Олег Санаев, заместитель главного редактора газеты, ведущий круглого стола, сразу отметил, что «Дагправда» уже проводила такой же круглый стол, почти в таком же составе и посвященный этой же теме. Но проблема, которая поднималась в прошлый раз и будет поднята сейчас, так и не решена.
Главного «демона» и виновника нерешенности этой проблемы участники обозначили – представитель Администрации Президента Акилов. Он-то, если верить присутствующим, и воспрепятствовал выделению ста миллионов рублей на инновации. Фраза, которую он при этом сказал и которую Олег Санаев считает бессмертной, звучит следующим образом: «К новаторам эти деньги все равно не дойдут, потому что будут разворованы». Но, как подчеркнул ведущий круглого стола, наша задача – обратить на этот факт внимание. Давайте этим и займемся.
Этим и занялись Кахриман Юсуфов, начальник отдела инновационной политики Министерства экономики РД, Руслан Асваров, исполнительный директор Дагестанского агентства развития инновационного предпринимательства, Олег Евдулов, проректор по научной и инновационной деятельности ДГТУ, Мусса Абачараев, заведующий отделом физико-технических проблем машиноведения Института физики ДНЦ РАН, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ и РД, Пайзулла Исаев, ученый, директор НИЦ «Данко», изобретатель, Музакир Шихсаидов, гендиректор ООО «Глобал-М», Абдулхалик Тамадаев, доктор технических наук, Гамид Халидов, президент Евроазиатского инновационного транспортного центра г. Москвы, и другие.
Если перевести экономические посты участников на язык политических формулировок, то в ходе дискуссии высказывались леворадикальные, праворадикальные и центристские настроения. Ну а главным анархистом круглого стола признаю Пайзуллу Исаева, который успевал не только выражать свое возмущение, но и этим же веселить присутствующих.
Основной вопрос повестки дня звучал так: почему наша экономика не восприимчива к инновациям, должно ли государство помогать новаторам и в какой форме.
Олег Евдулов, проректор ДГТУ, отметил, что одним из важнейших событий за последние два года является принятие закона о внедрении предпринимательской деятельности в вузах (ФЗ от 2 августа 2009 г.). Он привел в пример Массачусетский университет США, который продвигает свою продукцию на рынке. Также он отметил, что в этом законе есть и недоработки. Поэтому и возникают проблемы с коммерциализацией деятельности университетов страны. Евдулов поделился положительным опытом ДГТУ. Вуз выиграл десять проектов и занимается их реализацией. Участники круглого стола попросили его назвать самое главное изобретение университета. Оказалось, что таковое есть (причем не одно) – электрические холодильники, использующиеся и в медицине, и в офтальмологии в частности, также устройство, которое лечит диабет путем охлаждения ног.
Проректор ДГТУ подчеркнул, что их университет – лидер в России по количеству полученных патентов: 152 патента ДГТУ получил в 2008 г., 459 – в 2009 г. На что возразил Пайзулла Исаев, сказав, что мы не организованы ни в Правительстве, ни на заводе. У нас везде царит хаос. Каждый раз появляются какие-то структуры, все что угодно появится, чтобы помешать. Не способны наши вузы создавать такие изобретения, чтобы их делали на заводах, а заводы не в состоянии на своем старом оборудовании изготовить их. Даже стены их говорят о том, что они не смогут ничего производить.
Представитель Минпромэнергосвязи РД на возмущения Пайзуллы Исаева в адрес своего ведомства заявил, что проекты находятся в Правительстве. Некоторые из них будут выбраны и профинансированы.
– Лебедь, рак да щука! – за-
протестовал Пайзулла Исаев. – А почему они до сих пор не реализованы?!
– Ну, Вы извините меня, но мы не занимаемся финансами, – последовал ответ.
– О! Конечно! Одни не занимаются финансами, другие – творчеством… Лебедь, рак да щука!
– Мы не туда сейчас идем, – вмешался в дискуссию Музакир Шихсаидов, – если бы была создана инфраструктура, многие бы вопросы отпали. Эти советы были бы не нужны (имеется в виду Экспертный совет при Правительстве РД. – прим. «МИ»). Надо сделать так, чтобы люди и их изобретения нашли свое применение в экономике. Правительство есть правительство. Его сюда вмешивать не надо. Надо создать специальный фонд. Вот при нем должен быть Совет. Во всем мире роль правительства сводится к отслеживанию того, чтобы деньги пошли, к примеру, не кому-то в карман, а по назначению. Они – молодцы. Слов нет. Но этим должны заниматься не они, а интеллектуальная элита. Наша задача – создать инфраструктуру. Пусть это будет фонд или технопарк. Этим должны заниматься не вузы, которые выпускают абы кого, где процветает, мы все знаем что, и не те, которые развалили заводы.
Гамид Халидов считает, что, говоря о поддержке инноваций в экономике, следует думать прежде всего о трех критериях – масштабности применения, объемности прибыли и рабочих местах. Надо сначала продумать эти аспекты, а потом уже просить Правительство о помощи.
Абдулхалик Гамадаев был настроен скептически и сказал, что прошлый разговор закончился ничем и сегодняшний разговор закончится только разговором.
Муса Абачараев заметил, что нужно иметь орган, который бы занимался этим. У нас частично есть такой орган – экспертный совет при Правительстве РД. Но почему частично? Потому что денег они не могут дать. Поэтому это должен быть не экспертный совет, а экспертная комиссия.
Руслан Асваров самым главным во всей этой истории считает, чтобы изобретение завтра нужно было нам. А чтобы это определить, их агентство направляет изобретения на экспертизу в Москву. Ее проводит Экспертная комиссия Содружества частных инвесторов. А частный инвестор станет финансировать только то, что будет приносить прибыль. Асваров отметил, что наше Правительство абсолютно не работало с институтами создания технологий. Это и венчурные фонды, и госкорпорация нанотехнологий. Да, можно обойти Правительство, но нужен посредник, координатор. Наша разрозненность ведет к конкуренции перед Правительством, поэтому нам надо объединиться.
Представитель Минпрома сказал фатальную вещь: без денег мы ничего не решим, а перекладывать бумаги с одного стола на другой – смысла нет. Кахриман Юсуфов подчеркнул, что государство должно создавать условия: налоги, преференции, кредиты, предоставлять залоги, субсидировать. Ни одно государство в мире напрямую ни одному конкретному изобретателю не помогает и не должно помогать. Венчурные фонды – это деньги, это стакан, где есть вода. А деньги – это основа основ. Без них мы ничего не сможем сделать. Руслан Асваров все же заметил, что структура, которая должна состыковать завод и изобретателя, должна быть. Он добавил, что их агентство предложило на рассмотрение Правительству проект создания Инжинирингового центра с фондом в семьдесят один миллион рублей. Музакир Шихсаидов снова возразил, что у нас таких структур даже в избытке. На него тут же посыпались упреки Гамида Халидова:
– А куда делся наш Инкубатор?
– Какой Инкубатор?
– У нас же был Инкубатор!
Гамид Халидов отметил, что Дагестан имеет огромный транспортный потенциал, незамерзающий порт, иранский канал. Этим нужно заинтересовать Россию, но Пайзулла Исаев возразил, что для этого нужен дирижер. Один наш «Дагдизель» работает и то три дня в неделю и усилиями пенсионеров, которые целыми днями бьются в нарды.
Было подготовлено специальное обращение к Правительству РД, которое ведущий круглого стола Олег Санаев обещал в конце зачитать, но оно так и не было озвучено. Санаев подчеркнул, что обращение не вместило и доли тех страстей, которые были выплеснуты за круглым столом. Мы доработаем его и, когда оно будет отвечать реалиям сегодняшнего разговора, участники будут поставлены в известность и снова приглашены на заседание круглого стола.
Пайзулла Исаев подытожил работу собравшихся: есть другие регионы России и десятки стран мира, которые ждут меня. Все. Я жду до осени и уезжаю.