Пути-дороги Октая Алирзаева

 Журналисты, искусствоведы, художники и просто неравнодушные к изобразительному искусству стали в этот вечер свидетелями открытия первой Персональной выставки в Дагестане (!) известного петербургского художника Октая Алирзаева «Пути-дороги».
33 картины, представленные на вернисаже, отображают просторы нашей горной республики и Северной столицы России – Санкт-Петербурга. И это не случайно. Пейзажи, написанные акварелью, совершенно точно перекликаются с жизнью автора; он нарочно объединил их названием «Пути-дороги». Октай Алирзаев много лет живет и трудится в Петербурге, принимает активное участие в российских и международных выставках и преподает сразу в нескольких учебных заведениях. Художник не был в Дагестане 5 лет, и вот после длительной паузы, он встретился с родными просторами, чтобы вновь набраться впечатлений и образов, а также показать нам плоды своей многолетней работы.
Октай Алирзаев в этот вечер был нарасхват: друзья, родные, учителя (не говоря о журналистах) – всем хотелось внимания автора, но я все же ухитрилась «выкрасть» художника из толпы благодарных зрителей, и задать ему несколько волновавших меня вопросов. Беседа получилась несколько хаотичной, но содержательной.
– Октай, расскажите немного о вашей жизни в Санкт-Петербурге.
– Жизнь в Питере по-своему интересна. В последние 8-9 лет, помимо того, что пишу картины, я занимаюсь педагогической деятельностью – работаю в питерском колледже культуры и искусства, где обучаю студентов рисунку и живописи. Также я преподаю в университете технологии дизайна и в школе дизайна. В Санкт-Петербурге повышенный интерес к дизайнерскому делу, поэтому эти творческие профессии пользуются там большой популярностью. Я заметил, что такая тенденция наблюдается и в Дагестане, в Махачкале – у нас появляются специальные факультеты, школы. Видимо, это требование времени, поэтому и я стараюсь успеть совместить творчество и педагогическую деятельность. Если говорить чисто о художественной стороне жизни в Питере, то отмечу, что там много дагестанских художников, которые, окончив учебу, живут там, работают. Есть у нас и свое творческое объединение «Открытая ладонь», которое возглавляет наш аксакал – художник Арсен Кардашев. Периодически мы устраиваем там свои выставки. В настоящее время объединению «Открытая ладонь» уже предложили выставиться здесь, в Дагестане. Очень надеюсь, что в ближайшее время это произойдет.
– Большая часть картин, представленных на сегодняшней выставке, посвящена Дагестану, а именно вашему родному селению Ахты. Это есть выражение тоски художника по родине?
– Конечно, имеет место ностальгия, тоска, но не только. Село Ахты очень интересно, необычно по графике, цвету, там есть чем любоваться, и мне хочется показать все это людям, никогда не бывавшим у меня на родине, хочется передать им эту красоту и свои чувства. Когда я приезжаю в село, то всегда делаю какие-то зарисовки, этюды, позже они ложатся в основу работ, посвященных южным просторам. К сожалению, объездить весь Дагестан не всегда есть время и возможность, поэтому сегодня нет пейзажей других районов нашего края.
– На первый взгляд, ваши произведения достаточно прозрачны и доступны простому зрителю, но в них не последнее место занимает символика. Так, на многих картинах изображено колесо, которое, как правило, символизирует жизнь. Что вы хотели этим сказать зрителю?
– Да, вы правильно подметили символ колеса. Оно выражает круговорот жизни, а также мой творческий путь. Я хотел этим сказать, что все постоянно, бесконечно, и все возвращается на круги своя. Поэтому, такая деталь, как колесо, часто встречается в моих картинах.
– Люди, изображенные на картинах, находятся в движении (исключая портреты). Как, например, на картине «Ноша». Я так поняла, это продолжение темы колеса жизни, судьбы человека.
– Соглашусь. Картина «Ноша» – это прообраз всех дагестанских женщин, горянок, которым нелегко живется в горных условиях. Поэтому ноша, взваленная на плечи, тоже своеобразный символ. Это бремя, которое несут наши матери, сестры, не жалуясь ни на кого и ни на что. Через эту картину я хотел показать трудолюбие дагестанской женщины, хранительницы домашнего очага и уюта.
– Что вас вдохновляет на творчество?
– Воспоминания, новые впечатления, друзья. Мне очень важно, что скажут мои учителя, я всегда помню их советы, наставления. Тот начальный здоровый запал, который вкладывают в нас первые учителя, важен для человека. Нельзя в творчестве размениваться на мелочи, нужно стараться быть на уровне, не поддаваться искушению делать все на продажу. Вот все эти моменты я стараюсь не забывать, и таким образом держаться на плаву. Если и продавать, то те произведения, которые сделаны с удовольствием. Пока это удается, может, не на сто процентов, но все же. А вообще, знаете, сидеть и ждать вдохновения, мне кажется, неправильно. Нужно постоянно работать, только так можно добиться результата.
– Почему вы назвали коллекцию «Пути-дороги»?
– Сегодня, как вы заметили, представлены разные регионы – Юг России, Северо-запад, Север. Там тоже очень интересные пейзажи, вот я показал архангельские деревни: серебристые оттенки старого дерева, старых изгородей, бревен. Это все завораживает. Они где-то похожи по цветовым ощущениям на дагестанские пейзажи, но у нас они, быть может, немного теплее, а там серебристее, холоднее. Все эти края мне знакомы, где-то проведена частичка жизни. Поэтому и название настоящей выставки: «Пути-дороги» – разные регионы, разные дороги, которые я преодолел в свое время, где я побывал. Все это сегодня слилось воедино.
– Мне показалось, что вами использованы унылые тона, это навивает некую грусть. С чем это связано?
– Я не первый раз это слышу, возможно, действительно это навевает на человека грусть. Просто есть картины, написаные на цветной бумаге, которая изначально имеет свой тон.
Это несет серебристый, колористический оттенок, ровный. Но, с другой стороны, рисовать яркими цветами – это, наверное, не мое состояние. Так получается, что я сам, того не замечая, выбираю именно те пейзажи, которые представлены в мягких, серебристых тонах. Мне кажется, в этом есть какое-то таинство, загадка. Если вы обратите внимание – тот же натюрморт – это старинные вещи, живущие своей жизнью. Я стараюсь показать такие моменты. В старинных вещах есть отпечаток времени, история тех людей, в чьих руках этот предмет побывал когда-то. Мне это интересно, и я стараюсь в этих тонах передать мною прочувствованное и увиденное.
– Просматривая экспозицию, я искала автопортрет, мне просто интересно, как художник видит самого себя. Но автопортрета я не нашла. Вы не любите рисовать себя?
– …Трудный вопрос. Даже не знаю, почему нет автопортрета. Я не задумывался над этим.
– В принципе автопортрет есть?
– За последние лет 20 – нет. Будучи студентом Художественного училища, я рисовал себя, но после уже нет. Наверное, вокруг много всего интересного происходит, да и в суете города – Петербурга, не всегда остается время уединиться и посмотреть себе в глаза. Возможно, этот фактор и повлиял. Большой город, работа – одна, вторая, в мастерской: я постоянно в движении. Может быть, когда будет длительный отпуск, хороший отдых я обращу на себя внимание и напишу свой портрет. Думаю, что сделаю это даже в ближайшее время.
– Вы часто бываете в Дагестане?
– Стараюсь приезжать каждый год. Но в последние пять лет так сложились обстоятельства (прим. корр.: у Октая Алирзаева родился сын), что я не мог приехать на родину. После столь длительной разлуки я снова в Дагестане!
– Как долго пробудете здесь?
– Числа 23-24 я должен уехать, потому что впереди сентябрь – начинаются занятия, меня ждут мои ученики.
– Вам успехов и спасибо за беседу!
 

