Алик АБДУЛГАМИДОВ: «Майор Даххаев».

Демонстрация силы на Даххаева не произвела впечатление. Начальник райотдела стоит, широко расставив ноги, он спокоен и тверд: «Во-первых, мы у себя дома и никуда отсюда не уйдем. Во-вторых, у меня четыреста стволов, достаточно боеприпасов и никто меня отсюда не сдвинет. Попробуйте! Так и передайте своим главарям. Это говорю я – майор Даххаев, начальник Новолакского РОВД».
Даххаев, не спеша, развернулся и неторопливо пошел в РОВД. А «парламентеры» какое-то время еще стоят – то ли растерянные, то ли удивленные. Потом и они уходят, белый флаг волочится за ними. Даххаев вошел во двор, ворота за ним закрыли. Начальник по-прежнему спокоен и собран. Он забрал у помощника дежурного свой автомат, снял его с предохранителя и резким щелчком затвора загнал патрон в патронник: «Приготовиться к бою!»
Воскресенье, 5 сентября 1999 года, 06.30. Боевики не заставили себя долго ждать. Не прошло и десяти минут, как в райотдел с противным воем залетела первая мина. Милиционеры даже не успели испугаться. Мина взорвалась позади них, в дальнем углу двора, между каменной стеной и старым автомобилем. Никто не пострадал. Осколки прошили только железный навес и кузов уазика.
Снова завыла мина, и новая вспышка – уже перед воротами — заставила всех спрятаться за стеной. Горячие куски металла просвистели над головами, в воздухе поднялась каменная крошка. «Консервы» полетели, а теперь «ягоды» пойдут», — майор Амир Амиров встал, отряхивая пыль с оружия и с плеч. «Проснись, молодой, сейчас «духи» на штурм пойдут. Приготовься, мы их встретим, как положено», — Амиров улыбнулся и похлопал по плечу молодого милиционера, который нервно суетился рядом. Бывший «афганец» привычно плотно прижал приклад автомата к плечу и стал внимательно наблюдать за улицей. Теперь мир для него и его коллег сузился до размеров прорези прицела.
Муслим Даххаев, начальник Новолакского РОВД: «Тут такое началось. Райотдел в осаде. Усиленные атаки со всех сторон. Оглушительный грохот разрывов гранат. Льется горячий свинцовый дождь. Даже не дождь, а смертельный ливень. Казалось, этому конца не будет. Теперь, после суток, проведенных в окружении, многие милиционеры таким себе, наверное, и представляют настоящий ад.
Одновременно боевики штурмуют позиции омоновцев. Они рядом отбиваются. Командир Липецкого ОМОНа сообщает: «Ситуация тяжелая. Все контужены. Долго здесь не выстоим».
Я обхожу позиции и в глазах подчиненных вижу только один вопрос: как это произошло? Накануне вторжения командование МВД всех успокаивало: граница плотно прикрыта войсками, крупные прорывы невозможны. Разведка, конечно, не исключала, что небольшие группы террористов перейдут границу. Наша задача, задача милиционеров – найти их и уничтожить. Но в район вторглась целая армия террористов. Тысячи до зубов вооруженных, подготовленных и организованных боевиков против плохо вооруженных милиционеров! Где наша российская армия?
Впрочем, нас эти мысли недолго волновали. Некогда. Враг был рядом. Боевики пошли на штурм. Теперь главное – выстоять».
Штурм начался вслед за недолгим минометным обстрелом. Боевики вышли из узкой улочки, идущей от мечети, и пошли цепью в сторону РОВД. Они на ходу открыли пулеметный огонь. Другая группа басаевцев, засевшая во дворе кирпичного дома, поддерживает их залпами из гранатометов.
Начальник РОВД прижался к холодной железобетонной стене. Через щель-амбразуру он наблюдает за улицей и пытается перекричать звуки стрельбы: «Огонь открывать по моей команде! Подпускаем ближе… еще ближе…» Напряжение нарастает, подчиненные бросают на майора нетерпеливые взгляды: боевики уже у ворот. Наконец, начальник РОВД командует: «Огонь!» Майор Мухтар Абдуллаев, старшина Зураб Мирзаев, капитан Гусейн Якубов, майор Амир Амиров, сержант Марсель Махмудов, лейтенант Калабадин Шапилов, капитан Абакар Абдурахманов, рядовые Рамазан Рамазанов и Джамбулат Абакаров залегли слева и справа от майора Даххаева. В руках милиционеров от длинных очередей запрыгали автоматы Калашникова.
Даххаев одну за другой бросает две гранаты в толпу врагов, потом нажимает на курок «калаша», срезая горячим свинцом первые ряды боевиков. А на втором этаже райотдела громко «заговорил» пулемет.
Плотный ответный огонь из райотдела отбросил противника назад. Боевики ослабили напор. Отправляя их на штурм, Басаев уверял, что «менты» быстро сдадутся. Неожиданно стойкое сопротивление милиционеров ошеломило боевиков. С большими потерями они отступают. Отбита первая атака.
Абакар Абдурахманов, начальник следственного отдела Новолакского РОВД: «Кроме райотдела, под контролем милиции еще находились и другие важные объекты: здание администрации, почта, прокуратура. Там наши сотрудники тоже держали круговую оборону. Даххаев через каждые полчаса лично обходил эти посты, подбадривал ребят. Позже, ночью, когда проверяли посты, я все боялся, что на кого-нибудь в темноте нарвемся. Но он идет, а я — за ним. Все приказы начальника РОВД беспрекословно выполнялись. Потому что ему доверяли и верили.
Никто из наших ребят в бою не струсил, никто не оставил пост, хотя у многих в Новолаке были семьи, и они не знали ничего об их судьбе. Все были готовы до последнего патрона драться с врагом. В первые часы боя, конечно же, было очень страшно. Но начальник РОВД всегда был рядом, показывал нам пример мужества. В той безвыходной ситуации, я уверен, нас, в первую очередь, спасли его горская смелость, решительность и отвага».
Боевики заняли позиции во дворе мечети, недалеко от РОВД. Взять в кольцо райотдел и здание ФСБ террористы не могут. С одной стороны – ущелье, а с другой, метрах в семидесяти – Дом культуры, где заняли оборону омоновцы.
Басаевцы хорошо вооружены — пулеметы, установки АГС, минометы, «мухи». Почти у всех импортные рации: все переговоры милиционеров они спокойно прослушивают.
«Товарищ майор, омоновцы просят помощи. У них, кажется, совсем плохо», — дежурный застал Даххаева около автоматчиков на левом фланге обороны. Майор, отдав новые распоряжения милиционерам на огневых позициях, зашел в дежурку. Сквозь шорохи эфира слышны пулеметные очереди, стоны и крики: «Погибаем! Выручайте!».
Даххаев прислушался. Незнакомый голос снова кричит: «Я – командир Липецкого ОМОНа. Половина отряда погибла, а я тяжело ранен. Выходите на помощь!». В эфире говорили не бойцы ОМОНа. Голоса истеричные. Майор Даххаев разгадал план басаевцев. Не сумев с ходу взять райотдел и разгромить защитников Новолака, боевики пошли на хитрость. Они пытаются обманом вытянуть милиционеров из здания РОВД, чтобы уничтожить в открытом бою. По рации на волне Липецкого ОМОНа чеченцы имитируют голоса омоновцев.
Даххаев решил «подыграть» противнику. «Держитесь! Скоро уничтожат бандитов. К ним в тыл уже переброшены большие силы федералов», — сообщил майор. Рация боевиков умолкла. Провокация не удалась.
Муслим Даххаев, начальник Новолакского РОВД: «Стрельба вокруг Дворца культуры, где накануне расквартировались липецкие омоновцы, не утихает. Это рядом — в семидесяти метрах от РОВД или около того. Слышимость хорошая. Боевики на рассвете нас обошли и первыми напали на липецких ребят. Видимо, надеялись с дагестанской милицией договориться позже. Теперь, когда эти планы провалились, бандиты по рации, имитируя голоса русских ребят, выступают от их имени с просьбами о помощи: «Муслим, брат, выручай! Погибаем! Враги лезут со всех сторон!» Бандиты провоцировали нас на открытый бой. Но я понимал, что в открытом бою ни липецким ребятам не помогу, ни своих бойцов не сберегу. Нужен был другой план».
После небольшой передышки боевики начали новый штурм райотдела. Тактику приступа теперь они изменили. Огневые точки милиционеров басаевцы теперь пытаются погасить издалека. Со стороны улицы, ведущей к мечети, одновременно выбегают по четыре гранатометчика и по команде дают залпы по зданию милиции. Крики «Аллаху акбар!», выстрелы, и они быстро уходят, чтобы уступить свои позиции следующей группе.
Получасовая интенсивная обработка райотдела из гранатометов — и в атаку идет «пехота». Боевики растянулись в цепь. Стреляя на ходу, они приближаются к позициям новолакских милиционеров.
В райотделе терпеливо ждут врага. На самых опасных участках обороны майор Даххаев поставил бойцов СОГа. Новолакская специальная огневая группа — самое лучшее подразделение МВД республики. Высокая мобильность, хорошая физическая и огневая подготовка отличают этих милиционеров от других сотрудников. Их за глаза называют гвардией Даххаева. Физподготовку у претендентов на право служить в СОГе принимал лично начальник райотдела.
Первая шеренга боевиков, стреляя от пояса из пулеметов, приблизилась на расстояние прицельного выстрела. Командир взвода СОГа Залимхан Даххаев – младший брат майора — смотрит на начальника милиции. Звучит команда «Огонь!» — и бойницы в железобетонной стене выплевывают навстречу боевикам смертоносный свинец. Видно, как пули прошивают боевиков — одного, второго… Они падают. Под плотным огнем залегли и остальные басаевцы. Атака на райотдел захлебнулась.
Майора Даххаева беспокоит судьба подчиненных, несущих службу на блокпостах. Он зашел в дежурку узнать, как обстановка в других населенных пунктах. Дежурный докладывает, что связь с блокпостами пока еще удается поддерживать. Сотрудники РОВД знают, что рации у боевиков импортные и все переговоры они спокойно перехватывают. Но милиционерам сейчас не до конспирации. С постов открытым текстом сообщают, что ведут бои с неравными силами противника: есть убитые и раненые. Новолакская милиция несет потери.
Муслим Даххаев, начальник Новолакского РОВД: «В Чапаево спокойно — там боевики обошли наш пост и пост внутренних войск. Бои идут в Тухчаре. Пост Тухчарский на окраине они тоже оставили и вошли в село. И с ходу напали на поселковое отделение. Кругом стреляют. В селе брожение.
На Гамияхском посту было 12 сотрудников. Небольшой блокпост. Они прикрывали район со стороны Хасавюрта. Там несколько часов шел жестокий бой. Наши работники стояли насмерть. Но что такое 12 человек против этой армады? Два милиционера погибли, шесть человек получили тяжелые ранения. Они оставили блокпост только после того, как все боеприпасы израсходовали. Подхватив раненых, милиционеры ушли в село».
Очередная атака боевиков в Новолаке захлебнулась, но бой еще не закончился. Гранатометчики снова бьют по райотделу. Методично. Залпами. И снова цепью «воины ислама» идут в атаку. А сотрудники патрульно-постовой службы и бойцы специальной огневой группы их встречают спокойно. Они опять подпускают противника поближе к райотделу и расстреливают басаевцев в упор.
 «Хороший боевик – мертвый боевик», — подбадривает подчиненных майор Даххаев. О коварстве врага дагестанцы знают хорошо. Для новолакских милиционеров это не первая встреча с террористами. Боевое крещение они получили почти год назад.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам