Расул Гамзатов назвал его «Ханом музыки», «Баширом любви»

Многие годы он возглавляет правление Союза музыкантов Дагестана. Хан Мирзаханович также является председателем Союза творческой молодежи Дагестана, членом худсоветов Минкультуры РД, ГТРК «Дагестан», Совета по культуре и искусству при МВД РД и Главе г.Махачкалы, Комитета по защите отечественной культуры при Конгрессе российской интеллигенции, президиума правления Российского Детского фонда, союзов концертных деятелей и кинематографистов РФ, заместителем председателя правления «Ассоциации исполнительского искусства Дагестана». Хан Баширов – неизменный председатель жюри трех всероссийских конкурсов исполнителей на народных инструментах, проходивших в Махачкале в 2005, 2006, 2007 гг. Он участник свыше тысячи культурно-массовых мероприятий в Дагестане и за его пределами. Хан Баширов – автор, сценарист и режиссер смотров, конкурсов, фольклорных фестивалей – «Шарвили», 2002 г., «Шунудаг», 2004 г., «Мелодии Рубаса», 2006 г. Только за последние 6 лет им дано свыше 250 концертов в городах страны – это Москва, С.-Петербург, Кронштадт, Астрахань, Баку, Грозный, Гудермес, Нальчик, Краснодар, Ростов, Ставрополь, Саратов и др.
Х.Баширов – единственный из дагестанских деятелей искусства, побывавший с авторскими концертами в горячих точках – Карабахе, Приднестровье, Тбилиси, Оше, Таджикистане, Чечне, Ингушетии, Южной Осетии, Абхазии, Кизляре, Буденновске, Первомайском, Беслане. Он был в числе творческих работников, которые выступили с обращением к дагестанскому народу «Россия – наше родное Отечество» в дни нападения бандформирований со стороны Чечни в 1999 году. В то время он руководил бригадой артистов, которая дала 32 благотворительных концерта для беженцев, солдат, работников МВД и ФСБ. За это он получил благодарность от командования объединенной группировкой войск РФ в Чечне. Хан Баширов неоднократно сдавал кровь для раненых солдат.
По инициативе Баширова Союз музыкантов РД взял шефство по культурному обслуживанию пансионатов ветеранов, всех детских реабилитационных центров и интернатов Махачкалы и республики.
Подтверждением широты и многообразия творческой деятельности Х.Баширова являются талантливо исполненные им ведущие роли в художественных фильмах: «Похождения графа Невзорова», «Тайна рукописного Корана», «Сказание о храбром Хочбаре», «Шамиль», «Платон», а также в документальных фильмах: «Мир Кавказу», «Мы верим», «Мурад Кажлаев. Снова в горы», «Моя дорога. Расул Гамзатов».
Х.Баширов состоялся как педагог. Им подготовлено свыше 60 учеников, которые занимали призовые места на республиканских и всероссийских конкурсах по классу фортепиано. Многие его ученики закончили консерватории, музыкальные факультеты разных вузов.
За большой вклад в музыкальную культуру и исполнительское искусство он удостоен премии Ленинского комсомола и Государственных премий РД, ему присвоены звания народного артиста Дагестана, заслуженного деятеля Музыкального общества России, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Слово о друге
Эдуард Эмиров, член Союза журналистов РФ, кандидат политических наук:
– Такие люди, как Хан Баширов, относятся к разряду подвижников, и они ближе мне по духу, чем те, кто часто тусуется на различного рода мероприятиях, чтобы мелькать на глазах у высокого начальства.
Жизнь Хана Мирзахановича не баловала, отец – директор Республиканского ансамбля песни и танца Дагестана Мирзахан Баширов, ветеран войны, погиб в мирное время, в 1961 году, в возрасте 44 лет в автокатастрофе во время гастролей ансамбля по Дагестану. Юному Хану пришлось нелегко, как говорится, выбиваться в люди. Поэтому, наверно, он не любит пышных эпитетов в свой адрес, просит друзей не называть его звездой, популярным. Но есть одно звание, которое ему присвоено по праву и которым он особо дорожит – это звание народного артиста Дагестана.

