Нурия ИСАБЕКОВА: «На классику слушатель ходит с большим воодушевлением»

— Согласна с этим, Нурия?
— Мне кажется, на классику слушатель ходит с большим воодушевлением, к этому располагает сам характер музыки. Наша публика лучше всего воспринимает классическое и народное исполнение — и в инструментальных, и в вокальных жанрах. Замечательно ходят на балет Мусы Оздоева «Чарли — великий маг», несмотря на то, что это такое своеобразное музыкально-хореографическое попурри.
— А утверждения, что дагестанский зритель не дорос до классики – просто измышления?
— Это неправильная политика, служащая кому-то оправданием, и народ вообще здесь ни при чем. Если качественно делаешь работу, она всегда будет правильно оценена. У меня к публике никогда не было претензий. Я говорю всем спасибо: и моим слушателям, и организаторам моего концерта, которые старались не меньше, чем исполнители. И исполнители, и организаторы, и зрители – мы все были вместе в зале. Это был наш общий концерт.
— Нурия, когда вы начали ощущать свое предназначение воспитывать публику высоким искусством?
— Мои детские мечтания были заполнены образом балерины. Совсем маленькой три года ходила в балетную студию, которую открыла в Клубе рыбников Юлия Филипповна Газеватая. Профессионально организованные занятия проводились два-три раза в неделю. Я стояла за станком с надеждой на будущее. Так случилось и в «Щелкунчике» П.Чайковского. До главной героини Маши не доросла из-за плохой растяжки, но русский танец исполняла с удовольствием и еще выходила задувать свечи на елке. Потом оказалось, Дагестану не нужен балет, нас расформировали, вернее, всех автоматически перевели в ансамбль «Счастливое детство». Остались навсегда яркие впечатления от классической музыки, особенно — Петра Чайковского. Почему-то считается, что в Дагестане дети должны исполнять только национальные танцы. Слава Богу, сейчас Муса Оздоев дал возможность подросткам танцевать что-то другое, кроме лезгинки.
— Нурия, вы задумывались: если бы остались в балете, вы так же реализовались бы в качестве балерины, как оперная певица сейчас?
— Многое, конечно, зависит от природы, от физических данных. Мне нравилось танцевать классику. Музыкальность была всегда – это отмечала и Юлия Филипповна. А балет я и сейчас обожаю.
— Истоки любви к музыке Чайковского идут оттуда?
— Чайковский в балете такой же гений, как и в опере. Чего стоит одна его «Пиковая дама» или «Евгений Онегин»! Это признанные шедевры, об исполнении женских партий в которых мечтают все мировые сопрано.
— А если бы и здесь природа не смилостивилась, если бы у вас было не сопрано?
— А у меня и не было сопрано. Я десять лет пела в меццо-сопрано и не подозревала, на что способна. Но здесь можно было поработать над голосом и подкорректировать природу. Я пела в меццо-сопрано, потом мне дали колоратурную партию — справилась. С лирико-драматическим звучанием тоже получилось. Что мне давали – то и пела.
— Но закрепились в лирико-драматическом сопрано.
— Я не хочу сажать верхний регистр, поэтому мне удобно петь в сопрано.
— В каком образе «поднимались» до колоратурного звучания?
— В колоратуре я пела Марфу в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова. Все удивились, но я удачно справилась.
— Дочь купца, невеста боярина Марфа – красавица, в которую влюбился даже царь Иван, — яркий образ русской классики. И эта роль в Пермском оперном театре досталась вам сразу и легко. Нурия, вам приходилось петь гимны и оды — буквально и на сцене тем, от кого зависит хорошая роль в спектакле?
— Это не мое! На сцене петь гимны не приходилось, и в жизни тоже, мне кажется, не придется этого делать, я привыкла к тому, что мне роль давали сразу. У меня, можно сказать, мелких ролей никогда не было. Даже когда только пришла в Пермский театр, у меня уже были главные роли. Пела Микаэллу, Марфу. К своим главным ролям не подходила постепенно, как это делают многие. Это не говорит о том, что я была лучше тех, кто спел сначала второстепенные партии, а потом главные. Просто так распорядилась судьба, может, я слишком долго готовилась к сцене.
И в Махачкале я с самого начала исполняла главные роли – Асият, Земфира.
— Вы уже привыкли к главным оперным ролям, а хотя бы для себя когда-нибудь пропевали второстепенные роли, которые оказались вам чем-то близкими по духу?
— Это было давно, когда можно было позволить себе петь для души, а она еще трепетала мечтательностью, и я еще не ожидала, что буду востребована как оперная певица. Сейчас пою любую вещь, которую мне дают: открываю партитуру и начинаю просто работать. Могу исполнить любую партию вплоть до лирико-колоратурного сопрано, кроме Царицы ночи («Волшебная флейта» В.А.Моцарта). Я вам честно признаюсь: как-то приземленнее я стала.
— Возможно, это и есть оборотная сторона профессионализма?
— Я даже главные роли не пропеваю просто так, если не задали. А из второстепенных у меня была роль только однажды. Произошла трагедия с одной исполнительницей, и меня за неделю до премьеры спектакля ввели в оперу «Князь Игорь» А.Бородина на роль половецкой девушки. Я, естественно, быстро выучила ее и сыграла.
— А самой выбирать удается партии?
— Есть партии, которые я сама выбирала. Лет десять назад, когда абсолютно не могла представить себя Аидой из оперы Дж. Верди, во мне эту героиню увидели со стороны и сказали: «Вот бы ты спела Аиду». Я теперь ее пою, у меня полностью готова партия из этой оперы.
— На последнем концерте из героинь итальянских композиторов вы предпочли представить зрителю не Аиду, а Леонору из «Силы судьбы» Д. Пуччини. Если можно сравнивать Элеонору и Аиду – кто драматичнее?
— Я считаю, все оперные женские партии написаны для лирического сопрано, но с характером. Лирика – это не значит быть меланхоличной, без ярких эмоций, стоять вяло, без движений — это не интересно ни исполнителю, ни публике. Если мне не интересно, значит, и другим не интересно.
Смотришь со стороны – начинаешь исправлять свои ошибки, если кому-то что-то не понравилось – значит, нужно срочно исправить, просто так никто не скажет.
— Вы часто судите об ошибках по аплодисментам?
— Не часто, а всегда. Аплодисменты бывают разные: «слава Богу, закончил» и с эмоциями — это чувствует каждый.
— Дуэт с Мухсином Камаловым, стал апофеозом вашего концерта. С кем из солистов Дагестанского театра оперы и балета вы еще пели?
— Пока только с Мухсином. Действительно, это был сложнейший дуэт из «Евгения Онегина» Чайковского — без дирижера трудно с этим справиться, но нам удалось. Сегодня мало кто из певцов увлечен классикой. Мухсин постоянно к ней обращается: слушает других исполнителей, сам очень много поет, у него в репертуаре есть целые партии, например, Германа.
— Так что Лиза из «Пиковой дамы» Петра Чайковского в вашем исполнении на дагестанской сцене тоже может найти партнера. Вы сейчас не связаны конкретным местом работы… Быть свободным художником оперному певцу удобнее?
— Не скажу, что удобнее, но это больше развивает. Когда ездишь по разным театрам, работаешь со многими дирижерами, это идет на пользу музыканту, набираешь информацию и опыт.
— Для многих Татьяна в вашем исполнении предстала в новом свете – экспрессивная и волевая.
— Пушкинская Татьяна, мне кажется, все-таки натура эмоциональная. Она неодноплановая, в ней все краски женского образа, весь комплекс женской души: и драматизм, и лиризм. Я старалась показать всю эту многосложность. По репликам Татьяны, по ситуации и по музыке Чайковского она такой и выходит.
— За свою творческую жизнь скольких Татьян вы видели на сцене, и какая из них лучшая?
— В годы учебы в Москве я каждый день ходила на концерты. Но самую прекрасную Татьяну увидела на экзамене в консерватории. Играла она во фрагментах из «Евгения Онегина» — красивая сцена, великолепное исполнение. Я позже интересовалась судьбой этой актрисы, говорят, уехала за границу, ей не давали здесь петь. И такое случается, когда талант настолько огромен, что может кого угодно затмить.
— Когда вы играете, стараетесь походить на кого-нибудь из давно признанных?
— Я стараюсь оставаться в стиле. Если играешь Земфиру («Алеко» С.Рахманинова) – это один стиль, надо учитывать время и место действия спектакля. Татьяна ассоциируется с другой средой. Страсти все те же, но меняется оболочка, манеры. Татьяна не будет, как Земфира, делать резкие выпады ногой или рукой. Когда пою Земфиру, у меня уже повороты головы другие. Надо оставаться в эпохе.
— Столько интересного из практики оперной певицы остается за кадром сегодняшней беседы. К вашим мыслям, Нурия, о состоянии оперного искусства в Дагестане мы еще вернемся чуть позже. А сегодня хочется поставить точку мнением дирижера Зарифы Абдуллаевой об аккомпанировании в этом концерте.
— Для меня в этом концерте не было незнакомых вещей. У каждого исполнителя свои особенности. Концертмейстер старается раскрыть их, помочь солисту открыть свои лучшие стороны. С Нурией мы не имели возможности долго работать над концертом, но это нормальная практика: бывает, что солиста встречаешь только накануне или вообще даже на концерте. Концерт состоялся в полном смысле этого слова. 
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам