Речь шла о том, что завершившийся 2010 год энергосбытовые компании – гарантирующие поставщики электроэнергии республик, входящих в СКФО, работали в условиях, отличавшихся от тех, которые сложились на остальных российских территориях. Эти условия были определены Постановлением Правительства РФ (от 21.12.2009 № 1045) «О внесении изменений в акты Правительства РФ в связи с установлением особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период и ценообразования в отношении услуг по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети».
Условия заключались в том, что покупка всего объема электроэнергии и мощности, учтенного в прогнозном балансе на 2010 год, осуществлялась по регулируемым ценам.
Как было отмечено, в целом в прошлом году доля покупки электроэнергии в северокавказских республиках в условиях либерализации рынка составила бы 46,2 процента. Фактически же в условиях действия названного постановления она составила всего 5,3 процента.
Это позволило региональным гарантирующим поставщикам в 2010 году продавать электроэнергию своим потребителям в республиках СКФО на 30 процентов дешевле, чем в соседних регионах, на которых действие Постановления не распространяется. В этом году удешевление стоимости электроэнергии для потребителей республик СКФО составит порядка 40 процентов.
Таким образом, принятие этого Постановления позволило увеличить объем покупки на оптовом рынке по регулируемым ценам и снизить ценовую нагрузку на конечных потребителей электроэнергии в регионе.
Действие особых условий покупки электроэнергии оговаривалось в Постановлении параметрами уровня оплаты потребленной энергии, т.е. укреплением платежной дисциплины. Успешной реализации Постановления способствовало заключение Соглашений о взаимодействии между ОАО «Холдинг МРСК» и органами исполнительной власти субъектов СКФО, которые были подписаны в сентябре 2010 г. на Сочинском международном инвестиционном форуме.
Основные цели соглашений – это повышение платежной дисциплины всех групп потребителей СКФО, обеспечение погашения задолженности энергосбытовых организаций, предприятий ЖКХ, утверждение обоснованных тарифных решений на электроэнергию и на услуги по ее передаче, повышение антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов электроэнергетики СКФО.
В целом Постановление Правительства РФ и заключенные Соглашения о взаимодействии сыграли позитивную роль в повышении платежной дисциплины. В среднем уровень платежей по СКФО составляет: населением – до 95%, промышленностью – до 100%, но по предприятиям ЖКХ, энергосбытовым и сетевым компаниям не превышает 70 процентов.
С целью учета реалий, сложившихся в ряде регионов страны, в федеральное законодательство в области электроэнергетики внесены изменения. В частности установлено, что генерирующие компании продают электроэнергию и мощности по ценам, утвержденным ФСТ РФ, населению и приравненным категориям потребителей, а также до 2015 года гарантирующим поставщикам на территории республик СКФО, республик Тыва и Бурятия.
В результате принятых изменений, снижение стоимости электроэнергии для потребителей республик СКФО за период 2011-2014 годов составит 44,8 млрд руб. или 92,3 коп. за 1 кВтч.
Все эти меры позволят адаптировать переход хозяйственного комплекса и социальной сферы северокавказских республик к рыночному ценообразованию на один из главных ресурсов экономического развития – электроэнергию.
К.Б. Джангуразов подробно ответил на вопросы журналистов. Особо подчеркнул, что МРСК Северного Кавказа рассчитывает на то, что региональные власти выполнят взятые на себя в Соглашениях обязательства, добьются существенного улучшения платежной дисциплины бюджетных, бюджетозависимых потребителей, муниципальных энергетических компаний. Что в конечном итоге приведет к повышению надежности электросетевого комплекса СКФО.