Чем же его, мыслящий мир, подкупил этот сын простого русского лавочника, избравший профессию врача, подрабатывавший, будучи студентом, небольшими фельетонами и короткими юмористическими рассказами, чтобы не умереть с голоду?
Хрестоматийный ответ даст любой, кто хоть раз читал писателя: «Развивал идейные искания интеллигенции, выражал недовольство обывательским существованием одних, душевную «смиренность» перед пошлостью других». Кто-то может дополнить также хрестоматийно: «Главный герой Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тончайший психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетающий иронию и лирику».
Но Чехов глубже и необъятнее общепринятого представления о нем. Основной замечательной чертой А.П.Чехова была его сдержанность, которая перешла в сдержанность его пера, предостерегавшую его от преувеличений и крайностей, что замечаем в его творчестве: о высоком говорил между делом, о значительном — ровным голосом.
Современный русский критик Игорь Золотусский пишет:
«Чехов — поэт строгой взвешенности и самоограничения, без которых нет нравственности, нет культуры. Ибо что такое культура, как не понимание меры вещей, меры взыскательности и меры поступков? Поэтому Чехов никого не казнит и не отлучает от истины. Он терпим к многообразию идей и многообразию людей».
А.П.Чехов сумел прийти к тому, что люди – это люди, а потом уж они делятся на исполнителей разных профессий и на представителей разных народов. В том его вера и мировоззрение. В этом и сокрыто человеческое и писательское кредо Чехова, которое можно обозначить фразой «демократия человеческого достоинства и свободы». В этом плане примечательно наблюдение великого художника И.Е.Репина, сказавшего о Чехове: «Враг сантиментов и выспренных увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества. Мне он казался несокрушимым силачом по складу тела и души».
Чехов по сей день остаётся непреходящим символом интеллигентности. Он не звал, а личным примером показывал, что любой человек должен стремиться к совершению нравственных поступков. К примеру, он вплоть до своей кончины отсылал разные книги в библиотеку своего родного Таганрога, до последних дней оставался врачом и лечил больных, помогал им даже тогда, когда оставил врачебную практику.
Поездка писателя на далёкий остров Сахалин также демонстрирует ту же человеческую помощь простым людям.
«Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они или мужики, в них сила, хотя их мало», — писал он, так как сам тоже был такой же личностью, единицей, олицетворяющей спасение человека в человеке и выражавшей высоту духа того малого круга людей, призванных к тому, чтобы победили Добро поступков и Красота душевная человека.
Чехов, не принадлежавший ни к каким течениям, ни к каким направлениям, ни к каким партиям, сам проложил в русской и мировой истории своё направление, осмысление которого продолжается и поныне и требует еще более углублённого понимания.
Чехов в своих произведениях как бы давал слово людям разных сословий. Хотя его герои в обществе играли совсем незаметную роль, писатель показывал, что видна их работа, виден их кропотливый физический и духовный труд, который и доминирует в обществе, продвигая его вперёд. В терпеливой и нравственно-здоровой работе каждого человека видел Чехов спасение и продолжение человечества.
В завершение хотела бы остановиться ещё на одном факте из биографии писателя. Оставив завещание на имя своей сестры, Чехов высказал в этом документе своё пожелание, чтобы доходы от его сочинений поступили «в распоряжение Таганрогского городского управления на нужды народного образования».
Не случайно последняя воля писателя показывает, как важно в любом обществе образование, воспитание подрастающего поколения, назначение и значение учителя, который призван выработать в каждом будущем гражданине стержень человека и личности, сознающих своё призвание в справедливом обустройстве общества.
В этом ключе, прежде всего, неоценимо велика роль художественной литературы, частью которой является бессмертное наследие Чехова.