Лес в каждое время года обилен и прекрасен. Летом он приветлив, угостит вас сладкой ягодой-малиной, вкусными дикими яблоками и грушами, осенью – орехами. А зимой? Что ж, посмотрите! Может ли быть что-либо прекраснее зимнего леса? Представьте себе такую картину. Только что выпал снег, чуть покусывает щеки морозец, ветерок, деревья стоят в инее. Идешь по лесу и видишь всю его сокровенную жизнь.
Снежная навись покрыла деревья. Пушистые шапки образовались на деревьях, а пни стали похожи на огромные грибы. Бывает навись тяжелая, плотная, ломающая деревья, а бывает, как и на этот раз, легкая, пушистая. Держится она недолго. Чуть подует ветер, и нет уже у леса его легкого, чарующего одеяния, от мороза потрескивают деревья. В этом тихом снежном лесу время от времени можно уловить знакомый перещелк птиц, издаваемый оседлыми пернатыми: то прокричит синичка, то дрозд, то услышишь стук клюва дятла.
Однажды морозным ноябрьским днем, возвращаясь с хутора Рукъдада, забрался я в лес, расположенный у подножия Передней горы, на левом склоне Передней реки (и река, и гора, и лес называются передними, так как расположены они перед селом Зивуриб, что в Шамильском районе). На этом маленьком лесном участке зимняя тишь окутывала, словно пуховым одеялом, со всех сторон. Снег большим покрывалом лежал на ветвях, а там, где немного подтаял, свисал длинными сосульками. Деревья стоят такие прекрасные, нарядные, береза вся в инее, словно в кружевах. Мой обостренный слух уловил приглушенный короткий щебет и свист птицы. Вот доносится легкое поскрипывание сонного клена, ему вторит раздраженно соседка-липа. Замечаю, что один чудом уцелевший лист на белоствольной березе, когда ветер шевельнул ветку, весь вздрогнул и с шелестом скользнул вниз к земле по оголенным веткам. Он был похож на бантик, когда лег на землю, устланную белоснежным ковром. В этой маленькой заснеженной зимней рощице откуда-то доносилось постукивание труженика дятла, попискивание других, скорее всего, еще очень малых лесных птиц. В звонкоголосое щебетание вплетаются свисты, клеканье и лесного жаворонка, снегиря, свирестели, синицы.
На моих глазах черный дрозд перемахивал с ветки на ветку, и в песне этого солиста, чем-то напоминавшей звуки флейты, пробивалось что-то неотступно тревожащее душу. Все эти птицы обитают на деревьях, где они питаются сережками ольхи и березы да разными личинками, укрывающимися в коре деревьев. Звуки выстраивались в необыкновенную мелодию. Это была прекрасная зимняя песня леса.
Хотя эта пора в народе называется «глухозимьем», но надо только уметь внимательно и терпеливо слушать, и вы различите разные, очень тонкие и красивые голоса зимнего леса.
Для таких четвероногих, как волк, лиса, заяц, кабан, так поредевших в последнее время в наших местах, снег – трагедия, а для охотников – большая радость идти по их следам по белоснежному, хрустящему снегу.