«Он всегда ставил интересы республики и простых людей выше собственных…»

 И тут же начинаю сомневаться – найду ли единственно нужные слова, чтобы описать на бумаге сложную гамму чувств, испытывающих к человеку, который был не просто одним из руководителей, с которым пришлось работать, а родным, близким человеком, которого всю жизнь помнишь, ценишь, уважаешь, который со временем стал мерилом собственных поступков. Даже мои подросшие дети каждый раз, когда М.Г. Алиева показывали по телевидению, звали меня со словами «Скорее к экрану, твой Муху Гимбатович выступает».

 

А познакомилась я с Муху Гимбатовичем Алиевым в 1977 году, хотя до этого о нем очень много слышала. Тогда я работала заведующей отделом студенческой, школьной молодежи и пионеров Дагестанского Обкома ВЛКСМ.

Муху Гимбатовичу, I секретарю Советского РК КПСС, нужен был инструктор для работы с учреждениями образования. I секретарь Обкома ВЛКСМ, Мухтар Азизов предложил мою кандидатуру.

И вот я со своим личным делом в назначенное время в кабинете у Муху Гимбатовича. О чем говорили – не помню. Помню, как он очень внимательно изучал мои документы. По выражению его лица пытаюсь угадать его мнение. Родилась в Курахском районе (не в Хунзахском), окончила Огнинскую школу-интернат для девочек-горянок (он тоже учился в интернате). Два диплома с отличием – математический факультет ДГУ и Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ в Москве. Работала в школе учителем математики, секретарем Курахского РК ВЛКСМ, в ОК ВЛКСМ. Неплохие характеристики. (Пишу не ради хвастовства, а чтобы показать критерии подбора кадров Муху Гимбатовича, особенно в свете сегодняшних разговоров об открытых социальных лифтах для молодежи.) Мне кажется, что он доволен. Поднимает на меня глаза, чуть заметно улыбается. «Можешь с завтрашнего дня приступать к работе».

Что с самого начала поразило меня в РК КПСС – это коллектив работников. Большинство из них взрослые люди с богатым жизненным и производственным опытом. Но есть и молодые как с производства, так и с комсомольским прошлым. Но это действительно коллектив единомышленников, работающих сплоченно и спокойно, без суеты, со знанием дела, каждый на месте выполняющий четко свое дело. Никаких ненужных разговоров, чаепитий, склок. Каждый чувствует свою ответственность за порученный участок работы. Только потом я поняла, сколько сил и труда стоило Муху Гимбатовичу собрать и воспитать такой коллектив. Мало того, каждый как бы отражает его личность, его отношение к делу, ответственность за все, что делается в районе.

Я не идеализирую ни то время, ни КПСС, ни партийных руководителей. И тогда хватало хапуг, пекущихся только о своем благополучии.

А со временем меня еще больше поразило – это отношение к Муху Гимбатовичу практически всего коллектива. Это глубочайшее уважение, безграничное признание его авторитета, и, самое главное, какая-то особая гордость – вот какой он наш Муху Гимбатович – совсем не такой как большинство партийных функционеров. Думаю, люди понимали и чувствовали масштаб его личности.

Гораздо позднее, когда на одной из встреч с ним один из бывших сотрудников сказал о том, что мы его очень боялись, Муху Гимбатович удивился. Да, многие побаивались его, но не потому, что обругает, лишит премии или уволит с работы. Боялись, что не сумеют достичь той планки в работе, которую он ставил, не дождутся его одобрения, похвалы. Он был строг, но справедлив. Никогда не оскорблял человека. Бывало, что голос повышал, но для этого надо было постараться его довести.

Муху Гимбатович замечал не только недостатки в работе сотрудников, но и любой их успех. Помню одно из своих первых публичных выступлений на совещании партийного актива района. Очень волновалась, долго и тщательно готовилась, не хотела читать по бумаге и на трибуну взяла только листок с планом выступления. Вроде бы все получилось. Муху Гимбатович не забыл это отметить одним словом – «Молодец». Это настолько было для меня значимо, что до сих пор об этом помню.

Думаю, что и для Алиева годы работы в Советском РК КПСС были особенные. Первая большая самостоятельная и очень ответственная работа. Ведь за все, что делалось в районе, отвечал райком партии.

Так, в те годы шло строительство Каспийской птицефабрики, Приборостроительного завода, реконструировалось Буйнакское шоссе. Масштабные и разноплановые проекты с множеством проблем, которые не решались без вмешательства первого секретаря райкома партии

Рабочий день у Муху Гимбатовича начинался где-то с 7-8 часов утра с планерки на одном из строящихся объектов, а когда заканчивался мы не знали, потому что, когда бы мы ни уходили с работы – в 7-8 часов вечера, в его кабинете еще горел свет.

Естественно, что с таким руководителем просто стыдно было работать спустя рукава. Все мы учились работать у него, не взирая на возраст, опыт работы. А учиться было чему. В первую очередь – это широта и глубина знаний. Общался ли он со строителями, экономистами, преподавателями вузов, он не только на равных говорил со всеми, но и показывал гораздо более глубокое знание проблем.

Работа первого секретаря Советского РК КПСС предполагала достаточно частые публичные выступления. Мне всегда нравилось слушать Муху Алиева – прекрасная, богатая, содержательная речь. Он очень редко читал по бумажке. Но даже если был написанный текст, то часто отвлекался, комментировал. Я ни разу не слышала пустых, необдуманных слов, обещаний, он нес ответственность за каждое произнесенное слово. При всей своей загруженности свои выступления писал сам. Отделы ему готовили справочный материал.

Гораздо лучше я узнала Муху Гимбатовича через два года, когда на районной партийной конференции меня избрали председателем партийной комиссии. Мне тогда было чуть больше тридцати лет, и я была самым молодым председателем парткомиссии в республике. Членами комиссии были опытные, уважаемые люди, работающие на общественных началах, все гораздо старше меня.

В обязанности парткомиссии входило предварительное рассмотрение вопросов приема в партию, персональных дел коммунистов, подготовка материалов на бюро райкома. Но до заседания бюро Муху Гимбатович в обязательном порядке знакомился со всеми делами. Делал он это очень скрупулезно, досконально вникал в каждый документ. И мне нужно было вместе с членами парткомиссии очень серьезно, всесторонне, с выездом на место изучить каждый факт нарушения коммунистами партийной дисциплины или совершения других неприглядных поступков. А принять решение не всегда было просто, от этого во многом зависела судьба человека.

Многие персональные дела были руководителей как районного, так и республиканского уровня. Наверняка немало ходоков было к Муху Гимбатовичу. Но за всю мою работу не было случая, чтобы он поступил несправедливо, пошел против совести.

Иногда его мнение могло не совпадать с предложением парткомиссии. В конечном счете, решение принималось коллегиально на заседании бюро РК КПСС.

Нередко наказанные члены партии считали меру партийного наказания чрезмерной и обращались в вышестоящие партийные органы с апелляцией. Но с гордостью могу сказать, что за период моей работы ни одно решение бюро РК КПСС не было отменено.

Расскажу об одном эпизоде. Да, Муху Гимбатович был самостоятельной политической фигурой. Но даже он был вынужден работать в жесткой партийной системе.

Так вот, где-то в 1980-1981 году у нас в РК КПСС, помимо воли Муху Гимбатовича, секретарем райкома стала дама, с весьма своеобразными и достаточно сомнительными взглядами на свое место в РК КПСС, формы и методы работы.

Однажды на партийном собрании после ее нелепого выступления мне пришлось высказать ей все, что думаю о ее работе. Неслыханная дерзость. Несколько сотрудников публично меня поддержали. Вскоре весьма высокопоставленным партийным руководителем Обкома партии (второй секретарь ОК КПСС, присланный из Москвы) перед Муху Гимбатовичем был поставлен ультиматум: уволить с рабоы меня, С.Г. Гагаева и Н.З. Мусалаеву. В этой ситуации Муху Гимбатович открыто стал на нашу защиту.

Я помню, сколько сил, времени и нервов ему стоила, казалось бы, неравная борьба. К тому времени вышеуказанный деятель, достаточно скомпрометировав себя в работе, отправился на прежнее место – в Москву. А наша дама – доказывать свою исключительность в другой сфере деятельности.

А вначале никто и не знал, чем может эта история закончиться. И я очень благодарна Муху Гимбатовичу, что он, может, рискуя собственной карьерой, отстоял нас.

Вскоре и я по семейным обстоятельствам ушла с партийной работы. С тех пор прошло более 30 лет. По словам многих бывших сотрудников и по себе – знаю, что Муху Гимбатович все это время внимательно следил за судьбой каждого из нас, невзирая на свою колоссальную занятость. Мы делали то же самое, то с тревогой, то с надеждой наблюдая за его жизнью и работой. Очень и очень гордимся, что первым Президентом Республики Дагестан стал именно Муху Гимбатович.

И еще, все эти годы я жила с ощущением того, что если мне в жизни будет очень трудно, есть человек, на помощь которого могу рассчитывать.

Времена изменились, теперь в политике в цене другие качества. Но Муху Гимбатович своим принципам не изменил. В нем есть все, что отличает настоящего человека – светлый ум, огромный жизненный опыт и мудрость, честь и достоинство. Он всегда ставил интересы простых людей и интересы республики выше собственных. И в дни юбилея хочу пожелать ему здоровья и долгих лет жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам