521-й, вам — взлет! Цель — реальная…

О нем самом на страницах «Махачкалинских известий» сказано много хороших, честных слов. Не желая придумывать (или выдумывать) что-то новое, мы решили напомнить читателям очерк, написанный много лет назад журналистом Арсеном Моллаевым
…Услышав свой позывной, я побежал к своему Су-9, сел в кабину, мне помогли пристегнуть ремни, скафандр, шланги и все остальное. Запустил двигатель, вырулил на взлетную полосу, а сам думаю: может, отменят, но куда там, в наушниках — истеричный голос дежурного: «Взлет!». Я знал, садиться будет некуда, аэродромы закрыты из-за непогоды. Подумал: прощай, земля, прощайте, дети, жена, друзья. Но долг перед Родиной, защита Ленинграда — превыше всего. Пробил облако на высоте 11 тысяч метров. Меня стали наводить по скрытому управлению, а то ведь все прослушивалось американцами. Тут на высоте около 18 тысяч метров сначала увидел слева пламя от двигателей, а потом и сам проклятый бомбардировщик В-52. Говорю земле: «Цель вижу, мои действия?» Все замолкли, кому хочется брать на себя ответственность, ведь у него на борту две водородные бомбы. Если я его собью, от Европы ничего не останется. Но он идет курсом на Ленинград! Вот я и решил пустить две ракеты поверх него. Он, поняв, что я не шучу, как ошалелый, с резким креном ушел в облака. А тут мне и с земли уже говорят, чтобы я атаку прекратил, цель уходит.
Я пошел на снижение, и тут поступила команда войти в зону катапультирования в тайге. А как катапультироваться, если в облаках сильное обледенение, и в этих условиях парашют моментально превратится в сосульку, и я камнем пойду вниз? Я перешел на открытый канал связи, канал бедствия, и стал прямо просить посадить меня куда-нибудь. Все молчали, и тут Рига откликнулась: «У меня нижний край облачности 100 метров, видимость — два километра, сможешь сесть?» Для Су-9, у которого максимальная скорость равна 2 700 километров в час, а посадочная составляет 500-600, это были почти невыполнимые условия для посадки. Я попросил оператора, чтобы он вывел меня на свой аэродром. На мое счастье, он оказался опытным и все время корректировал: влево 50, вправо 100.
Когда я пришел в себя после посадки, то увидел перед собой заместителя командующего Прибалтийским военным округом. Он обнял меня и сказал: «Сынок, да ты в рубашке родился! Посадить такой самолет в подобных условиях немыслимо!»
А родился я в семье артистов. Когда я подрос, то спросил отца, почему меня зовут Александром. Он мне напомнил известную истину о том, что именно красит человека, и рассказал, что назвал он меня так в честь одного из своих друзей, осетина Александра Кабалоева, заслонившего его собой от вражеской пули во время торжественных выходов конницы, когда мой отец был капельмейстером.
Я немало удивил родителей, когда мне пришло время определяться в жизни, заявив, что хочу поступать в ремесленное училище. Отец мой, Татам Мурадов, был тогда уже известным в республике человеком, первым заслуженным деятелем искусств Дагестана, директором Кумыкского театра, мама — певицей, солисткой ансамбля, народной артисткой республики. Все понимали, что их дети должны быть артистами. Это в нашей семье воспитывалась будущая народная артистка Дагестана, моя двоюродная сестра Барият Мурадова. Для полноты представления того, кем были мои родители, приведу лишь один пример. В 1936 году дагестанская делегация артистов приняла участие во Всесоюзном фестивале народных талантов в Москве (вспомните фильм «Волга, Волга»), так вот, по результатам фестиваля Дагестан занял тогда третье место после Украины и Белоруссии. Большую роль в успехе наших артистов сыграли мои родители.
Мой выбор ремесленного училища удивил всех. Поскольку учился я там очень хорошо, меня распределили в инструментальный цех при заводе и назначили бригадиром комсомольской бригады. Отец, конечно, сердился, что я не пошел по его стопам, не стал артистом, хотя мне передался его голос, и я очень хорошо пел. Но когда мне в здании Кумыкского театра вручали Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ, отец был очень горд и всем говорил, что я его сын.
– А как вы стали летчиком?
– После окончания ремесленного училища я работал на заводе, вечером учился в школе № 5. Вместе с нами работали военнопленные. Помню, как мы с ними делились едой. Все они были неплохие ребята. Мы работали на немецких станках, а они очень уважали наши, советские. В те послевоенные годы в Махачкале жилось трудно, но каждый день в городском парке играл оркестр, были танцы. Я иногда пел в ансамбле при кинотеатре «Темп» (сейчас «Дружба»). И вот однажды смотрю, в парке установили самолеты По-2 и Ут-2. Я не знаю, что со мной случилось, но я почему-то почувствовал такую непреодолимую тягу к ним, что дошел даже до того, что по ночам пробирался к самолетам, забирался в их кабины и, ухватившись за рычаги, мечтал о полетах. Однажды меня за этим делом застал прославленный летчик-истребитель Олег Владимирович Архиреев. «Ну что, – говорит, – сынок, летать хочешь? А ты приходи в аэроклуб». Аэроклуб тогда размещался в доме, где сейчас здание «Детского мира», а аэродром, самолеты находились там, где сейчас ипподром. Надо сказать, что Махачкалинский аэроклуб уже тогда был одним из самых престижных в СССР. Ну и вот, стал я учиться в аэроклубе. Это было нелегко. Приходилось вставать в 3 часа ночи, чтобы успеть до 8 часов, когда начиналась рабочая смена на заводе, позаниматься в аэроклубе, полетать. Затем я вечером шел в школу, ну а потом — танцы в парке.
В общем, после окончания аэроклуба поехал я поступать в Армавирское военное летное училище, чем еще раз поранил родительские сердца. Нас было 10 человек, дагестанцев, и наша летная подготовка была настолько хороша, что нас определили в отдельную команду и выпустили экстерном. Освоил я тогда самолеты Як-11, лучшие истребители Второй мировой войны Як-3, Ла-7, только появившийся реактивный МиГ-15.
В декабре 1952 года меня в числе еще 30 молодых летчиков, впервые в СССР окончивших обучение на самых современных тогда самолетах-истребителях МиГ-15, в Армавирском военном летном училище, распределили в Ленинград. Но через какое-то время нас посадили на теплоход и отправили в плавание. Плыли мы недели две, и вдруг разворот на 180 градусов. И лишь только когда мы снова попали в Ленинград, узнали, что, оказывается, плыли в Корею, где шла война. Мы должны были быть, так сказать, добровольцами, которые помогали корейцам завоевывать господство в воздухе в войне с американцами. Командовал подразделениями советских летчиков в Корее трижды Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб. И когда Сталин спросил, как дела в Корее, ему доложили, что туда отправлена группа молодых летчиков из Армавирского летного училища, которые только что закончили обучение на МиГ-15. Сталин, как услышал этот доклад, рассвирепел, что вы, мол, наделали, там находится сам Кожедуб, который еле справляется с задачей, хотя собрал самых лучших летчиков — Героев и дважды Героев, прошедших войну и имеющих опыт воздушных боев, а вы послали детей, чтобы американцы их, как цыплят, посшибали?! — кипятился Сталин. — Да я вас всех под трибунал отдам и расстреляю. Немедленно верните корабль и определите их в Ленинградском военном округе.
И вот направили нас в Эстонскую ССР в формирующиеся дивизии ПВО охранять небо над Ленинградом.
Забегая далеко вперед, скажу, что в тот день 24 октября 1960 года, когда мне пришлось взлететь по тревоге, мир был на грани ядерной войны, время шло уже на часы и минуты. Вообще я за время службы освоил 15 типов самолетов и с 1961 до самого увольнения в запас летал командиром эскадрильи на истребителе-перехватчике Су-9. Имею семь боевых вылетов по реальным целям — американским, английским высотным бомбардировщикам. Только за 1963 год было выполнено 26 вылетов по реальным целям. Эскадрилья, которой я командовал, не подпустила противника к Ленинграду. Она была удостоена почетного звания образцово-показательного подразделения МО СССР. Сообщение об этом было вывешено в Ленинграде на Невском проспекте, и мой огромный портрет тоже висел рядом с этим сообщением.
– А что представлял собой этот самолет Су-9, о котором вы с таким восторгом рассказываете?
– «Летчик — мокрый, техник -худой, а конструктор — сухой». Так говорили летчики об истребителе-перехватчике Су-9, который с 1959 года стал поступать на вооружение авиаполков ПВО. Среди авиаторов ходила и такая байка, что сначала, дескать, делали морскую крылатую ракету, а уж после из нее сотворили грозный всепогодный истребитель-перехватчик Су-9… Самолет-ракета взлетал очень резво со скоростью отрыва 450 км в час, а вот посадить его было под силу далеко не каждому.
Эти качества Су-9 позволили ему более 20 (!) лет оставаться на вооружении авиации ПВО в качестве основного самолета и считаться самым скоростным и высотным самолетом планеты. Все эти годы до самого снятия с вооружения Су-9 считался секретным и никогда не поставлялся за рубеж. Су-9 был чистым самолетом-перехватчиком, не предназначенным для ведения маневренных воздушных боев, не говоря уже о штурмовке вражеских позиций. В нем конструкторы с максимальным приближением к идеалу реализовали принцип «Взлетел, догнал, сбил».
– Сегодня ваш юбилей. Вы истинный патриот и вправе оценивать то, что было, и то, что есть…
– Да, мы были патриотами своей страны, своей Родины! Мы, дети войны, приняли эстафету от старших товарищей и с честью пронесли ее. Такие, как мы, предотвратили Третью мировую войну. Это не пустые слова, это реальность. Я прослужил в армии 17 лет и имею выслугу 29 лет, после этого еще 37 лет проработал в Дагтрансуправлении. И вот, что я хотел бы сказать. Много совещаются, много говорят о патриотизме, но словами делу не поможешь. Возьмите Махачкалинский авиаспортклуб. Это был один из самых престижных клубов в СССР. Как я уже сказал, там были воспитаны пять Героев Советского Союза, рекордсменка мира по парашютному спорту, чемпионы мира по высшему пилотажу. В шестидесятые годы этот клуб был базой по подготовке сборной команды страны по самолетному спорту к чемпионатам мира. До развала СССР в авиаспортклубе ежегодно готовились сотни парашютистов для десантных войск. А автомотоклубы, радиоклубы ДОСААФ… Где они теперь? Да ведь наши дагестанские спортсмены славились на всю страну! Здесь молодежь осваивала десятки технических профессий для народного хозяйства. А сейчас что? Кумирами современной молодежи стали боевики да крутые бизнесмены. Дагестан теперь прослыл не кузницей чемпионов, а местом, где нередко гремят взрывы и происходит покушение на власть.
И еще меня очень задела прочитанная в одной из газет статья «Город, который мы потеряли». Имеется в виду, что город в последнее время не узнать и что автор его потерял. Я хотел бы сказать этому молодому человеку, что если он его потерял, то пусть не говорит за всех махачкалинцев. Я свой город помню с малых лет и теперь вижу новый город, сравниваю его с прошлым. Прокладываются новые коммуникации, которые не менялись со дня образования города, город строится, хорошеет. Это замечают все — и махачкалинцы нашего поколения, и гости столицы. И в этом огромная заслуга нашего мэра. Большое ему спасибо за это.
– Спасибо и вам за ваш труд на благо страны и республики. Спасибо за все. С днем рождения вас и долгих вам лет жизни!
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам