Наира Алиева: «Моя работа – самое большое хобби моей жизни»

Представляю вашему вниманию интервью с высокопрофессиональным преподавателем, доктором педагогических наук, профессором Наирой Надирбековной Алиевой.
— Наира Надирбековна, сколько лет вы занимаетесь педагогической деятельностью?
— 25 лет. Окончив университет, по приглашению директора школы №13 — удивительного человека, педагога с большой буквы М.А. Астратянц, я пошла работать в школу.
— Как долго проработали учителем?
— Пять лет. После перешла в Институт усовершенствования учителей и поступила в аспирантуру в Москве. Сначала училась заочно, а через год перевелась на очную форму обучения. Защитив кандидатскую диссертацию, я вернулась и сразу же поступила в Дагестанский государственный университет на кафедру методики преподавания русского языка и литературы. В 2007 году я защитила докторскую диссертацию.
— Скажите, а учитель в школе и преподаватель в университете – это две разные профессии?
— Педагог он всегда педагог. Главное, чтобы он был педагогом с большой буквы. Важно не только знать, но и уметь преподнести, донести эти самые знания. Не достаточно быть просто профессионалом, нужно любить детей. И если есть эти две составляющие – любовь к детям и высочайший профессионализм, тогда ты педагог с большой буквы. Это мое кредо, это мое убеждение. Я люблю своих учеников, и люблю не по обязанности, а просто так. Я считаю, что они должны быть лучше меня.
— Учитель в широком смысле слова – это кто?
— Человек, который не дает истины, а помогает их найти. Как сказал Гюго, преподаватель, педагог – это человек, который плавает в призраке сновидений, то есть тех мыслей, которые дало человечество, эти мысли и сновидения он передает детям, он усыпляет их разум. А настоящий педагог, по крайней мере, я так понимаю свою функцию, свое предназначение как педагога, должен помочь отыскать истину. Мы ищем вместе с детьми, и дети должны вырасти и стать лучше, чем педагог. В этом и призвание учителя.
— Наира Надирбековна, а как у вас складываются отношения со студентами во время занятий или внеурочные часы?
— Дети всегда остро чувствуют отношение педагога. Во время занятий у меня стоит идеальная тишина, но это не мертвая тишина, а наоборот живая, вдумчивая, пропитанная любовью, причем не только моей к этим детям, но и их ко мне. Я всегда чувствую волны любви своих учеников, и они помогают мне работать, помогают мне жить. Моя работа — это моя большая любовь, это самое большое хобби моей жизни.
— С бывшими учениками, студентами поддержите связь?
— Они приходят ко мне, звонят на все праздники, поздравляют. У меня очень теплые отношения со студентами как бывшими, так и настоящими. Они со мной делятся, и я не только как педагог, но и просто как человек взрослый, умудренный опытом, могу помочь им советом, пытаюсь вместе с ними найти правильное решение.
— Старшее поколение часто ругает нас, молодежь, – не то читаем, не то слушаем, не так одеваемся. У вас не возникают подобные недовольства, ведь вы практически постоянно в студенческой среде?
— Говорят, что человек стареет тогда, когда начинает критиковать молодое поколение. Раньше я смеялась над этим, а потом поняла, что так оно и есть. Когда человек не доверяет, считает себя лучше других, он умирает. Поэтому мы должны расти вместе с этим молодым поколением. У них есть то, чего не было у нас, и надо взять у них лучшее, отдав все то прекрасное, что есть у нас. Нельзя ругать их, обвинять в чем-то, потому что это наши дети, мы их такими вырастили. И если они в чем-то плохи – это наша вина, значит, мы и должны взять на себя ответственность и исправить ошибки.
— А в принципе, чем отличаются «наше» и «ваше» поколения?
— Да нет отличий. Если взять, допустим, древнегреческую поэзию или страсти в трагедиях Шекспира, да и литературу любой эпохи, то увидим, что человек по натуре своей не меняется. Немного меняются нравы, меняется мода, наступает технический прогресс и прочее, а изнутри человек остается прежним.
— Вы всегда хотели стать преподавателем? Или в детстве имели мечту стать, к примеру, врачом или еще кем-то?
— У меня всегда были разноплановые интересы, но больше склонялась к гуманитарным наукам. Мама, видя, как я люблю читать, посоветовала мне поступить на филологический факультет, за что ей бесконечно благодарна. Я считаю, что надо заниматься тем делом, которое любишь. И не ради куска хлеба, а ради дела. Тогда и кусок хлеба появится.
— Вы пишете сказки, а это, на мой взгляд, еще раз определяет вас как учителя в широком смысле слова, ведь ничто не воспитывает лучше, чем художественная литература, в частности, такой интересный жанр, как сказка. Как вы пришли к тому, что стали писать собственные произведения?
— Совершенно неожиданно. Своему маленькому сыну я читала на ночь сказки, после которых, по его уверениям, он бы заснул, но как только я выключала свет, он просил: «Мама, еще одну-последнюю!» Снова тянуться за книжкой было лень, и я стала придумывать свои сказки. Сочиняя их, я увлекалась сама, увлекся сын, и вместо того, чтобы спать, мы сочиняли сказки. В общем, занимательная получалась картина. Муж, услышав меня, посоветовал мне записывать свои сказки. Сказал, что неплохо получается. А муж мой – сильный критик. После я стала их записывать.
— Как рождаются образы, сюжет?
— Это происходит неожиданно. Должно быть вдохновение. Если мне нечего делать, и я решу написать сказку, то она не будет настоящей. Получится стилистически правильная, но мертвая сказка. А когда на меня находит вдохновение, то я вижу образы, героев, сюжет, который я даже не знаю, чем завершится. Я как бы слежу за героями и судорожно записываю то, что вижу.
— Вы пишете для определенного возраста детей?
— От 3 до 14 лет. В принципе, мы читаем сказки всю жизнь. Говорят, что невозможно вернуться в прошлое, я считаю, что возможно – с помощью воспоминаний. И сказка – это возвращение в ту самую реку времени, в то ощущение счастья, доброты, защиты, которая является стержнем для нас. Сказка – это удивительный жанр, который необходим ребенку. Через фантазию, необычных героев, которых он проецирует на себя, с которыми связан, ребенок учится. Начинает задумываться, мыслить и поступать впоследствии так же, как эти герои. Таким образом, вольно или невольно проектирует свою будущую жизнь. Сказка — это фундамент нашей будущей жизни, нравственности, нашей судьбы.
— Какие темы поднимаются в ваших сказках для подростков?
— Любовь. У меня есть сказка о любви русалки и простого рыбака, которую можно назвать «Легенда о жемчужине». Смысл такой: морской царь превратил рыбака в песок, а его дочь, любившая рыбака, успела захватить лишь горсть этого песка, пытаясь удержать любимого. За то, что она всегда горевала и проливала слезы, царь превратил ее в ракушку. В ракушке остался песок, частица влюбленного. Она все время плакала и обволакивала перламутровой слезой эту песчинку, так родилась жемчужина – символ любви.
— Очень красивые образы…
— Мир сказок — это удивительный мир.
— Мир, полный волшебства. Как считаете, жизнь так же волшебна, как сказка?
— Обязательно! Если тебе из миллиарда случайностей повезло жить на этой земле, то это уже волшебство, это чудо! Чудо, что ты узнаешь каждый день что-то новое, и надо быть благодарным, что тебе это дано. Конечно, сколько нам дано, мы не знаем, но прожить достойно мы обязаны. Мы ответственны перед теми людьми, которые нам доверяют.
— У вас есть еще какие-нибудь увлечения, хобби в жизни?
— Главное увлечение в жизни – это мои дети, семья. С ними мне тепло, уютно, хорошо. Если я знаю, что у меня есть близкие мне люди, которых я люблю, которые любят меня – то хочется жить. Это основа. И уже от этого, как от солнца лучи, исходят другие увлечения – мои сказки, работа в университете, мои образовательные курсы, рыбки в аквариуме и люди, которых я «коллекционирую». Почему я говорю «коллекционирую», потому что каждый человек собирает вокруг себя определенный круг людей, создающих ему комфорт. Так и я создаю вокруг себя пространство из людей, близких мне, понимающих, принимающих меня со всеми моими недостатками и прощающих меня. Величайший персидский поэт Джами говорил, что жизнь подобна нитке жемчуга, где каждая жемчужина – это время, и ты должен постараться все успеть, потому что она имеет конец.
— Вы достигли большого профессионального уровня, реализуетесь творчески. В чем секрет успеха?
— По жизни очень важно, какую планку ставит себе человек. Чем выше эта планка, тем больше действий, и тем гарантированнее успех. У меня были замечательные педагоги, поэтому я знаю, что есть профессионалы. Всегда говорят, что есть кто-то умнее тебя, талантливее, и надо стремиться приблизиться к этим высоким образцам. Каждый человек к чему-то стремится, будь то материальное или духовное, работа, семья, то есть стремления могут быть совершенно разные, главное, что они есть. Человек идет к достижению цели, и в этом смысл. Нельзя сказать, что он сейчас счастлив, он идет к счастью. И в этом движении счастье, а значит – успех.
— Говорят, что в молодости человеку кажется, что счастье впереди, а в пожилом возрасте он считает, что счастье уже позади.
— Счастье – это то, что ты сейчас жив. Говорят ведь, что жизнь – это маленькие и большие циклы, которые ты должен соизмерять. Каждый день – это твоя жизнь, и то, что ты успеваешь за день, соизмеряй с тем, что ты прожил. Многие бабочки, мотыльки живут всего один день. Им отведен этот день, и он им кажется таким длинным. Человеку отмерено время: успей многое, проживи ярко, сумей полюбить, сумей создать семью, стать профессионалом.
— Вы считаете, что каждый человек может быть успешным и в любви, и в работе? Мне вот почему-то кажется, что чем-то все же приходится жертвовать.
— Возможность быть счастливым дается каждому. Сильный человек всегда берет ответственность на себя. Он говорит: «Я ответственен за свою любовь!» Если ты хочешь, ты будешь любить! Дари свою любовь, и к тебе она вернется. Если ты хочешь семью, она у тебя будет. Хочешь быть профессионалом – выкладывайся, стремись, учись, тогда придет и призвание.
— То есть вы считаете, что человек сам творец своей судьбы или, как говорят, кузнец своего счастья?
— Конечно! Бог дает нам многое, но и мы должны проявить себя. Он дает нам возможность сравнивать, а мы, в свою очередь, должны выбрать. И надо выбирать хорошее. Нам постоянно приходится преодолевать какие-то трудности, проходить какие-то испытания судьбы, поэтому человек должен быть сильным. У всех бывают горести, с которыми надо смиряться и жить дальше. Когда у меня умерла мама, я думала, что большего горя я никогда не испытывала. Говорят, что самое страшное, это когда умирает ребенок и когда умирает мать. Но надо жить с этой болью и остаться человеком, любить жизнь, потому что близкий человек будет счастлив, зная, что счастлив ты. Надо быть кораблем, ледоколом, которому не страшны никакие царапины. Не надо ничего бояться в жизни.
— Подруги у вас есть?
— У меня три близкие подруги. Также сестра мне хороший друг. Они меня понимают, помогают мне в трудную минуту, радуются моим успехам.
— Психологи говорят, что вопреки выражению «друг познается в беде» настоящая дружба познается в радости.
— Да, и это верно.
— Расскажите немного об образовательных курсах, которые вы открыли?
— Курсы начали работу полтора месяца назад. Я назвала их «Образовательные курсы профессора Алиевой», и не потому что страдаю манией величия, а потому, что хочу отличаться от других, ведь это моя вершина, это моя марка в качестве образования. Я прилагаю максимум усилий, чтобы дать детям хорошие знания — приглашаю лучших преподавателей, сама сижу на уроках. Я хочу, чтобы это были лучшие уроки. И чтобы родители, дети которых приходят ко мне, остались довольны, чтобы они радовались и говорили спасибо. Для меня это очень важно.
— Успеваете совмещать работу в университете, на курсах, писать при этом сказки и быть хорошей матерью и женой?
— Успеваю. Мне хочется еще и еще. У меня какая-то жадность на жизнь, хочу все успеть.
— Когда вы не работаете, чем вы заняты?
— У меня нет такого понятия «работа». Работа – это моя жизнь. Она состоит из самых разных сегментов. Это как краски радуги. Вот у меня есть моя семья, моя профессия, люди, которых я очень люблю, писательство. И каждый раз я ищу, чем бы еще заняться. В этом году думаю открыть типографию и самой печатать свои сказки, потому что моя обязанность — донести их до детей, чтобы они были рады, почувствовав свет моей души. Поэтому у меня нет разделения на работу и на отдых. Отдых для меня – это любимая работа, а все то, чем я занимаюсь, – любимое.
— Танцевать любите?
— Очень! Даже петь люблю.
— Любимые исполнители есть?
— Мне нравятся Валерия, София Ротару, Алла Пугачева. Вообще мне нравится разная музыка — от этно до своей национальной лезгинской музыки.
— Современными исполнителями дети не заразили?
— Нет. Вот рэп я совсем не понимаю. Но это их время, у них своя музыка. Мы с детьми, с семьей можем слушать классическую музыку, дети любят Баха, Бетховена.
— Ну и завершающий вопрос: к чему бы вы призвали людей?
— Быть добрыми, терпимыми, уметь любить друг друга. Недаром в Библии сказано: возлюби другого, как самого себя. Полюбите в первую очередь себя, освободитесь от комплексов, живите легко, с любовью. И тогда вы полюбите тех, кто находится рядом!
— Спасибо!

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале благоустраивают сквер на улице Кадырова

В Махачкале благоустраивают сквер на улице Кадырова, 57Б. Работы ведутся по программе «Формирование комфортной городской среды» по итогам рейтингового...

Жительница Хасавюрта получила срок за смерть ребенка

Суд вынес приговор жительнице Хасавюрта, причинившей смерть по неосторожности своему малолетнему ребёнку. Женщина будет отбывать реальный срок в...

Для маршрута Махачкала-Каспийск планируется приобрести 10 новых автобусов

Для перевозки пассажиров из Махачкалы в Каспийск планируется закупить 10 новых автобусов марки «Ситимакс-9» или его аналоги. Аукцион по...

Из-за проведения плановых ремонтных работ в части Махачкалы временно ограничат подачу газа

Из-за проведения плановых ремонтных работ на газораспределительных станциях Махачкалы часть абонентов города временно останется без газоснабжения. Об этом сообщает...
spot_imgspot_img

По решению суда Махачкала вернула незаконно занятый земельный участок

Незаконно занятый земельный участок в Кировском районе Махачкалы вернули в муниципальную собственность по решению суда. Кировский районный суд Махачкалы удовлетворил...

В Махачкале пресекли производство опасного алкоголя

Возбуждено уголовное дело в отношении двух жителей Махачкалы, подозреваемых в незаконном производстве и сбыте опасной алкогольной продукции, сообщает Следственный...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам