Мы поздравляем живых! Но их остается все меньше и меньше – свидетелей былых событий. Закон бытия делает свое дело. Они уходят своей чередой и ложатся под могильные плиты.
Задаюсь вопросом: кто они? И кто о них знает? Хорошо, если у них есть родные и близкие. А если нет? Их могилы зарастают и исчезают бесследно.
Я хожу по кладбищу, читаю таблички: даты, даты – годы рождения и смерти, фамилии и инициалы сменяют друг друга; среди них встречаются знакомые. Читаю и думаю: а ведь все они махачкалинцы, раз навечно легли в эту землю.
Вот лежит Агеев Сергей Лазаревич. Человек интересной судьбы. Родился в городе Тбилиси Грузинской ССР, здоровый и физически развитый, выступал в передвижном цирке «Шапито» силачом-гиревиком. Перед Великой Отечественной оказался в Махачкале. Остался, женился. Работал электриком в Русском драматическом театре, затем в типографии им. С.М. Кирова. Когда началась Великая Отечественной война, Агееву было за пятьдесят. За плечами две войны – первая мировая и гражданская. Поэтому на фронт он попал в феврале 1942 года, когда захватчики были уже в Моздоке.
Войну С.Л. Агеев прошел от Моздока до Прибалтики в составе 470-й отдельной автороты автоэлектриком. Вернулся сержантом с тремя медалями «За боевые заслуги». Его единственный сын пропал без вести в начале войны. Зарастает могила.
Иду по аллее к могилам своих родственников…Читаю: Фомин Григорий Митрофанович, 1900 года рождения. Родился в далеком от Дагестана сибирском городе Барабинске в семье железнодорожника. Юношей участвовал в Гражданской войне. За связь с партизанами был схвачен колчаковцами и… уже на эшафоте его из петли вытащили подоспевшие партизаны. Великую Отечественную встретил в действующей армии.
Тяжелые первые месяцы: выход из окружений с техникой (артиллерия крупного калибра), затем затяжные бои под Ельней, блокада Ленинграда. Григорий Митрофанович после госпиталя оказался в Махачкале. До конца жизни работал на Махачкалинском участке железной дороги.
Вот могилы родственников. Их более десяти. Могилы отца и сына Малых. Александр Алексеевич, 1924 года рождения, скончался от тяжелых ранений в возрасте 23 лет. В 1971 году рядом с отцом положили сына – Малых Александра Александровича. Умер от облучения после службы на Семипалатинском полигоне.
Вот еще одна интересная жизнь: Спицын Яков Петрович, 1923 года рождения. Уроженец Богучарского района Воронежской области. Семья, как и многие другие, оказалась в Дагестане в голодные 30-е годы. К началу 1941 года подросток Яков работал наборщиком в типографии им. С.М. Кирова. На фронт попал с февральским призывом 1942 года. Участвовал в освобождении Кавказа, Кубани, Преднепровья, Крыма. Начав войну наводчиком 122-миллиметрового орудия, Яков Спицын закончил войну командиром орудия. Два ордена Славы, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги» украшали грудь молодого сержанта.
Я иду дальше, и снова могилы, где лежат «афганцы». А вот семья Еговорых: отец Егоров Михаил Михайлович – подводник, участник двух кругосветок на атомной подлодке, жена. Мать Егорова — Полина Великую Отечественную войну прошла наблюдателем отдельного батальона ВНОС.
Хочется написать еще о Денисенко Николае Васильевиче, 1921 года рождения. Войну прошел он от начала до конца разведчиком. Защищал Одессу, Севастополь и Керчь в составе Приморской Армии, затем в составе 82-го стрелкового полка 72-й Гвардейской стрелковой дивизии освобождал места, оставленые в горькие дни отступлений. Затем бои в Прибалтике, штурм Кенигсберга. Более 10 боевых наград украшали грудь сержанта разведки. Среди них два ордена Славы, Красной Звезды, Отечественной войны. Николай Васильевич, уроженец Днепропетровской области УССР, большую часть жизни прожил в Бабаюрте. Благодарные земляки в Бабаюрте назвали одну из улиц его именем.
И снова могилы, могилы. Под плитами лежат герои – защитники Отечества из Украины и Белоруссии, Азербайджана и Казахстана, Армении и Прибалтики, с далекого Севера и сибирских таежных просторов. Для всех дагестанская земля стала навеки родной.
Так же, как для многих дагестанцев, родными навеки стали просторы огромной страны – Советского Союза.
Спят герои в земле, окрапленной их кровью. Помните о них, люди!
Хочется закончить словами большого друга Советского Союза, чехословацкого писателя, патриота, антифашиста Юлиуса Фучика «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас… Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»