Значительная часть жизни прожита, приходит время подводить итоги. Но все же придется начать с рождения. Оно состоялось в Тбилиси 3 августа 1939 года. В столице Грузии служил тогда капитан инженерных войск Магомед-Мирза Султанов, уроженец села Ахты. До войны оставалось менее двух лет, ее семья офицера встретила уже в Москве, куда направили отца. Под Москвой он и погиб в 1942 году. Детские воспоминания, рассказы матери и старшего брата восстанавливают образ храброго солдата, командира, и больше всего он помнится почему-то на боевом коне. Потом была эвакуация в Омск, немало тягот пришлось перенести его матери Лидии, оказавшейся в далеком сибирском городе с тремя детьми. После войны вдова вернулась в Дагестан, жили вначале в Хасавюрте, потом перебрались в столицу республики.
Спорт всегда занимал крепкого парнишку. Начав тренироваться у молодого тогда еще талантливого тренера Мурада Гамзаева, Руслан Султанов еще до призыва в армию успел стать чемпионом Дагестана. Там тоже – несколько значительных побед: чемпион Киргизии (именно там служил Султанов), чемпион ВВС. Вполне возможно, что и после службы в СА его спортивная карьера была бы связана с боксом, но новое увлечение захватило его полностью, на долгие годы: мир моторов.
Вначале это был мотокросс, мотогонки. Вслед за старшим братом Казбеком в Махачкалинский спортивно-технический клуб ДОСААФ пришли Руслан и Валерий Султановы. Сутки проводили они в классах и мастерских клуба в тогдашнем Гвардейском переулке, выезжали за город на автодром. Того автодрома теперь нет, а этот «загород» теперь – чуть ли не центр столицы Дагестана. Тренировал тогда автомобилистов инструктор ДОСААФ Иван Павлович Зубков, знающий энтузиаст, обладающий силой воли, способной сдержать порывы бесшабашных парней, не признававших вначале ничего, кроме старости. Постепенно пришла способность выполнять сложные фигуры и в многоборье.
Многоборье – интереснейший спорт. Как элемент в нее входит стрельба, но это – самое простое: Руслан Магомедович считает, что и сейчас его глаз не подведет, а тогда он поражал мишени всегда, как говорится, вполне прилично.
Другое дело – фигурное вождение автомобиля ГАЗ-51 на автодроме: 10 фигур надо было обойти филигранно, затратив минимальное время. Или «экономка»: тут необходимо было сэкономить больше бензина (его измеряли по специально установленной на капоте колбе). Понятно, тут мастерство приходит далеко не вдруг, не с налета.
Команда Дагестана выезжала на соревнования в те годы часто. Руслан Магомедович вошел в нее в 1962 году – чтобы оставаться членом сборной до 1985 года – это тоже своеобразный рекорд. За эти годы автомобилисты Дагестана выезжали (и побеждали!) на различных соревнованиях, практически исколесили Советский Союз, побывали во всех союзных республиках: от Прибалтики до Средней Азии. С нашей командой вполне серьезно считались везде, отдавая должное ее опыту и мастерству. Завязывались каждый раз новые контакты, в тесную дружбу вылились они затем с автомобилистами Саратова, Ростова, Волгограда. А вся команда – три брата Султановы.
Затем команда сформировалась так: на ГАЗ-52 – Руслан Султанов, на «Жигули» – Анатолий Устименко и Георгий Наникьянц.
Много лет проработал мастер спорта СССР по автомотоспорту Руслан Магомедович Султанов старшим тренером ОТШ, тренировать пришлось даже картингистов, участвовать в матчах по мотоболу:
– Помню, матч между командами Грозного и Махачкалы решено было провести в Кизляре: так было удобнее обоим соперникам и их болельщикам. Жара была под 40 градусов, ни ветерка, поле незнакомое, да еще ущербное какое-то. Но наша победа была полной: 5:0. А какие страсти!
Стена в гостиной Руслана Магомедовича отведена спортивным наградам: кубки, медали, чемпионские ленты – их более сорока.
– Домашние ворчат, бывает: мол, занял стену! А как же иначе: ведь это моя жизнь…
Хорошо понимает отца сын Максим. Он тоже связал жизнь с автомобилем. И хотя так же, как Руслан Магомедович, окончил в свое время Махачкалинский автодорожный техникум, спортсменом все же не стал. Сегодня он майор милиции, сотрудник ГИБДД в Саратовской области.
– Руслан Магомедович, ваш вид спорта вроде бы вновь реанимируется. Недавно проведены лично командные соревнования Дагестанского отделения РОСНО (ДОСААФ), в которых приняли участие 12 команд…
– И это, несомненно, радует. Одно время здесь мы сильно потеряли позиции, это меня немало удручало. В ту пору по болезни я уже отошел от дел, к огромному сожалению, конечно. Но, видимо, нашлись силы поддержать наш вид спорта в оборонном обществе.
Этот вид спорта как одновременно технический и военно-прикладной еще долго будет востребован, особенно для подготовки к службе в армии. И отрадно, как я узнал из газеты, что принято решение о расширении функций оборонного общества и создании общественно-государственной организации ДОСААФ России. Действительно, государство обязано и способно, надеюсь, поддержать оборонную организацию страны. С тех пор, как в 1951 году создали ДОСААФ, его спортивно-технические клубы, автошколы и другие подразделения подготовили к службе в армии тысячи летчиков, парашютистов, таксистов, связистов. Советская Армия отсюда получала классных специалистов, что особенно ценилось. Сегодня идет реформа в Российской армии, которая требует больше знаний и умения от молодых бойцов, особенно в связи с сокращением срока службы. Подразделения ДОСААФ России, я не сомневаюсь, скажут и здесь свое слово.
…Да и вообще: посмотрите на эти потоки транспорта на наших дорогах, на сводки аварий с большим количеством жертв. Корень зла здесь в том числе и в неумении водителей, в безголовой лихости подчас, я бы сказал, в автодорожном бескультурье. К слову, не доводилось никогда бывать в авариях, ни я никого не ударил ни разу, ни в меня никто не влетал. Все же – спортсмен, как-то неловко было бы…
Спортсмен… Слово, обладающее множеством смыслов, согласитесь со мной. Но один смысл, думаю, наиболее верен для этого понятия. Спортсмен – прежде всего человек увлеченный. И именно таков наш ветеран – Руслан Магомедович Султанов.