Певец орлиного края

В 1954 году он вошел в первый состав Союза композиторов Дагестана. Г.Гасанов, Н.Дагиров, М.Кажлаев, С.Агабабов — вот то творческое содружество индивидуальностей, представителей различных композиторских школ, благодаря которому произошел значительный подъем профессиональной музыкальной культуры Страны гор. Малой «могучей кучкой» называли их тогда.
Сергей Артемьевич Агабабов, чей день памяти отмечают сегодня, – талантливейший дагестанский композитор, имя которого знают не только профессиональные музыканты, врачи, спортсмены, но и широкая общественность.
Родился он 25 октября 1926 года в Махачкале в семье служащего. Наряду с общеобразовательной, он учился и в музыкальной школе, но война прервала эти занятия. Только в 1948 году, уже будучи студентом Дагестанского медицинского института, Сергей поступает в Махачкалинское музыкальное училище в класс Готфрида Алиевича Гасанова, видного дагестанского композитора, пианиста и педагога, общественного деятеля, оказавшего большое влияние на формирование
С. Агабабова как профессионала. Еще в училище молодой музыкант впервые пробует свои силы в композиции и добивается хороших результатов. Написанные в те годы песни «Дочь Дагестана» и «Песня нефтяников» становятся известными и любимыми в республике. Первое крупное произведение композитора «Дагестанская пляска» также имело большой успех. В 1951 году С.Агабабов с отличием заканчивает медицинский институт и одновременно музыкальное училище. Его рекомендуют в аспирантуру, но тяга к музыке побеждает, и год спустя он поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского, где вначале занимается в классе композиции у доцента Н.И. Пейко, а позднее – у профессора А.Н.Александрова. Годы учебы в Москве были нелегкими: он много и упорно трудился, овладевая профессиональными навыками композиторского искусства, расширяя познания в области музыкальной культуры.
В эти годы С. Агабабов пишет музыку в самых различных жанрах: инструментальных и вокальных. Композитор стремится передать национальный колорит, использует подлинно народные мелодии, которые по крупицам собирает во время фольклорных экспедиций по Дагестану.
Результатом этих поездок явилась написанная им вокально-симфоническая сюита «Дагестанские песни» в шести частях.
Наиболее интересной из работ студенческих лет С.Агабабова можно назвать вокальный цикл «Из поэзии прошлого» на стихи Э.Капиева для меццо-сопрано и баса в сопровождении фортепиано.
В 1957 году С.Агабабов с отличием окончил консерваторию, его зачислили в аспирантуру. Одной из первых работ, написанных в аспирантские годы, явилась кантата «День труда» для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра. Музыка этой кантаты, посвященной Дагестану, буквально излучает свет и радость. В вокальном цикле и кантате ярко выявились черты уже сложившегося музыкального стиля композитора.
Параллельно с крупными музыкальными жанрами С. Агабабов писал песни и вокальные миниатюры, многие из этих сочинений быстро стали популярными. Незаурядный дар мелодиста отразился почти в каждой из его многочисленных песен, композитору удалось найти свою интонационную «изюминку», добиться отточенности вокально-инструментальной фактуры.
С именем С.Агабабова связано появление дагестанской эстрадной песни и ее широкая известность за пределами Дагестана: «По горным дорогам», Ягненок», «Цвети, мой край», «Мы – юное звонкое племя», «Ты с кувшином шла из дома», «Я словно тебя, Дагестан!» на слова дагестанских поэтов. Его песня на сл.А. Хамавова «Моя Москва», в 1956 г. была удостоена 1-й премии Всесоюзного конкурса на лучшую песню о Москве.
Одним из наиболее значительных сочинений С.Агабабова является симфония. Она, к сожалению, осталась незавершенной и даже не сохранилась полностью в первоначальном виде. Первая часть симфонии – Пассакалия – была впервые исполнена 31 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории. Замысел сочинения сложился под впечатлением лакского героико-патриотического эпоса «Парту Патима».
«С. Агабабов сделал здесь важный для себя (и для всей дагестанской музыки) шаг на пути к созданию национальной симфонии, – пишет известный музыковед М.А. Якубов, – неоконченная симфония С. Агабабова – интересное и художественно значительное явление в дагестанской музыке».
Кроме симфонии, остались незаконченными фортепианный концерт и частушки для эстрадного оркестра, в черновиках сохранились наброски романса «Зейтунский марш» («Из армянской поэзии»), романс «Осень» на стихи А.Блока и незаконченная обработка даргинской народной песни. Неосуществленным остался и замысел балета «Сулак-свидетель» по роману М.Хуршилова – «мечта самая желанная и значительная».
Многогранность песенного творчества С.Агабабова – одно из проявлений удивительно разносторонней его одаренности. С одинаковым успехом он проявил себя и в «легкой», и в «серьезной» музыке, писал песни, кантаты, разные миниатюры, крупные симфонические произведения.
С. Агабабов не только большой композитор, но и художник-новатор.
Поднявшись до высот профессионализма, вместе с тем он не оторвался от родной почвы, питаясь живительными соками народного искусства, темперамента и характера дагестанцев.
«Он страстно любил людей, искусство, он был влюблен в жизнь и сам казался воплощением жизни, ее неистощимых созидательных сил. Молодой, стремительный, улыбающийся какой-то особенно светлой улыбкой, всегда простой и неизменно доброжелательный С. Агабабов привлекал симпатии буквально всех, кто знал его. Музыкант и спортсмен, щедрый на веселую выдумку и шутку, скромный, порой даже слегка застенчивый, Сергей с удивительной отзывчивостью, с живой заинтересованностью откликался на все, что видел вокруг себя. Среди множества дел, «по горло» занятый работой, он всегда готов был выбрать время поговорить с товарищами, послушать новое сочинение, дать совет, помочь», – пишет о нем М.А. Якубов. Душевной щедростью он был наделен столь же безгранично, как и талантом. С. Агабабов – первый автор книги «Деятель музыкального искусства Дагестана», которая была издана после его смерти в 1960 г.
Жизнь его оборвалась внезапно. 23 октября 1959 года в результате авиакатастрофы С.А.Агабабов погиб, не дожив 2 дня до своего 33-летия.
В 1960 г. С. Агабабову посмертно присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР».
Автору этих строк посчастливилось не раз встречаться с этим прекрасным человеком, именно дядя Сергей (как я его называл) предопределил мою творческую судьбу. Имя Сергея Артемьевича Агабабова золотыми буквами высечено на мраморной плите на здании Союза композиторов Дагестана вместе с другими музыкальными деятелями, символизируя бессмертие.
Именем С.А.Агабабова названы ДМШ и ШИ гг. Каспийска и Дагестанские Огни.
Союз музыкантов Дагестана в целях увековечения памяти музыканта, врача, волейболиста обратился к Президенту РД М.Г. Алиеву с ходатайством установить мемориальную доску по улице Буйнакского, 51. Хочется надеяться, что к этому вопросу отнесутся с пониманием, и просьба музыкальной общественности не останется без внимания.

 

Волшебные пальцы
Высокая звезда на небе Дагестана
Все так же молода, хоть ей немало лет,
И как бы ни была жестока и коварна,
Судьбе не погасить ее бессмертный свет.
Пальцы – большой, указательный, средний, безымянный и мизинец – есть у каждой руки. Всего у человека десять пальцев. Соревнуются пальцы между собой: то спокойно шагают по белым и черным клавишам рояля, то идут быстрым шагом, то бегут трусцой, то, наконец, скачут галопом. Тогда за ними никто не угонится.
Но что это? Вдруг пальцы левой руки помчались вдогонку за пальцами правой руки – получилась гамма. Потом от самой середины пальцы пошли в разные стороны – и налево, и направо одновременно, а потом снова сошлись на середине и стали гонять друг друга — и все услышали музыку Баха. Потом пальцы ласково тронули клавиатуру – зазвучал вальс Штрауса. И от того, как вели себя пальцы, мы слышали попеременно и Чайковского, и Шостаковича, и Кабалевского, и Дунаевского.
– Вот так чудо! – выкрикнул один из мальчишек по имени Гасан. – Мне бы такие умные и быстрые пальчики, как у дяди Сергея. И где только такие пальчики учатся, дядя Сергей, а, дядя Сергей? Вы нам не скажете, где учились такие грамотные, умные и ловкие пальчики, как у Вас?
– Сначала, дети, – сказал дядя Сергей, – они учились в детской музыкальной школе. Затем в музыкальном училище, в самом конце – в консерватории.
Их учили ходить, бегать, прыгать, скакать, плясать, танцевать и играть в разные игры, а площадкой для этих занятий всегда была клавиатура. Если вы, дети, хотите, чтобы и ваши пальчики так же быстро бегали и отплясывали — пожалуйте учиться в музыкальную школу.
После этих слов пальцы дяди Сергея вдруг спрыгнули с высоты на клавиатуру рояля, сразу все вместе, и началась такая искрометная пляска, что мы не могли устоять на месте. «Лезгинка, лезгинка!» – закричали мы в один голос, а ноги сами, без нашего ведома, выделывали самые замысловатые кренделя.
А в самом конце дядя Сергей сыграл нам волшебную музыку Шопена. Мы, хотя и маленькие, но поняли, что такую музыку мог сочинить только настоящий волшебник. Так и стояли мы, завороженные этим волшебством. И в этот день каждый из нас внимательно и первый раз в жизни по-настоящему посмотрел на свои пальцы.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам