Зато, по словам виновника торжества, он совпадает с праздником, знаменательным для всей страны, – 65-летием со дня окончания Великой Отечественной войны.
— Если бы не знаковая для всей страны дата, вы бы программу творческого вечера составили так же: первое отделение – произведения гражданского звучания, второе – эстрадные номера?
— На первое отделение у меня всегда такой настрой: хор, симфонический оркестр и высокий накал чувств. Начало мы взяли хорошее. Но, мне кажется, зритель больше получил именно от патриотических песен, он не ожидал такой масштабности военно-патриотической тематики и накала. Я судил по настроению зрительской аудитории. Тишина. Заслушались. Тема такая…
— И вы сами, наверное, вспоминали былые времена?.. Ведь вы родились в дни войны в мае сорок второго года. Остались какие-то детские воспоминания?
— Я ни на минуту не забываю о событиях тех лет, когда я бегал босым и голодным.
— Вы по специальности, полученной в Махачкалинском музыкальном училище, дирижер, вокалом стали заниматься, видимо, в годы учебы в Краснодарском государственном институте культуры?
— Гораздо раньше. Я начинал путь в музыку как вокалист. С 1963 года по 1969 с перерывом на службу в Советской Армии я работал солистом хора Гостелерадио. Уже потом, после окончания музыкального училища, был назначен директором музыкальной школы в г. Буйнакске.
— Вам самому пришлось работать в музыкальной школе и вот теперь, когда вы готовите преподавателей, вспоминаете о навыках, полученных тогда?
— Безусловно. Мой педагогический опыт основывается на соображениях и выводах, сделанных в годы преподавания.
— Научное обоснование преподавания музыки проявилось в многочисленных методических пособиях, подготовленных вами для музыкальных школ. В композиции доминирует патриотическая тематика. Самое крупное ваше произведение написано для скрипки с оркестром. Еще одной характеристикой вашего творчества музыковеды называют цикличность. Напомните, какие у Вас вышли музыкальные альбомы.
— Альбом фортепианных пьес, «Детский альбом». У меня шесть альбомов эстрадных песен.
— Такая форма исполнения и на кумыкском, и на русском, к которой вы часто прибегаете в творчестве, нужна для того, чтобы быть доступным любому слушателю?
— Да, конечно. Но я сотрудничаю не только с кумыкскими исполнителями, мои песни поют на аварском, даргинском, русском, ногайском языках.
— А как же вы представляетесь новым знакомым: композитором или педагогом, что для вас на первом месте?
— В первую очередь: я – педагог, это мое призвание.
— Но все же вы известны как композитор? Вообще для вас важно, чтобы народ вас знал?
— Очень важно! Я же воспеваю именно свой народ, свою родину, свое село, нашу историю.
— И в родном Эрпели часто звучит ваша музыка?
— Бывают творческие встречи. Я люблю встречи со зрителем. Это как бы творческий отчет перед слушателем. Порой я задаюсь вопросами, что пишу, для кого. Ответы на них нахожу во время общения со своим слушателем.
— Многое из репертуара вечера, посвященного 65-летию Великой Победы, исполнялось впервые?
— Кроме «Отцы» и «Покуда мать жива», в первом отделении все песни были новые. А не включить в концерт произведения, которые стали как бы моими визитными карточками, я не мог, все равно попросили бы их исполнить.
— Стихи для ваших песен приносят сами композиторы или вы их заказываете?
-По-разному бывает.
— Вам известно, какой поэт на что способен. А у незнакомых или молодых поэтов, наверное, нет шансов стать вашим соавтором?
— «Плач матери», исполненный на творческом вечере женским хором и солисткой Людмилой Гаджимурадовой – опровержение тому. Стихи Заиры Гамидовой я случайно прочитал в газете. Эта тематика напрашивалась давно, я думал о подобной песне. Сколько у нас сегодня таких матерей, которые оплакивают своих детей.
— Когда состоится следующий юбилейный вечер?
— Судя по сегодняшнему настроению, пока не думаю об этом. Я уже достиг поставленной планки.