Журналисты, искусствоведы, художники и просто неравнодушные к изобразительному искусству стали в этот вечер свидетелями открытия первой Персональной выставки в Дагестане (!) известного петербургского художника Октая Алирзаева «Пути-дороги».
33 картины, представленные на вернисаже, отображают просторы нашей горной республики и Северной столицы России – Санкт-Петербурга. И это не случайно. Пейзажи, написанные акварелью, совершенно точно перекликаются с жизнью автора; он нарочно объединил их названием «Пути-дороги». Октай Алирзаев много лет живет и трудится в Петербурге, принимает активное участие в российских и международных выставках и преподает сразу в нескольких учебных заведениях. Художник не был в Дагестане 5 лет, и вот после длительной паузы, он встретился с родными просторами, чтобы вновь набраться впечатлений и образов, а также показать нам плоды своей многолетней работы.
Октай Алирзаев в этот вечер был нарасхват: друзья, родные, учителя (не говоря о журналистах) – всем хотелось внимания автора, но я все же ухитрилась «выкрасть» художника из толпы благодарных зрителей, и задать ему несколько волновавших меня вопросов. Беседа получилась несколько хаотичной, но содержательной.
— Октай, расскажите немного о вашей жизни в Санкт-Петербурге.
— Жизнь в Питере по-своему интересна. В последние 8-9 лет, помимо того, что пишу картины, я занимаюсь педагогической деятельностью — работаю в питерском колледже культуры и искусства, где обучаю студентов рисунку и живописи. Также я преподаю в университете технологии дизайна и в школе дизайна. В Санкт-Петербурге повышенный интерес к дизайнерскому делу, поэтому эти творческие профессии пользуются там большой популярностью. Я заметил, что такая тенденция наблюдается и в Дагестане, в Махачкале — у нас появляются специальные факультеты, школы. Видимо, это требование времени, поэтому и я стараюсь успеть совместить творчество и педагогическую деятельность. Если говорить чисто о художественной стороне жизни в Питере, то отмечу, что там много дагестанских художников, которые, окончив учебу, живут там, работают. Есть у нас и свое творческое объединение «Открытая ладонь», которое возглавляет наш аксакал – художник Арсен Кардашев. Периодически мы устраиваем там свои выставки. В настоящее время объединению «Открытая ладонь» уже предложили выставиться здесь, в Дагестане. Очень надеюсь, что в ближайшее время это произойдет.
— Большая часть картин, представленных на сегодняшней выставке, посвящена Дагестану, а именно вашему родному селению Ахты. Это есть выражение тоски художника по родине?
— Конечно, имеет место ностальгия, тоска, но не только. Село Ахты очень интересно, необычно по графике, цвету, там есть чем любоваться, и мне хочется показать все это людям, никогда не бывавшим у меня на родине, хочется передать им эту красоту и свои чувства. Когда я приезжаю в село, то всегда делаю какие-то зарисовки, этюды, позже они ложатся в основу работ, посвященных южным просторам. К сожалению, объездить весь Дагестан не всегда есть время и возможность, поэтому сегодня нет пейзажей других районов нашего края.
— На первый взгляд, ваши произведения достаточно прозрачны и доступны простому зрителю, но в них не последнее место занимает символика. Так, на многих картинах изображено колесо, которое, как правило, символизирует жизнь. Что вы хотели этим сказать зрителю?
— Да, вы правильно подметили символ колеса. Оно выражает круговорот жизни, а также мой творческий путь. Я хотел этим сказать, что все постоянно, бесконечно, и все возвращается на круги своя. Поэтому, такая деталь, как колесо, часто встречается в моих картинах.
— Люди, изображенные на картинах, находятся в движении (исключая портреты). Как, например, на картине «Ноша». Я так поняла, это продолжение темы колеса жизни, судьбы человека.
— Соглашусь. Картина «Ноша» — это прообраз всех дагестанских женщин, горянок, которым нелегко живется в горных условиях. Поэтому ноша, взваленная на плечи, тоже своеобразный символ. Это бремя, которое несут наши матери, сестры, не жалуясь ни на кого и ни на что. Через эту картину я хотел показать трудолюбие дагестанской женщины, хранительницы домашнего очага и уюта.
— Что вас вдохновляет на творчество?
— Воспоминания, новые впечатления, друзья. Мне очень важно, что скажут мои учителя, я всегда помню их советы, наставления. Тот начальный здоровый запал, который вкладывают в нас первые учителя, важен для человека. Нельзя в творчестве размениваться на мелочи, нужно стараться быть на уровне, не поддаваться искушению делать все на продажу. Вот все эти моменты я стараюсь не забывать, и таким образом держаться на плаву. Если и продавать, то те произведения, которые сделаны с удовольствием. Пока это удается, может, не на сто процентов, но все же. А вообще, знаете, сидеть и ждать вдохновения, мне кажется, неправильно. Нужно постоянно работать, только так можно добиться результата.
— Почему вы назвали коллекцию «Пути-дороги»?
— Сегодня, как вы заметили, представлены разные регионы – Юг России, Северо-запад, Север. Там тоже очень интересные пейзажи, вот я показал архангельские деревни: серебристые оттенки старого дерева, старых изгородей, бревен. Это все завораживает. Они где-то похожи по цветовым ощущениям на дагестанские пейзажи, но у нас они, быть может, немного теплее, а там серебристее, холоднее. Все эти края мне знакомы, где-то проведена частичка жизни. Поэтому и название настоящей выставки: «Пути-дороги» — разные регионы, разные дороги, которые я преодолел в свое время, где я побывал. Все это сегодня слилось воедино.
— Мне показалось, что вами использованы унылые тона, это навивает некую грусть. С чем это связано?
— Я не первый раз это слышу, возможно, действительно это навевает на человека грусть. Просто есть картины, написаные на цветной бумаге, которая изначально имеет свой тон.
Это несет серебристый, колористический оттенок, ровный. Но, с другой стороны, рисовать яркими цветами – это, наверное, не мое состояние. Так получается, что я сам, того не замечая, выбираю именно те пейзажи, которые представлены в мягких, серебристых тонах. Мне кажется, в этом есть какое-то таинство, загадка. Если вы обратите внимание – тот же натюрморт – это старинные вещи, живущие своей жизнью. Я стараюсь показать такие моменты. В старинных вещах есть отпечаток времени, история тех людей, в чьих руках этот предмет побывал когда-то. Мне это интересно, и я стараюсь в этих тонах передать мною прочувствованное и увиденное.
— Просматривая экспозицию, я искала автопортрет, мне просто интересно, как художник видит самого себя. Но автопортрета я не нашла. Вы не любите рисовать себя?
— …Трудный вопрос. Даже не знаю, почему нет автопортрета. Я не задумывался над этим.
— В принципе автопортрет есть?
— За последние лет 20 – нет. Будучи студентом Художественного училища, я рисовал себя, но после уже нет. Наверное, вокруг много всего интересного происходит, да и в суете города – Петербурга, не всегда остается время уединиться и посмотреть себе в глаза. Возможно, этот фактор и повлиял. Большой город, работа – одна, вторая, в мастерской: я постоянно в движении. Может быть, когда будет длительный отпуск, хороший отдых я обращу на себя внимание и напишу свой портрет. Думаю, что сделаю это даже в ближайшее время.
— Вы часто бываете в Дагестане?
— Стараюсь приезжать каждый год. Но в последние пять лет так сложились обстоятельства (прим. корр.: у Октая Алирзаева родился сын), что я не мог приехать на родину. После столь длительной разлуки я снова в Дагестане!
— Как долго пробудете здесь?
— Числа 23-24 я должен уехать, потому что впереди сентябрь — начинаются занятия, меня ждут мои ученики.
— Вам успехов и спасибо за беседу!
Октай Алирзаев:
Родился 9 февраля 1961 года в сел. Ахты, Республика Дагестан.
1981 г. – окончил ДХУ им. Джемала г. Махачкалы.
1997 г. – окончил Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, Санкт-Петербург.
Член Союза художников РФ.
Работы хранятся в частных коллекциях в России, Великобритании, Германии, Чехии, Венгрии.
Галерея «Во-АРТ» 4 августа принимала в своем зале новых гостей. Где-то в глубине помещения раздавались звуки оркестра, несколько унимая тем самым суету и экспрессивность встречи. Автор экспозиции – Октай Алирзаев, не замечая вспышек фотоаппаратов, охотно подписывал открытки и общался с гостями. Имя художника, малоизвестное рядовому дагестанскому зрителю, вызывало большой интерес к себе и, конечно же, к представленным творческим работам.