По сути, это выставка работ выпускников разных лет Художественно-графического факультета ДГПУ из мастерских мэтров дагестанского искусства — всего 160 произведений 63 авторов. На обозрение зрителю были представлены произведения из мастерской живописи — завкафедрой живиписи, профессор Абдулзагир Мусаев (живопись), профессор Хабибурахман Омаров (рисунок); мастерской графики – старший преподаватель Юсуп Ханмагомедов (живопись), доцент Арслангерей Акавов (рисунок); мастерской скульптуры – профессор Гейдар Гейбатов (скульптура), доцент Саидбег Амиров (рисунок).
Наверное, в этом ключе было бы уместным заменить слово «педагог» на «наставник», что полнее и нагляднее характеризовало бы отношение творческой величины к менее опытным, юным творческим созданиям. Но это на усмотрение устроителей. Конкретизируя же общую цель, «музей выступил с инициативой презентовать в своих стенах общий срез, так называемый продукт коллективного творческого труда, прекрасно и добротно выработанный совместными усилиями педагогов, студентов и художников», отмечается зав.отделом ДМИИ им. П. С. Гамзатовой Джамилей Дагировой. В смысле посмотреть, чему научились и учатся студенты в стенах храма дагестанского искусства. Исходя из соображений, что выставлялись учебные работы, конечный результат мог иметь объяснимо ученический уровень. В реальности оказалось, что иначе.
Выставка получилась весьма прелюбопытной: живопись, скульптура и графика бывших студентов смотрелись вполне убедительно в профессиональном эквиваленте: если бы не надпись, гласившая «ученическая работа», можно было подумать, что идет презентация творений состоявшихся художников со своим стилем и художественным вкусом. Получился своеобразный, но отнюдь не лаконичный отчет художественно-графического факультета за 13 лет существования в стенах ДГПУ, показавший: в Дагестане существуют целые школы дагестанских художников, выпускники которых могут достойно представлять свои творческие труды.
На самом деле, это тот уровень, который может демонстрировать современная кузница дагестанских наставников изобразительного искусства, и не без справедливого чувства гордости. Гордости за талантливых учеников, которые сегодня стремятся позиционировать себя в искусстве и показывают хорошие результаты, за свой добросовестный труд, вложенный в них, за то, что смогли-таки в эпоху рыночной экономики вложить в сердца молодых учеников любовь к возвышенному и прекрасному. Она и помогает творить самозабвенно, и помнить, что ниже этой планки нельзя, а можно только лучше.
Наверное, выставка – это повод еще раз почувствовать ностальгию по опеке мудрых наставников, а педагогам сделать свои выводы о тенденциях, назревающих в молодежной среде. Отрадно, что азы настоящего академического искусства студентам преподают маститые художники, и молодые художники, как и должно, создают качественные композиции, «живые» портреты, умело находят правильные варианты цветовых решений, создают разноплановые в тематическом отношении дипломные работы. Дипломные работы смотрелись как итог студенческой деятельности: вот уж где чувствовался свободный полет творческой мысли, идейное пиршество! Это вам и «Бомжи» Написат Дибировой, и «Staccato» Мадины Хаджаевой, и «Старик и море» Саида Байдарова, «Южане» Дмитрия Аликперова, «Ожидание» Асият Арслангереевой, скульптура Шамиля Ахмедова «Весна», линогравюра Хавы Алиевой «У причала» и многие другие. Сегодня они хранятся в фонде ХГФ ДГПУ, который из года в год «обогащается» новыми разнообразными произведениями.
Факультет находится на верном пути, потому что эти работы выполнены на высоком профессиональном и художественном уровне, отметили в своих выступлениях заместитель министра культуры РД М. Магомедрасулов и заместитель Главы города Махачкалы Ольга Портнягина, а также знаковость этого явления как события в рамках Года учителя.
Как бы то ни было, профессор А. Мусаев пожелал, чтобы будущее искусства осталось за настоящими профессионалами — трудолюбивыми и талантливыми. Думается, что бывшие и нынешние выпускники мастерских художников хорошо это усвоили.
«Сегодня, глядя на результаты их (педагогов) сложного и кропотливого труда, помноженные на усердие и трудолюбие их питомцев, можно с уверенностью говорить о формировании своей, «Дагестанской» академии художеств», — отмечает Д. Дагирова.