Касум Магомедов, композитор, лауреат Государственной премии РД, заслуженный деятель искусств РФ:
– Вспоминаю, как в 2006 году мы с Ханом принимали участие в 1-м Всероссийском открытом конкурсе народного творчества «Звонкоголосая юность России» в Калуге. Хан со своими учениками представлял не только Дагестан, но и весь Юг России. И не зря – его подопечные стали лауреатами конкурса. Полпред Президента РФ Георгий Полтавченко подчеркнул, что участие в конкурсе представителей Дагестана свидетельствует о необъятности нашей многонациональной страны с многокрасочной культурой, большим количеством талантливой молодежи. Надо лишь выявлять эти таланты, заниматься с ними. Этой деятельностью с успехом занимается Хан Баширов – талантливый педагог и музыкант. Я счастлив, что этот прекрасный человек является моим другом и коллегой.

– Хан, поздравляю тебя с 55-летием, с настоящим, как говорится, мужским юбилеем. Думаю, что таких юбилейных интервью будет еще немало. Давай вспомним, с чего все начиналось, одним словом, как ты стал музыкантом?
– Спасибо за поздравление. Прийти в искусство меня подтолкнул пример отца – Мирзахана Баширова, долгие годы возглавлявшего Государственный ансамбль песни и танца Дагестана, известного танцора и организатора культурной жизни республики. У нас дома перебывал весь цвет богемы Дагестана 50-60-х годов: композиторы, музыканты, поэты, певцы. В моих детских воспоминаниях отложились также встречи в нашем гостеприимном доме с такими корифеями композиторского искусства, как Вано Мурадели, Анатолий Новиков, и другими деятелями культуры страны. Когда отец брал меня на репетиции ансамбля, то я «вживую» видел Муи Гасанову, Бурлият Ибрагимову. Вот так и произошло мое знакомство с этим удивительным миром искусства, которому я предан всю мою жизнь. Так что мое поступление в 1963 году в Махачкалинскую детскую музыкальную школу №1 не было случайным. Затем была учеба в нашем музыкальном училище, в Астраханской консерватории. А со времени окончания учебы по сей день занимаюсь просветительской и концертной деятельностью.
– Ты назвал легендарные имена наших деятелей искусства, знал их взгляды на те или иные вопросы культуры. Как бы они отнеслись к такому понятию, как «коммерциализация искусства»?
– Думаю, что это слово им не понравилось бы. Не нравится оно и мне. Искусство должно быть доходчивым, а не доходным. Настоящее искусство очищает человека от всего наносного, ненужного. Погоня за большими деньгами губит музыкантов, певцов. Не гнушаются ничем. Соглашаются выступать на сомнительных корпоративных вечеринках, посиделках. Обычно этим занимаются музыканты с недостаточным уровнем образования и кругозора. К сожалению, многие мои коллеги перестали уважать свою профессию и самих себя. В связи с этим хочу привести один пример. Как-то Готфрида Алиевича Гасанова, патриарха дагестанской музыки, срочно вызвали в обком партии. А он в это время был занят своими учениками в музыкальном училище. Так вот, ему хватило смелости ответить, что прибыть тотчас в обком не может, так как находится на уроке.
– Насколько качественный товар предлагают зрителям, слушателям наши так называемые «звезды»?
– То, что многие начинающие артисты, едва успев выпустить диск со своими песнями, считают себя «звездами», губит их. На любом нашем канале телевидения только и слышишь о какой-то «суперзвезде», «мегазвезде». Тогда позвольте спросить, кем были Рагимат Гаджиева, Исбат Баталбекова, Марьям Дандамаева, Солтанат Курбанова? Имена можно перечислять и дальше. Светлая память ушедшим и долгие годы ныне живущим!
Сегодняшние «звезды» включают диск и поют под фонограмму. Такова цена их звездности. А вот Рагимат Гаджиева говорила: «Настоящему певцу не надо бегать и прыгать на сцене, чтобы показать свои вокальные способности. Настоящий артист берет слушателя силой голоса, душевностью, он уважает своего слушателя». Надо быть ответственным перед своим народом, тогда ты будешь востребован, тогда обретешь творческое долголетие. А «звездочки» на один сезон вспыхнут-погаснут, и через 5-10 лет о них никто не вспомнит.
Почему мы до сих пор помним Клавдию Шульженко, Леонида Утесова, Марка Бернеса, Нину Русланову, да потому, что, как сказала настоящая звезда Лариса Долина, у этих Артистов с большой буквы был стержень, хребет.
– Никто не слышал, чтобы ты играл в ресторанах, на вечеринках. Это твоя принципиальная позиция?
– Да, это принципиально. Великий Роберт Шуман говорил, что если тебя не просят – не исполняй, если уж тебя попросят – не воображай.
– Как ты относишься к СМИ? Был ли ты объектом критики со стороны «желтой прессы»?
– К СМИ отношусь по-разному. Есть СМИ, которые достаточно объективны. Но есть такие издания, теле-, радиопередачи, которые просто искажают факты, увлекаются скандальной тематикой, непрофессионально освещают культурную жизнь республики. В отношении меня особой критики не было и к конструктивной критике я отношусь с пониманием. Но некоторые мои коллеги прямо с болью в сердце воспринимают мои успехи, звонят по редакциям и просят публикации безосновательных опровержений.
Как известно, недавно мне вручили Государственную премию РД за участие в фильме «Тайна рукописного Корана». Оказывается, не всем это понравилось.
– В прессе то и дело встречаются высказывания насчет того, что дагестанцы подвержены культу «золотого тельца», стали равнодушны к искусству, меньше посещают кинотеатры, спектакли драмтеатров, концертные залы. Что же происходит с нашим зрителем?
– Сегодня дагестанцы идут по линии наименьшего сопротивления: включают телевизор, видик, пойти на классический концерт, видимо, не хватает времени в погоне за тем же «золотым тельцом».
Привитие вкуса к возвышенному, к истинному искусству – это совместная работа нас, профессионалов, и самих наших слушателей. Да, это нелегкая работа, но ее надо делать. Необходимо поставить заслон бездуховности, бескультурью. Очень хорошо, что в 1996 году в Махачкале был открыт Оперный театр. И символично, что многие свои сезоны он открывает оперой Г.Гасанова «Хочбар», которая была написана еще в 30-е годы прошлого столетия и сегодня получила свое второе рождение. Успешно прошли постановки опер «Ирчи Казак», «Парту Патима» Н.Дагирова. Театр завершил работу над постановкой оперы У. Гаджибекова «Аршин мол-алан». Отрадно, что звонили к нам в Союз музыкантов и спрашивали о репертуаре оперного театра, о чем спектакль. Мы должны воспитывать дагестанцев на хорошей музыке. В театре работают талантливые артисты – Мухсин Камалов, Тагир Курачев, Магомед Абасов. Конечно, не все условия созданы для работы. Творческой интеллигенцией неоднократно поднимались вопросы повышения зарплаты. Очень важно, когда власти предержащие интересуются бытовыми условиями работников культуры и стараются им помочь.
Вы спрашиваете, что происходит с нашим зрителем. А происходят удивительные метаморфозы. С одной стороны, как я уже сказал, есть некоторая апатия, снижение интереса к классике. А с другой стороны… Но лучше приведу два факта, происшедших с разницей в четверть века.
В начале 80-х годов приезжал в Махачкалу всемирно известный скрипач Леонид Коган. Вы не поверите, в зале были лишь преподаватели и студенты музучилища. И вот другой пример. В 2007 году в Махачкале выступал с гастролями наш земляк, скрипач и вокалист Марио-Али Дюранд-Сутуев. В репертуаре – исполнение танго, песни на разных языках мира. Зал был переполнен. Возможно, всему виной реклама, интерес к экзотике. Возможно! Но думаю, если зрителю понравится выступление какого-либо артиста, творческого коллектива, то следующие гастроли также пройдут с аншлагом.
– А тебе приходилось испытывать искушение успехом?
– Искушение успехом испытывают все. Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ избежать искушения – это поддаться ему». Это, конечно же, шутка. А если серьезно, то когда усталый, но с цветами, приходишь с концерта, то бываешь горд и рад. Успех – это стимул для дальнейшей работы.
– Нет ли искушения перебраться в Москву, ведь у тебя уже есть российское звание?
– Я очень дагестанский человек и осмелюсь сказать, что являюсь патриотом Дагестана. У меня здесь друзья, коллеги по работе, ученики. Хотя и в Москве хватает и друзей, и родных, есть и заманчивые предложения, но на сегодняшний день я больше пользы принесу в Дагестане.
 - Ты независимый человек? 
– Что понимать под независимостью? Зависим от своей семьи, от своих друзей. Входя в различные общественные организации, стараюсь выполнять их уставы. В творческом плане я, действительно, независим. Я сам определяю свой репертуар, планы гастролей. Всегда имел и дальше буду иметь свою точку зрения на те или иные вопросы окружающей нас действительности.
– Это качество настоящего интеллигента. А как ты относишься к сегодняшней дагестанской интеллигенции?
– К сожалению, нет былой социальной общности нашей интеллигенции. Боятся спорить, высказывать свое мнение. В начале 90-х годов в Махачкале был такой дискуссионный клуб, которым руководил Леопольд Качалаев-Панич. Сейчас таких аудиторий, где можно было бы «выпустить пар», нет.
Интеллигентность, на мой взгляд, это, в первую очередь, умение сопереживать другому, быть великодушным, не мелкомстительным. О твоей интеллигентности должны судить другие. Нельзя путать интеллигентность с интеллектуальностью. Это разные вещи. И то, и другое сочетали в себе композиторы Готфрид Алиевич Гасанов, Наби Садыкович Дагиров, историк Расул Магомедович Магомедов. Среди ныне живущих могу назвать Мурада Магомедовича Кажлаева. Только духовное нас спасет в этом сложном и противоречивом мире.
– Хан, назови людей, которые тебя сформировали. Назови свой ряд.
– Я преклоняю голову перед светлой памятью людей, которые ввели меня в светлый мир музыки. Это Камира Иманалиевна Штанчаева, Евгения Алексеевна Троицкая, Ирина Марьяновна Трофимова, ныне живущая Лилия Викторовна Этигон. Хочу сказать слова благодарности моим профессорам в Астраханской консерватории – это Людмила Авдеевна Круглова, Эрвин Григорьевич Камалов. Среди корифеев дагестанской музыки огромное влияние на меня оказал Готфрид Алиевич Гасанов. Он вместе с Исбат Гайдарбековной Баталбековой – первой дагестанкой – народной артисткой России, будучи у нас дома, почувствовал мою тягу к музыке. На всю жизнь запомнилась встреча с Сергеем Артемьевичем Агабабовым. Я написал об этом рассказ «Волшебные пальцы», который был опубликован в 1986 году, в год его 60-летия. Я счастлив дружбой с Мурадом Магомедовичем Кажлаевым, который возглавлял Большой Академический концертный оркестр, а ныне создал в Махачкале музыкальную школу для одаренных детей. Гордость за мой маленький Дагестан наполняет меня, когда слышу, как известные музыканты из Америки, Англии называют его «маэстро». Его балет «Имам Шамиль» с успехом прошел в 2006 году в Дагестане.
Не могу не вспомнить музыковеда, журналиста, ветерана Великой Отечественной войны Владимира Васильевича Сперанского. С его легкой руки произошло мое «боевое крещение», когда 12 марта 1962 года семилетним мальчиком я играл на пианино в прямом эфире… Ну и, конечно, нельзя забыть мои встречи с Расулом Гамзатовичем Гамзатовым. Считаю авансом моей творческой деятельности его слова, когда он назвал меня «Ханом музыки», «Баширом любви». Эти люди не были заносчивы, но знали себе цену, были внутренне свободны. Своим ученикам стараюсь прививать качества, которые воспитывали во мне мои учителя, – трудолюбие, целеустремленность, уважение к людям.
– Хан, время неумолимо мчится вперед, раздвигая рамки нашего представления о мире. Изменились ли они после того, как тебе исполнилось 55?
– Жизненные ценности неизменны. Как и раньше, так и теперь желаю людям мира, счастья, добра, дерзаний. Желаю людям трудностей, без них не обойтись, без них человек не может различить, где добро, где зло.
– О чем ты мечтаешь?
– Я доволен своей жизнью, вырастил хороших, достойных детей. Мечтаю, чтобы они были счастливы. Мечтаю также, чтобы как можно больше людей могли стать счастливее, чтобы их жизнь стала стабильнее, комфортнее, спокойнее.
– Тебя часто награждали различными званиями, оказывали доверие, включая в различные комиссии, президиумы, рабочие группы…
– Прерву этот перечень. Да, я благодарен за это. Но это не означает, что я самый лучший. То, что в нас заложено хорошего, все это от наших предков. Нам же важно все это сохранить. Мы должны стремиться к тому, чтобы стать достойными наших дедов и отцов. И сохранить их опыт, мудрость, отношение к людям любой национальности, сохранить нашу самобытную культуру. Мы должны думать о том, что оставим после себя. Ну а я, как любой нормальный гражданин России, стараюсь делать добро и жить по совести независимо от регалий, званий, должностей.
 И еще. Мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране. Никому не удастся вбить клин в отношения между нашими народами. Никому не удастся отделить Северный Кавказ от России. Об этом я всякий раз говорю на различного рода мероприятиях, которые проходят в разных городах нашей страны. 

От редакции: Уважаемый Хан Мирзаханович, поздравляем Вас с 55-летием, желаем Вам счастья, здоровья, творческого долголетия, благодарных учеников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Суд приговорил к длительному сроку главу террористической ячейки в Махачкале

Булат Гамзатов, создавший террористическое сообщество на территории Махачкалы и руководивший им, решением Южного окружного военного суда приговорен к 15,5...

Жителя Махачкалы задержали за кражу ящиков с фруктами

Житель Махачкалы задержан сотрудниками полиции по подозрению в краже нескольких ящиков с фруктами, сообщает пресс-служба МВД Дагестана. В полицию Кировского...

В Махачкале откроют Центр для стрельбы из лука

Центр для стрельбы из лука будет создан в Махачкале. Об этом в интервью агентству «Интерфакс» сообщил председатель правительства Дагестана...

В Махачкале приступили к вывозу и утилизации мертвых тюленей

Работа по сбору, вывозу и утилизации туш погибших каспийских тюленей ведется в Махачкале по поручению исполняющего обязанности главы города...

В махачкалинской школе имени Героя России Гаджимагомедова проведут капремонт

Капитальный ремонт будет проведен в махачкалинской школе №42 имени Героя России Нурмагомеда Гаджимагомедова, сообщил исполняющий обязанности главы города Ризван...

В Махачкале состоялся круглый стол по проблеме высокой смертности на дорогах

Аварийность на дорогах и высокая смертность в результате ДТП – очень актуальная проблема для Дагестана. Обсуждению этой проблемы и...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам