать во Франции мощную материально-техническую базу сельского хозяйства и выполнять операции с продовольственной продукцией по всей «вертикали»: селекцию и семеноводство, увеличение доли товарной продукции за счет ее переработки, упаковки и хранения, обеспечения гарантированного сбыта. Кооперативы, которые оказывают такие услуги, гарантируют фермерам свои услуги по ценам, заранее оговоренным в контракте, или по рыночным ценам. При нарушении условий договора (например, несоблюдение сроков поставки средств производства) взимается штраф в пользу фермера с возмещением не только причиненных убытков, но и упущенной выгоды.
Первичные кооперативы вступают в региональный отраслевой союз, а тот, в свою очередь, является членом одного из 20 национальных союзов — производителей определенной продукции (зерна, картофеля, мяса, молока и т.д.) Национальные союзы производителей во Франции объединены в Национальную конфедерацию кооперативов, которая участвует в формировании законодательства, регулирующего деятельность сельскохозяйственной кооперации, организует научные исследования, направленные на рост аграрного производства, выполняет функции представительства кооперативного движения в стране и за рубежом.
Что или кто мешает созданию такой самодеятельной и, что очень важно, самоуправляемой организационной системы для аграриев в республике и стране? Кажется ничто и никто, не считая ленивого, малокомпетентного и потенциально предрасположенного к коррупции чиновника, который въелся в сельское хозяйство, как червь в яблоко или колорадский жук в картофельную листву, и не дает нормально вызревать и расти, как это происходит в других цивилизованных странах.