Октай Алирзаев:
Родился 9 февраля 1961 года в сел. Ахты, Республика Дагестан.
1981 г. – окончил ДХУ им. Джемала г. Махачкалы.
1997 г. – окончил Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, Санкт-Петербург.
Член Союза художников РФ.
Работы хранятся в частных коллекциях в России, Великобритании, Германии, Чехии, Венгрии.
Галерея «Во-АРТ» 4 августа принимала в своем зале новых гостей. Где-то в глубине помещения раздавались звуки оркестра, несколько унимая тем самым суету и экспрессивность встречи. Автор экспозиции – Октай Алирзаев, не замечая вспышек фотоаппаратов, охотно подписывал открытки и общался с гостями. Имя художника, малоизвестное рядовому дагестанскому зрителю, вызывало большой интерес к себе и, конечно же, к представленным творческим работам.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Из Махачкалы планируют запустить прямые авиарейсы в города Азербайджана

Четыре российские авиакомпании собираются запустить прямые рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и Махачкалы в азербайджанские города Гянджа, Ленкорань и Нахичевань....

В Махачкале состоялось совещание с участием высшего руководства ПАО «Газпром»

Совещание по вопросам взаимодействия компаний группы «Газпром» с правительством Дагестана состоялось сегодня, 28 января, в Махачкале под председательством главы...

В Махачкале обновили материально-техническую базу двух коррекционных школ

Материально-техническую базу двух коррекционных школ и одного колледжа в Махачкале обновили в 2021 в рамках национального проекта «Образование». Об...

В Махачкале прошла акция «Блокадный хлеб»

Всероссийская акция «Блокадный хлеб» прошла в Махачкале накануне, 27 января — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В...

На бизнесмена из Махачкалы завели дело за причинение ущерба бюджету республики

Уголовное дело возбуждено против индивидуального предпринимателя из Махачкалы, который причинил бюджету республики ущерб почти на 300 тыс. рублей, сообщили...

Порядок – это несложно

Вслед за пользователями соцсетей тема освобождения незаконно захваченных городских территорий внезапно взбудоражила все население нашего города. Видеоролики с кадрами...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам