Когда я училась в школе, у нас на стене высела надпись крупными буквами: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Мне она безумно нравилась. Такая искренняя, без пафоса… Намного лучше всех этих тривиальных с патриотическим замахом. Очень радует, что этот год, который, как я для себя определила, будет лучшим в моей жизни, — это Год учителя. Не хочу, чтобы он был очередным, дежурным, как Год семьи или молодежи. Не хочу, чтобы из всех методом тыка выбрали пару учителей, наградили их и сказали, как мы все любим и уважаем наших учителей. Не хочу, чтобы проводились всякие «шапочные» конкурсы – а-ля «Папа, мама, я – шахматная семья». Во всем этом я не вижу главного – души. Не думаю, что стоит льстить учителям в этом году, уверять, что они – наше все, кузнецы душ и судеб наших детей, будущего страны, и поэтому наша жизнь без них (и всего государства российского тоже) не имеет ни малейшего смысла. Надо за этот год попытаться понять, в чем главная проблема нашего образования и как ее решать. Потому что, скажу я вам, больше так жить нельзя. Что мы делали до сих пор? Навесили на учителей весь груз проблем системы образования страны и оставили их с этими проблемами наедине. Никак не могу понять: в чем дело? Некогда считавшаяся самой лучшей система советского образования, где она? У меня есть миллион причин не любить суть и наследие Советского Союза, но образование – это лучшее, что было в той стране. Теперь я понимаю, что «совок» хотя бы за что-то можно любить.
Да. Мы пытаемся реформировать образование, унифицировать его, европеизировать, перевести его в форму тестов и убрать из него человеческий фактор. Я сейчас говорю о ЕГЭ, панацее от всех «образовательных» проблем, как считают многие. Боюсь, что все это перетечет в единую волну наших пресловутых модернизаций, инноваций и прочей развлекухи. Да, дежурный панегирик в адрес министра Фурсенко не получился. Лично мое отношение к ЕГЭ вмещается в формат одного предложения. Вы можете с этим не соглашаться, но… Не надо бороться за чистоту – надо подметать. О чем я? Думаю, слышащий да услышит, что называется. Может, вместо того, чтобы пытаться собирать чужой велосипед, будем все же ездить на своем, давно уже собранном? Пусть это не покажется вам звучащим как откровение, но я знаю, почему «опустилось» наше образование. В нем не осталось того пресловутого человеческого фактора, который был основой советского образования. Искали объективности, а получили то, что получили. Учителя возмущены, что у них нет времени, чтобы учить детей, есть только время, чтобы «натаскать» их для прохождения тестов. Я за глобализацию и западные ценности, потому что все они основаны на главном – правах человека и человеческой жизни как высшей ценности, но эксперимент с образованием… Слишком мала нам их рубаха. Но проблема еще и в том, что мы слишком много требуем от учителей и слишком мало делаем для того, чтобы это многое они смогли нам дать. Сериал «Школа», который начал показывать Первый канал, уже успел вызвать повсеместный скандал в стране. Отовсюду вопли: «Да это неправда! Оболгали школу! Этого нет!» А я скажу так: да, такой школы, как в этом сериале, у нас в будущем никогда не будет, если мы признаем, что сейчас «так есть» «и постараемся с «этим» что-то сделать. Не хочу заканчивать высокопарными словами – признаниями в любви всем учителям, хотя хотелось бы, а призываю всех задуматься над следующими: от учителей и врачей ждут чуда, а когда оно случается, никто этого не замечает.