Академией творческой педагогики и Российской академией образования в сотрудничестве с другими структурами сферы образования ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Лучшая школа России», «Лучший детский сад России». По итогам конкурса за высокое качество образования и воспитания, педагогическое мастерство, творческий поиск, широкое внедрение инновационных форм и методов работы, высокий профессионализм руководители муниципальных образовательных учреждений стали лауреатами. Вручение наград лауреатам и конференция «Педагогическое обеспечение конкурентоспособности современного российского образования» состоялись в г. Сочи 9 – 11 октября 2008 г., где награды и дипломы получили: МОУ прогимназия № 66 «Мечта» в лице директора М.Ю. Велихановой, МДОУ № 38 в лице заведующей М.У. Абдуразаковой и МОУ прогимназия № 42 в лице директора О.И. Алхасовой (на снимке).
Махачкалинская прогимназия № 66 «Мечта» является многократным лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая школа России», «Лучший детский сад России», проекта «Профессиональная команда страны» по Республике Дагестан, конкурсов и олимпиад, проводимых Управлением образования Администрации Кировского района г. Махачкалы и Министерства образования и науки РД. Прогимназия является экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РД по гуманитарной педагогике, базовым учреждением Управления образования г. Махачкалы. Учреждение широко внедряет инновационные формы и методы работы, позволяющие вызвать у воспитанников интерес к обучению и расширить интеллектуальный кругозор детей. Главной задачей творчески направленного коллектива является гуманизация образования с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Здесь функционирует широкая сеть кружков: национального танца, двухуровневого оркестра, изостудия, детский хор, кружок вокального пения, драмтеатр. На базе прогимназии систематически проводятся методические объединения Управления образования г. Махачкалы, обучающие семинары для педагогов, научные консультации и лекции для родителей с привлечением ведущих специалистов ДГПУ и Минобразования РД. Одним из приоритетных направлений МОУ является коррекционно-развивающее обучение, которое осуществляется под руководством кандидата педагогических наук, доцента ДГПУ И.А. Гаджиева с привлечением студентов кафедры коррекционной педагогики и психологии.
Подробнее о своей работе и о конкурсе рассказала директор прогимназии № 66 «Мечта», заслуженный учитель РД, кандидат педагогических наук, доцент ДГПУ, отличник высшего профессионального образования РФ – Маргарита Юсуфовна Велиханова.
— В чем идея конкурса?
— Первоначальная идея возникновения конкурса заключена в том, чтобы подтвердить профессиональный статус инновационных учреждений, определить, насколько высока эта профессиональная планка. Исходя из этого производилась подборка документов. Их мы отправляли в Москву. Там они обобщались, анализировались. Учреждения, признанные лучшими, в лице руководителей приглашались для участия во Всероссийском конкурсе. В 1998 году мы заняли 1-е место. Второе участие было в 2003 году. Мы опять заняли 1-е место. И третий раз нам удалось стать лауреатами уже в 2008 году в г. Адлере, где принимали участие образовательные учреждения всех регионов России.
К нам было очень теплое отношение. Нам предоставили слово. Я читала доклад о том, как поставлено образование в Махачкале. Нам задавали вопросы, насколько у нас беспокойная обстановка, об отношении к образованию в целом. Мы рассказали, что проблемы действительно существуют, как и во всех регионах России, но следует отметить, что Администрация города, Управление образования, Правительство РД оказывают огромную помощь и поддержку всем объектам народного образования. Очень высоко был оценен уровень работы махачкалинских школ. Меня очень порадовало, что образовательный статус столицы Дагестана оказался на одном уровне с профессиональным статусом педагогов из Москвы и Санкт-Петербурга.
— Вы проводите конкурс при приеме детей в гимназию?
— Нет. Мы принимаем детей в порядке очередности. По мере возможности стараемся удовлетворить просьбы всех очередников.
— Вашим сотрудникам должны повысить зарплату на 50%. А другая финансовая помощь оказывается?
— Пока нет. У нас есть даже рекомендательное письмо президента Академии творческой педагогики профессора Я.С.Турбовского и президиума академии на имя Главы города Махачкалы С.Д. Амирова с просьбой «оказать поддержку руководителям образовательных учреждений и провести 50-процентную доплату к заработной плате в течение пяти лет (с 2008 по 2012 гг.) согласно положению Всероссийского конкурса «Лучшая школа России», «Лучший детский сад России». Мы привезли 4 диплома: «Лучшая школа России», «Лучший сад России», «Лучший директор России», «Лучший заведующий России», присуждаемые по многим критериям, которым необходимо соответствовать.
— С какого возраста дети принимаются в гимназию?
— С трех до десяти лет. К нам везут детей из Красноармейска, Нового Хушета, Редукторного поселка и Ленинкента, откуда только не приезжают.
— Между детьми, которые ходят в детский сад, и теми, кто в него не ходит, существует большая разница. Первые больше знают. И развитие у них совершенно другое.
— Конечно, правильно вы говорите. Это «коллективные дети». Они совершенно иные. Наша прогимназия отличается от просто сада-школы тем, что у нас используются инновационные методы, функционируют кружки, к которым программа не обязывает. На базе заведения работают 7-8 кружков. И все дети вовлечены в их работу. Идет 100-процентный охват. Ребенок должен привыкать. Шестилеткам сложно сразу идти в общеобразовательную школу. Мы готовим детей. Каждый день до 6-ти вечера они у нас. И так до десяти лет. Не зря в конкурсе участвовали только прогимназии.
— Да, но кружок посещает каждый ребенок.
— Все. Есть, конечно, дети, которые говорят, к примеру, я не хочу рисовать, я хочу танцевать. Пожалуйста. Никакого психологического давления на личность ребенка быть не должно. Он выбирает то, что ему интересно.
— Не планируете расширить учреждение?
— Я хотела. Родители просят открыть старшие классы. Может быть, это перспектива будущего. Нам администрация всегда помогает: хороший ремонт, новая мебель, игрушки — все, что мы просим. Перспективное мышление у нашего руководства есть. Они понимают, что за образованием – будущее.
— Что вы можете сказать о выступлениях на конкурсе представителей других регионов?
— До меня выступила коллега из московской гимназии. Она говорила о том, что известие о присуждении ей звания лауреата конкурса «Лучшая школа России» вызвало зависть со стороны ее коллег, и ей очень трудно работать в таких условиях.
В своем выступлении я сказала, что у нас в республике, в городе мы сохранили умение радоваться успехам друг друга. Человек завистливый, недоброжелательный и злой не сможет воспитать доброго и порядочного человека. Надо начинать с себя.
— Ну, раз вы оказались лучшими, то, наверно, и не было идей, которые можно позаимствовать у других регионов.
— Нет. Идеи мы для себя почерпнули. У питерской школы мы взяли очень интересные методические наработки, у москвичей – принципы работы начальной школы. Многих заинтересовала моя монография «Воспитательный потенциал взаимного обучения младших школьников», изданная в Москве в 2008 году. Она посвящена тому, как дети могут помогать друг другу в процессе обучения. Нам было чем поделиться. И после этого тура президент Академии творческой педагогики, профессор Я.С. Турбовской сказал: «Я даже не ожидал, что в Махачкале такой высокий уровень образовательного процесса». Меня, конечно, это немножко задело. Я спросила: «Почему не ожидали?».
— Почему-то многие не лучшего мнения о нас.
— Вот именно. Почему не ожидали? Наши коллеги из Питера, Мурманска, Томска, Тюмени взяли себе эту монографию, говорили, что с удовольствием будут претворять все это в учебный процесс.
Обсуждали вопросы безопасности. В ответ на один из вопросов я сказала, что у нас не опаснее, чем в любом другом регионе России. Мы живем достаточно спокойно. Дети получают правильную информацию, что существуют добро и зло, и надо как-то мириться с этим. Они растут и развиваются в обстановке человеколюбия.
— Как вы считаете, кто виноват в том, что многие считают Дагестан «горячей точкой»?
— Кто виноват – трудно сказать. Я сторонница такой версии, что каждый слышит то, что он хочет слышать. Ведь очень многие воспринимают Дагестан по-иному. Многие мои коллеги, с которыми я познакомилась, участвуя в конкурсе, считают, что Дагестан – очень красивый край, полный уникальных дарований, что это – край туризма. И мы, конечно, дали правдивую информацию: в Дагестане стабильно, спокойно, у нас по-прежнему существует закон гостеприимства, и мы рады поделиться наработками с нашими коллегами. Нам поверили. Ведь сразу видно, когда человек говорит искренне, или когда он что-то недоговаривает.
— Вы проводите с детьми уроки толерантности?
— Да, конечно. Ежегодно мы проводим День толерантности так же, как его проводят по всей России. К этому празднику дети своими руками изготавливают белых голубей, мы закупаем гелиевые шары, на которые приклеиваются рисунки и пожелания детей. Во дворе мы проводим открытое мероприятие, и дети под музыку все это посылают в небо. Столько радости бывает при этом и положительных эмоций! Наши дети уже понимают, что такое толерантность. Вроде бы это новое слово. На самом деле это просто мирное сосуществование людей разных национальностей. Какая разница, кто ты по нации? Какая разница, в какого Бога ты веришь? Главное, чтобы ты был добрым человеком и умел делиться этим добром с окружающими.
Отношение к людям другой национальности формируется не в школе, а в детском саду. На этот фундамент уже потом в школе ставятся стены. Поэтому я такое принципиальное значение придаю дошкольному образованию. Детям все равно, какой они национальности. Не зря А. Макаренко говорил: «Учитесь жить у детей». Какое это мудрое выражение! Учитесь их добру, их пониманию друг друга. Это должно быть в основе. Работая с ними, мы стараемся учиться у них.
— То есть вы не разделяете мнения о том, что дети стали очень жестокими?
— Нет, ни в коем случае. Дети не могут быть жестокими, если их правильно направлять. Очень много зависит от того, кто рядом с ребенком. Дети не могут быть злыми. Это просто нонсенс какой-то. Я даже не знаю, кто вообще может такое говорить.