В начале сентября исполняется 60 лет Гамзату Бахрамовичу Мирзоеву – заслуженному артисту Дагестанской АССР, бывшему солисту и хореографу ансамбля «Лезгинка».
Его яркий самобытный талант покорил не одну тысячу зрителей, и, хотя последние 30 лет Гамзат Бахрамович живет в Москве, родной край не забывает и, пользуясь любой возможностью, пропагандирует на всех широтах дагестанское искусство.
Наша беседа сегодня с человеком, хорошо знающим юбиляра. Это Константин Николаевич Борчалинский – бывший танцор и директор «Лезгинки», заслуженный работник культуры Дагестана, координатор ветеранов ансамбля «Лезгинки».
— Константин Николаевич, всегда интересно узнать, как приходят на сцену, становятся артистами. Расскажите, пожалуйста, как это случилось с Гамзатом Бахрамовичем?
— Гамзат родился в Махачкале, в дружной семье. Отец его работал на заводе им. Гаджиева, мать была домохозяйкой. Думаю, что увлечение танцами началось с легкой руки старшего брата Эльдара, который уже тогда был солистом «Лезгинки».
Когда Гамзату исполнилось 10 лет, его приняли в танцевальный кружок Махачкалинского Дома пионеров и школьников. Тогда этим коллективом руководил знаменитый Казим Абасович Манафов – отец детской дагестанской хореографии. Именно он увидел в хрупком мальчике с большими глазами в обрамлении бархатных ресниц будущего большого танцора и хореографа.
Кстати, из-за этих пушистых ресниц Гамзата прозвали нежно «Маштан», что по-азербайджански означает маленькая ласковая кошечка с длинными ресницами. И по сей день друзья молодости так его называют.
По рекомендации Казима Абасовича руководство завода им. Гаджиева поручает Гамзату создать самодеятельный танцевальный коллектив. Было ему в ту пору 14 лет, а через год его самодеятельные артисты заняли 1-е место на республиканском конкурсе.
Это выступление смотрели артисты ансамбля «Лезгинка», и его художественный руководитель Танхо Израилов пригласил Гамзата в свой коллектив.
— Работа в таком прославленном ансамбле, наверно, самый важный этап в жизни любого артиста?
— Конечно. Гамзату было 16 лет, когда он начал карьеру солиста. Яркий, талантливый! А какая фактура! Стройный, красивый, изящный…
Он очень легко танцевал, на сцену вылетал, словно вихрь, даже коллеги – танцоры не могли оторвать от него глаз.
Жизнь артиста – это бесконечные гастроли, разъезды, концерты. Гамзат побывал во многих странах мира, где наша «Лезгинка» выступала с неизменным оглушительным успехом.
— Как получилось, что Гамзат Бахрамович уехал из Дагестана?
— Жизнь не стоит на месте. Всегда хочется испробовать себя в новом деле и иных обстоятельствах. До 1970 года Гамзат работал в «Лезгинке». Потом – новый этап в жизни, Ленинградский мюзик-холл, где Гамзат создал ансамбль кавказских танцев «Асса». Это был один из лучших коллективов Европы, с которым Гамзат объездил весь Советский Союз и многие страны мира.
В 1976 году при Москонцерте был создан ансамбль национальных танцев «Кавказ», куда Гамзат переходит работать. Со временем, в 1990 году, он становится заместителем директора Московской эстрады. В 80-е годы Гамзат окончил Ленинградский институт культуры, снялся в главной роли в фильме на Киевской киностудии «Снежная свадьба» по повести Ахмедхана Абу-Бакара.
— Гамзат Бахрамович, видимо, создавал танцевальные ансамбли не только в нашей стране, но и за рубежом?
— Действительно, здесь можно поговорить о времени, проведенном в Йемене. Гамзата отправили в командировку в эту страну, и там он создал государственный ансамбль танца. Помогала ему супруга Наталья – бывшая солистка Красноярского ансамбля танца.
Там же, в Йемене, родились их дети – Фархад и Амар.
— 90-е годы прошлого столетия – самые тяжелые в жизни нашей страны. Чем занимался Гамзат Бахрамович в это время?
— Вернувшись на родину, он создает танцевальный ансамбль «Националь» по просьбе танцоров из бывшего СССР. В коллективе танцевали артисты из разных коллективов. Многие из них стали руководителями других ансамблей, многим вообще очень помог по жизни…
— А помогал ли он своему родному ансамблю «Лезгинка», который в 90-е переживал нелегкие времена?
— Конечно, помогал. Вообще, стремление, желание и возможность помогать кому бы то ни было в крови у этого человека.
Я помню, когда меня с должности замминистра культуры РД направили директором ансамбля «Лезгинка» для его укрепления, Гамзат поддержал меня в начале пути, помог и советом и дельными предложениями.
Когда уже он жил в Москве, он организовывал гастроли «Лезгинки» по стране и за рубежом. Он ходил по инстанциям, доказывал, что «Лезгинка» — хороший ансамбль, добивался престижных гастрольных туров.
Вообще, он оказывает помощь всем талантам, приезжающим из Дагестана – певцам, актерам, танцорам. На его средства была установлена мемориальная доска в Махачкале по ул. Коркмасова, 9 основателю и руководителю ансамбля «Лезгинка» Танхо Израилову. Он же организовал его юбилейный вечер с приглашением ветеранов и артистов «Лезгинки».
Гамзат – истинный патриот Дагестана и своего родного ансамбля «Лезгинка». Сердце его принадлежит Дагестану. Здесь похоронены его родители, живут друзья, здесь вступил он на первую ступеньку лестницы, ведущей в большую жизнь.
— Чем занят юбиляр сегодня?
— Сегодня Гамзат находится рядом со своим ближайшим другом, известным предпринимателем, основателем компании «АСТ» Тельманом Исмаиловым. Этот человек много сделал для него и его семьи, и Гамзат ему глубоко благодарен.
Гамзату Мирзоеву 60 лет, жизнь только набирает обороты, многое предстоит сделать, много планов, задумок, идей. Пусть все они сбудутся. От имени всех ветеранов ансамбля «Лезгинка» и себя лично я поздравляю своего друга с юбилеем, желаю ему здоровья, радости, успехов.
— С удовольствием присоединяемся к вашим поздравлениям.