— Магомед Расулович, видимо, есть магическая сила у третьей буквы старорусского алфавита – «веди», если на ее названии остановили свой выбор многие фирмы и общества, занимающиеся самой разнообразной деятельностью.
— Сила этого слова в его посыле к действию. Глагол «ведет» в повелительном наклонении направляет наши действия.
— Что входит в круг обязанностей маленького коллектива ООО «Веди», работающего во взаимосвязи с городским Управлением образования г. Махачкалы?
— У нас широкий спектр деятельности от посредничества при получении образования за границей до внедрения новых учебных пособий и методик в образовательный процесс в Дагестане. Также наша фирма проводит курсы иностранных языков, где акцентируется внимание на постановку основной языковой базы и после месячной подготовки человек может дальше сам заниматься выбранным предметом обучения.
— Для продолжения образования за рубежом вы работаете с выпускниками общеобразовательных школ?
— Не только с выпускниками. Помогаем определиться с направлением обучения как выпускникам, так и школьникам, родители которых готовы отправить их для продолжения учебы за границу. В очень короткие сроки мы готовим место в среднем или высшем учебном заведении в одной из 500 стран, среди которых есть даже Южная Африка, Япония, Китай.
— Вашей фирме всего полтора года, о ней знают учителя иностранных языков, через которых вы контактируете и с родителями школьников. За это время к вам обращалось много людей?
— Уже достаточное количество людей поехало за границу благодаря нам – во Францию, Англию, Америку, Канаду, Мальту. Но из Дагестана за рубеж едут в основном изучать язык.
— Только молодые люди, которые связывают свое будущее с языком?
— Возраст не ограничивается. Среди тех, кого мы отправляем, дети, начиная с 12 лет, и взрослые. Был даже случай, когда изучать английский язык уехал за границу человек в возрасте 70 лет.
— А как происходит финансовое обеспечение обучения за рубежом?
— Существуют несколько форм, среди которых условно-бесплатные и даже бесплатные. Но чтобы получить возможность продолжить учебу бесплатно, надо хорошо знать иностранный язык. Есть такой вариант, связанный со спортивным профилем нашей республики. Человек, имеющий наклонности к какому-нибудь виду спорта, желающий разнообразить свою жизнь, получить образование за рубежом и даже преуспеть в спортивной карьере, может выступать в университетской команде за тот вуз, в котором продолжает учиться. Он получает стипендию и возможность оплатить свои расходы. В нашей республике фактически определенных высот достигает всего лишь два процента способных ребят, остальные остаются в тени.
— Заграничное образование дает возможность раскрыться и другим способностям. Но может случиться, что, реализовавшись в другой стране, он не захочет вернуться обратно в Россию и Дагестан.
— Практически большинство из тех, кто уезжает, не хотят возвращаться. Но есть многие другие нюансы, которые не зависят от одного желания, и таких, которые не вернулись после прохождения курса обучения, тоже практически нет. Вот такой парадокс.
— А представители каких видов спорта востребованы в заграничных вузах?
— Если учесть все вузы, с которыми мы контактируем, то здесь очень широкий спектр. Есть спрос на любых спортсменов. На днях уехала в Соединенные Штаты Америки моя племянница Асият Алиева, она будет играть в теннис в университетской команде и изучать язык.
— Трудоустроиться после такой подготовки тоже легче?
— Конечно. Трудоустройство почти 100 процентов, и какие бы средства ни были вложены в обучение, за два года они окупаются полностью. Обучение за рубежом – обоюдонаправленный процесс. Это не только совершенствование собственных знаний, но и развитие межкультурных связей.
Находясь непосредственно в той среде в контакте с людьми, дагестанец имеет возможность развенчать мифы о нашей республике как очаге нестабильности своим поведением, своими интересами, рассказами о жизни в Дагестане. Он однозначно убедит, что мы такие же люди, так же учимся, трудимся, как и во всем мире, живем полноценной жизнью.
— В течение нескольких лет, пока выходец из нашей республики получает образование, его облик меняется, вероятно, не только внешне?
— Естественно. Меняется мировоззрение. Ребенок из обеспеченной семьи, здесь не обременный заботами, там попадает в иную среду. За рубежом родители, которые ничуть не беднее наших, дают большую свободу детям. Они сами всего добиваются. В нашей республике такой менталитет, что родители боятся куда-то отпускать своих чад, привязывают их к себе, делая зависимыми. Став взрослыми, многие из них оказываются неприспособленными к жизни.
— Неумение ориентироваться в современном стремительно меняющемся мире тормозит и интеллектуальную реализацию?
— Если сидеть на месте, не рождаются и творческие идеи, и прочие таланты, скрытые в человеке, не проявляются. Чтобы реализовать себя, нужно иногда менять обстановку.
— А для этого необходимо знание языков. И чем раньше начать изучение – тем проще будет его усвоить?
— Учебные пособия британских издательств по изучению языков разработаны так, чтобы материал легко усваивался в начальной школе. В Дагестане программы раннего обучения внедряются на базе десяти экспериментальных школ. Мы как представители RELOD в республике обеспечиваем самыми дешевыми учебниками и методическими материалами по новым программам.
— Круг педагогов, интересующихся этими программами, расширяется и уже выходит за пределы городских школ?
— Это закономерно. Необходимость в иностранных языках назревает, и это остро ощущается при выходе за периметр Дагестана. Опустился занавес олимпиады в Ванкувере, и мы уже на пороге зимних Олимпийских игр в Сочи. Запрос на переводчиков уже оценивается в более чем сто тысяч человек. А возможно, что понадобится еще больше квалифицированных переводчиков.
— Эпоха глобализации тоже диктует свои приоритеты.
— Да, пройдет кризис, и мы с двойной силой ощутим потребность в знании иностранных языков. Тем более что 90 процентов всей международной информации подается на английском языке. Если человек или общество не желает развиваться ни в плане бизнеса, ни в плане творчества или интеллектуального потенциала, можно вполне обойтись и без знания языков.
— Остается только взять в руки метлу?
— Да, уборщицей в солидную фирму, например, в Москве, сложно устроиться без знания языка. Туда заходят иностранцы, при встрече с которыми, надо обладать хотя бы словарным минимумом, чтобы помочь человеку сориентироваться. Что уж говорить о делах серьезных. В нашей республике даже преподаватели иностранных языков не могут вести свободно разговор с гостем из-за рубежа. Надо ломать эти барьеры.
— Незнание иностранного языка может стать тормозящим моментом и в развитии туризма на Кавказе.
— Президент Дмитрий Медведев уже обозначил эту проблему. Мне вспоминается фраза представителя одной делегации, прибывшей в Дагестан, выделившего два фактора, тормозящих развитие туризма в республике: «Надо убрать мусор с улиц и выучить иностранный язык».
— Расширяются границы между странами не только для туристических экскурсий и путешествий, но и для трудоустройства. Как участвуют дагестанцы в программе «Work and travel»?
— Если взять Россию, то за прошлый год в США поехало 46 тысяч человек, дагестанцев среди них ничтожный процент. Медленно просыпается наш народ.