По этому случаю в выставочном зале Дагестанского музея изобразительных искусств им. Патимат Гамзатовой состоялось открытие выставки творческих работ мастера.
Арслангерей Акавов обладает множеством регалий: член Союза журналистов России, заслуженный художник РД и мн. др. Помимо основной деятельности — работы со студентами, он так же является художником-постановщиком Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова.
Его творчество заставляет вспомнить о современной сути искусства и законах ремесла, которые никто не отменял, но которые в силу странных причуд современного художественного процесса стали мало цениться как в Дагестане, так и в России.
Академическое образование, полученное в стенах Ленинградского института живописи и скульптуры имени Репина, дало ему мастерство владения пространством в границах листа камерного формата и скромными изобразительными средствами, излюбленными мастером черно-белой графики. Художник, лишенный из-за специфичности выбранного вида искусства эффективных средств выразительности, какие может дать, к примеру, живописец, должен владеть такими способностями, которые дают ему возможность поднимать большие темы и ярко их воплощать.
Экспозиция выставки насчитывала более 100 работ художника, разнообразных по жанру и стилю. Арслангерей Акавов – мастер таких сложных графических техник, как офорт (карандашная манера), акватина, травленый штрих, линогравюра.
– Афорт – это очень кропотливая работа, – рассказывает художник, – сначала делается рисунок на металле (цинке, стали, меди) иголкой, затем покрывается мягким лаком и переводится на бумагу. Это целый цикл. Многие считают, что это просто черно-белый рисунок, и не догадываются, сколько сил и времени необходимо на его выполнение. Вы видите вблизи на картине множество мелких и крупных штрихов, которые в совокупности образуют чей-то портрет или пейзаж.
Используя весь арсенал средств, какие ему представляют эти техники, художник добивается в своих картинах спокойного мерцания тона виртуозным владением тонким штрихом.
Акаков в свое время объездил в поиске вдохновения многие города и районы Дагестана. Итоги поездок картины, написанные им и представленные в музейном зале: «Карата», «Въезд в Чох», «У родника», «Весна», «Хозяин гор», «Мой Дагестан», «Дербент», «Жизнь и быт народов Дагестана», «Улицы в Ботлихе». Героями картин являются также простые сельские и городские жители, чьи лица художник отобразил в реалии своего времени. Изображение тихой и размеренной жизни людей, живущих в гармонии и с собой, и с окружающей природой, привлекает художника и вселяет в зрителя оптимистичный, светлый взгляд на настоящее, и веру в незыблемость завтрашнего дня.
Свобода владения мастерством не плод стихийного дара, а хорошее знание закономерностей графического искусства. Как отмечает художник, в начале пути у него были хорошие учителя — В.Г. Сторов, В.А. Витрогонский и другие. Сегодня он сам уже подготовил немало талантливых художников на художественно-графическом факультете ДГПУ.
В зале также были представлены серии портретов кумыкских писателей Дагестана.
К достижениям художника можно отнести и то, что он является автором эмблемы города Махачкалы (1987 г.) и лауреатом конкурса на создание памятника учителю, в котором он за свой проект получил II премию.
– В жанре изобразительного искусства почти все его виды художнику подвластны, – отметила директор музея Патимат Гамзатова. – Однако не это главное, а то, что в них отражается высокая духовность, реалистичность, поэтичность. И такой Дагестан, очень многоликий и многообразный в картинах Арслангерея Акавова, будет интересен всем посетителям.