В начале 2-го тысячелетия до н.э. все они были завоеваны вторгшимися сюда из Европы племенами хеттов и лувийцев, которые вскоре создали в Малой Азии свои государства. «Образование Хеттской державы связывают с деятельностью царей Питханаса и Аниттаса»… «Но затем в Хеттском царстве начался период упадка и следовавших друг за другом заговоров и цареубийств, причину которых, по мнению многих ученых, следует искать в неясном характере престолонаследия хеттских царей: издревле здесь существовал обычай передачи власти по женской линии, когда престол наследовал племянник царя – сын его сестры, и другие обычаи. Эти своеобразные традиции и обычаи подорвали основу Хеттского царства, могуществу хеттов был нанесен серьезный урон, держава ослабла и перестала играть значимую роль в Малой Азии и Сирии.
Это был тяжелейший период в истории Хеттского царства, как писал царь Хаттусилис III: «Страна Хаты была почти полностью уничтожена врагами».
С севера наступали племена каска и достигли города Ненассы; с запада войска Арцавы, продвинувшиеся до Тувануны; с северо-востока хеттов теснили племена ацци и хайсы; наконец, с востока им грозили хурритские царства Исува и Митанни. Хеттская держава уменьшилась до небольшой области, ограниченной городами Токкат – Анкара – Нигде – Сиват. От этих рубежей началось создание великой Новохеттской державы. Основателем ее стал сын Тутхалия III Суппилулиумас I. При нем, при его сыне Мурсилисе II и при внуке Хаттусилиса III Хеттское царство пережило эпоху наивысшего расцвета могущества.
Если иметь в виду, что обозначенный историками, как Тутхалия I, один из представителей хурритского клана Тутхалиев правил еще в конце 1700 годов до н.э., а так называемый Тутхалия II пришел к власти в «1450 г. до н.э., примерно»; Тутхалия III правил в 1380 – 1358 гг. до н.э.; Тутхалия IV правил в 1263 – 1245 гг. до н.э., видно, какую роль играли представители Тутхалиев в истории xеттского царства на протяжении веков. В годы правления внука Тутхалия III Муваталлиса произошла знаменитая битва хеттов с египтянами под стенами Кадеша (1285 г. до н.э.), где египетский фараон Рамзес II едва избежал полного разгрома». Большие изменения произошли тогда в культурной и религиозной жизни хеттского общества, «цари бывали женаты на хурритских жрицах, влияние которых на политику и придворную жизнь было очень велико». К примеру, с хурритской жрицей Пуло-Хебе, на которой был женат царь, «связывают множество нововведений, отмечаемых теперь историками».
По данным этих же источников (причем иностранных), к концу правления династии Тудхалиев (Тутхалиев) «весь официальный пантеон бoгов был хурритизирован. Это особенно четко определяется по скульптурам божеств пантеона Язылыкая, которые выстроены по хурритской иерархии и носят имена хурритского происхождения». Прежнее верховное божество пантеона индоевропейский Бог грозы, хотя и сохранил свое место, но теперь уступает место хурритской Богине Матери. Кроме того, Тутхалии имели и своего родового бога – покровителя Шаррума.
Царей Хеттского государства из династии Тутхалиев изображали на нескольких рельефах обычно в объятиях бога – покровителя Шаррумы (под его покровительством), а Богиню Мать – в окружении леопардов, причем стоящей на двуглавых орлах, о чем свидетельствуют и наскальные рельефы крупнейшего хеттского святилища Язилыкая.
Такими были хурриты (далекие предки наши) и их современники в Передней и Малой Азии в исторических условиях того времени. Авторы публикации ставили целью – по мере своих возможностей попытаться осветить некоторые малоизвестные страницы деятельности хурритов. Память есть кладовая ума, говорил кто-то из великих. Память и воображение позволяют воскрешать образы тех, кто создавал историю далеких времен. Этот мир не с нас начался и не нами закончится, жизнь продолжается.