Вот она идет: всегда подтянутая, бодрая, красивая. У нас в лицее есть примета: если с утра встретил в учительской или в коридоре Абидат Абдулкадыровну, то день задался. Глядя на такую простую, но одновременно строгую, такую чуткую, но требовательную женщину, не можешь поверить, что она прошла столько испытаний и видела столько горя, но сумела сохранить жизнелюбие, уважение к людям, невероятную увлеченность своей работой.
Абидат Абдулкадыровна Омарова, одна из основателей ГОУ «Республиканский многопрофильный лицей» Министерства образования и науки РД, директор, а ныне завуч по научно-методической работе, отмечает свой юбилей. Не думаю, что сейчас нужно говорить о возрасте и трудовом стаже Абидат Абдулкадыровны. Педагогическая деятельность – это вся ее жизнь. Пройдя нелегкий путь и испытав на себе все тяготы ответственности руководителя, в ней есть силы не только продолжать когда-то начатое, но и привносить в него новое. Грамотный специалист, прекрасный математик, корифей своего дела, прогрессивный руководитель и большой интернационалист – все это о ней. Пожалуй, это не тот случай, когда нужно избегать качественных прилагательных.
Ее звания и всевозможные награды можно перечислять бесконечно: заслуженный учитель Республики Дагестан, заслуженный учитель Российской Федерации, награждена почетными грамотами за активное участие в деятельности советского Фонда мира в интересах укрепления всеобщего мира, свободы и безопасности народов, за хорошую организаторскую работу по подготовке молодых исследователей к участию в Республиканской конференции «Шаг в будущее», за достигнутые успехи в деле обучения, воспитания и развития одаренных детей…
Именно благодаря ей Республиканский многопрофильный лицей стал таким, какой он сейчас – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, вошел в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России», победитель президентских и иных грантов.
Абидат Абдулкадыровна – великолепный педагог, прекрасная жена, мать троих детей, бабушка и просто красивая женщина. Беседу с ней я вам и представляю.
— Абидат Абдулкадыровна, наверно, это самый часто задаваемый Вам вопрос, но тем не менее я его озвучу: с чего начинался Ваш творческий путь в профессии педагога?
— С работы в Интернате горянок. Я там проработала с 1965 по 1976 годы. Занималась там и общественной работой. Меня выбрали председателем местного комитета в Интернате горянок. Когда вступила в Коммунистическую партию, была секретарем партийной организации. Директором у нас была Ума Магомедовна Муртузалиева, народный учитель СССР, очень сильный организатор, я многому у нее научилась. В это время мой муж учился в аспирантуре, а ребенок, мой старший сын, был у моей мамы. Я все время с утра до вечера пропадала в интернате. По некоторым обстоятельствам в 1976 г. я перешла на работу в Махачкалинский мелиоративный техникум. Там же я стала секретарем партийной организации. Видимо, в только что созданном техникуме искали подходящую кандидатуру. Я от одной общественной работы не успела убежать, как сразу меня там поймали (смеется). Сначала была преподавателем математики, а потом – заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Там я проработала до 1986 г. Затем бывший в то время министром образования Бадави Саидович Гаджиев пригласил меня в только что созданное на базе Интерната горянок образовательное учреждение. Тогда оно называлось Специализированная школа с углубленным изучением математики, затем – Республиканская физико-математическая школа-интернат. У нас были очень хорошие показатели в работе. В рейтинговых мероприятиях дети занимали призовые места. В 1990 г. решением Правительства республики мы стали Республиканским физико-математическим лицеем. Бадави Саидович хотел, чтобы мы объединились с педагогическим интернатом, который находился на улице Герцена, работавшим при Педуниверситете, а мы были при Даггосуниверситете. Нам поручили работу с педагогическими классами, так впоследствии мы стали Республиканским многопрофильным лицеем. Сначала мы работали по двум направлениям: физико-математическим и гуманитарным. Со временем убедились, что нужно расширяться. И, кстати, первый в республике компьютерный класс появился именно у нас. Это было в 1987 году, когда мы были специализированной физико-математической школой. Первый компьютерный класс был, конечно, несовершенным. Мы испытали на себе все этапы компьютеризации. Подготовить такой класс, создать технические условия было очень сложно, и я воспользовалась помощью знакомых со своей прежней работы. Вроде бы все настроили, но включили «агаты», и ничего не работало. Тогда я написала на завод, но оттуда не пришло никакого ответа. Потом я дала телеграмму в Волжский обком партии. Сразу же приехала техническая группа. Они настроили компьютеры. Раньше тут было одно здание, неприспособленное к проживанию мальчиков, потому что когда здесь функционировал Интернат горянок, здесь жили только девочки. Не было элементарных бытовых условий для проживания детей. От Интерната горянок осталось одно щитовое здание. Оно эксплуатировалось лет сорок после войны и было настолько старым, что это ощущалось даже во время передвижения по коридору, то есть шатались полы. Тогда я поставила перед собой задачу: надо улучшить условия и начать строительство нового корпуса. 90-е для нас это самые тяжелые годы. Было много мучений, хождений, не утверждали проект… Мне пришлось идти на прием к Председателю Правительства Абдуразаку Мардановичу Мирзабекову, и с его помощью был утвержден проект и начато строительство. В 1996 году здание было построено, а в 1998 году мы туда переехали. В том же 1996 году я ушла с должности директора лицея. Я хотела вообще уйти с работы, потому что очень устала. Все это создавать, строить… Но мне не дали уйти, и я стала заместителем директора по научно-методической работе.
— Ваш лицей является первым инновационным учреждением в республике. У вас своя особая программа, требования, контингент учащихся, принимаемых на конкурсной основе, довольно большая часть педагогического состава состоит из преподавателей вузов. Сложно было все это создавать?
— Очень сложно было создавать коллектив. Изначально он состоял из педагогов Интерната горянок, но постепенно я стала привлекать лучших учителей. Мы стали сотрудничать с Даггосуниверситетом. Самым эффективным это сотрудничество было, когда ректором был Ахмед Магомедович Магомедов. Лицей назван его именем. Во дворе лицея, Вы, наверно, видели, стоит памятник ему. Тогда в ДГУ было двенадцать факультетов, а наш лицей он называл тринадцатым факультетом. По договору с университетом выпускной экзамен у нас был одновременно вступительным на математический и физический факультеты ДГУ. Какое-то время мы сотрудничали и с Педуниверситетом, но они расторгли договор. Им было с нами неинтересно, потому что мы, наш лицей и ДГУ, были первыми в России, кто составил договор, в соответствии с которым детей принимали в университет по результатам выпускных экзаменов. А договоренность с Педуниверситетом длилась всего два-три года. Мы-то и организовывались как школа при Министерстве образования республики и при ДГУ. Они наши учредители.
— Ну, значит, не хотел Педуниверситет принимать выпускников своих конкурентов!
— Да. Сотрудничество с ДГУ у нас было на честной, справедливой основе, без каких бы то ни было «теневых» моментов. Но такую форму приема в вузы отменили по всей стране, и сейчас мы работаем, как все. Даггосуниверситет выполнял свои обязательства до последнего. И раньше это было принято – функционирование инновационных учебных заведений при вузах. В процессе работы у нас образовался хороший коллектив – коллектив высококвалифицированных преподавателей, а главное – коллектив единомышленников. Все годы работы в лицее со мной рядом всегда были творческие люди и прекрасные педагоги. И из года в год мы получали хорошие результаты в работе. Главной задачей я поставила перед собой создание творческого коллектива единомышленников и коллектива детей, желающих получать знания. Поэтому мы их принимаем на конкурсной основе.
— Абидат Абдулкадыровна, как за время Вашей работы изменились ученики? Какими были школьники, когда вы только начинали и какие они сейчас?
— К сожалению, не в лучшую сторону. Во-первых, инновационных учреждений, подобных нашему, сейчас открылось очень много. С введением ЕГЭ появился момент уравниловки, некоторой несправедливости. Еще экстернат. Это все очень негативно повлияло на желание детей получать хорошие знания. Конечно, сейчас тоже есть хорошие дети, но в те времена дети были более целеустремленными, более способными. К нам из разных регионов республики приезжали учиться очень талантливые ребята. Сейчас и контингент учащихся мы увеличили в два раза. Но это проблема всей страны. Дети получают очень много лишней информации, которая мешает им усваивать информацию, действительно нужную им.
— Если говорить в абсолютных категориях, как Вы относитесь к ЕГЭ? Я так поняла, что Вы его не приветствуете.
— Ну почему же? Я приветствую эту форму, если она будет проводиться справедливо.
Наши дети сдают ЕГЭ очень хорошо. Они поступают в самые престижные вузы страны: МФТИ, МИФИ, МГУ, СПбГУ. По рейтингу результатов единого госэкзамена и олимпиад мы первые в республике.
— То есть ЕГЭ может быть и объективной формой оценки знаний при соблюдении определенных условий?
— Конечно. Но его надо совершенствовать. В первую очередь, задания. Например, задание «С» могут выполнять только дети, которые проходят углубленное изучение предмета. Раньше около десяти процентов наших детей поступало в центральные вузы страны. Сейчас – от пятидесяти до семидесяти процентов. И они оправдывают там знания, полученные в лицее. Когда там узнают, что они из Махачкалы, то удивляются: «А что, в Дагестане тоже есть такие учебные заведения?!» Вы же сами знаете, какой стереотип сейчас формируется о нашей республике.
— А работать с детьми в последние годы стало сложнее?
— Конечно, намного сложнее. Раньше дети входили в какие-то союзы, организации. Ими занимались. А сейчас никто ими не занимается, да и у родителей нет времени. Мы стараемся построить свою систему воспитания детей, уделяем этому очень большое внимание. Но на дисциплину и уровень воспитания детей нашего лицея мы не жалуемся. У наших детей нет таких нарушений, которые бы выходили за рамки школы. Неверный поступок каждого лицеиста обсуждается с родителями. Даже малейшие нарушения мы не оставляем без внимания. У нас есть свой лицейский устав, в котором это все прописано.
— Есть дети, которые закончили лицей и затем вернулись уже преподавать?
— Да, конечно. Их было больше десяти в разные годы за весь наш более чем двадцатилетний период. Теперь они наши коллеги. Некоторые пошли дальше, преподают в вузах разных городов страны. Например, один наш выпускник преподает в вузе Красноярска.
— Вы прослеживаете, какие специальности выбирают ваши выпускники в будущем? Они в основном технические?
— Дети с физико-математическим профилем поступают в основном в МФТИ, а также на физические, математические и экономические факультеты вузов. Наши выпускники на девяносто процентов выбирают те факультеты, которые соответствуют профилю, выбранному у нас с седьмого класса. То есть нет таких противоречий, когда ребенок учился по физико-математическому профилю, а потом выбирает гуманитарный факультет. Таких единицы. Но, с другой стороны, наша система образования и учебный план дают возможность детям выбрать любую специальность, потому что мы не уменьшаем количество часов по базовым предметам. Многие учебные заведения, выбирая, например, физико-математический профиль, говорят: «А зачем нам изучать биологию, историю…», тем самым лишая ребенка возможности выбрать другую специальность, если он вдруг передумает поступать по этому профилю. К примеру, наш ученик, призер олимпиад, Михаил Ахрестин выбрал гуманитарный профиль, потом обнаружили его математические задатки, в девятом классе он стал победителем республиканской олимпиады по математике. Мы хотели его перевести на физико-математический профиль, а он сказал: «Нет, я могу углубленно заниматься и математикой на гуманитарном профиле». До одиннадцатого класса он был призером республиканских и всероссийских олимпиад и без экзаменов был зачислен в Санкт-Петербургский университет. Сейчас учится на пятом курсе. У нас действует система дополнительного образования. Учителя ведут кружковую работу и спецкурсы с детьми, которые имеют склонности к разным предметам. Это тоже им очень помогает.
— То есть Вы дополнительно работаете с одаренными детьми, а не с отстающими, как это бывает во многих школах?
— Да, тем самым, давая им возможность большей реализации своих способностей.
— Меня удивляет тот факт, что в вашем лицее компьютеры появились еще в 80-е годы. В нашей школе компьютеры появились в двухтысячные.
— Сейчас у нас четыре компьютерных класса. Многие наши учителя используют в своей работе современные компьютерно-информационные технологии, есть интерактивные доски, которые активно используются в учебном процессе. Моя мечта была снести старое здание и на его месте построить общежитие. Мы создали программу «Одаренные дети». Наш лицей должен был стать одной из баз по реализации этой программы. Но все это осталось на бумаге, потому что нет финансирования.
— Из Вашего рассказа я поняла, что реализовывать разные идеи раньше было намного легче. Вот даже если взять Ваше сотрудничество с Бадави Саидовичем. В моем представлении он вообще первый наш инноватор и реформатор.
— Да. Именно он генерировал идею создания лицея, во многом помогал. Последующие министры продолжили его традиции, оказывают большое внимание и поддержку нашему лицею.
— Вы, конечно, знаете о нацпроекте «Наша новая школа» и обо всех модернизациях, инновациях и новых образовательных стандартах, которые он за собой повлек? Но ваш лицей, кажется, этим занимается уже давно?
— Мы с этого и начинали. Многие вещи, о которых Президент говорит сейчас, для нас уже пройденный этап.
— Неуспевающих детей вы исключаете из лицея?
— Мы стараемся подбирать в коллектив учащихся сильных детей. Принимаем учеников из разных городов и районов республики на конкурсной основе. Мы бесплатно обучаем детей и поэтому выбираем тех, кто стремится к знаниям. Бывает, попадают случайные дети, которые не справляются с программой. Мы терпеливо работаем и с ними тоже, потому что дети есть дети, и мы не можем сказать: «Вот, ты ничего не можешь!» Работаем с ними четверть, две четверти, даже год, а потом стараемся дать понять родителям, что их ребенок должен ходить в обычную школу, так как не справляется с нашей программой. Мы принимаем детей в седьмой класс. Они при этом должны сдать экзамен по двум базовым предметам – русскому языку и математике. С каждым годом результаты этих вступительных экзаменов все хуже и хуже. Это говорит о том, что общий уровень школ падает. Будем надеяться, что в дальнейшем он будет подниматься, потому что период «ямы» уже миновал, и государство повернулось лицом к образованию, и родители, которые в период 90-х считали, что образование не нужно и все можно купить за деньги, они понимают, что это не так.
— Как Вы считаете, в чем проблема? Это дети такими плохими стали или все дело в системе? Реформы в образовании смогут переломить ситуацию?
— Ситуация уже переломилась. Это только единицы думают, что все можно сделать за деньги. Основная масса уже понимает, что без образования ребенок не сможет устроить свою жизнь. Тот трудный период отразился в первую очередь на них. Мы стараемся привлечь детей и к общественной деятельности, учим их жизни, не только предметам.
— Абидат Абдулкадыровна, что бы Вы пожелали педагогам нового поколения?
— Я бы им пожелала учиться у старшего поколения.