Искусство, навеянное природой

Волшебное древо
Признаюсь, мне и в голову не приходила мысль о том, что из дерева можно создать настоящее произведение искусства. Но для человека с богатым творческим воображением рамок условностей не существует, и в дереве ему видится материал, первозданная красота которого может стать точкой опоры для воплощения эстетического замысла. Правда, дерево – капризное сырье и требует к себе особого отношения.
– Прежде чем создать произведение, надо присмотреться, что напоминают очертания корня дерева. Так рождается идея будущего изделия, – рассказывает мастер по работе с деревом Курбанова Ашура Курбановна. В своих руках она держит заготовки, показывая, какой объем работы предстоит проделать вначале.
Требуется немало инструментов для создания одного, казалось бы, незамысловатого на вид изделия. Это всевозможные по форме ножи и небольшие крючкообразные инструменты, напильники, наждачная бумага. (Муж Ашуры Курбановой – Валентин Алексеевич Крушенин был мастером на все руки, сам изготавливал ножи). Сырье, назовем его так, сначала обтесывается ножом, который по форме напоминает резец. Из корня удаляются все ненужные элементы: сор, труха, древесные черви. Если вредитель найден, изделие понадобится ошпарить кипятком. Это очень важно, ведь древесные черви способны разъесть даже готовое изделие. Совершенную гладкость поверхности дерева придает полировка наждачной бумагой, а при необходимости готовую форму можно затонировать морилкой и покрыть лаком. Красками мастер не пользуется, чтобы не «перебить» природную красоту дерева. Все изделия выполнены исключительно из корневища, ветки деревьев непрочные, легко разрушаются и не подходят для создания изделий.
Главный принцип, которого придерживается мастер в процессе создания, – сохранить первозданный вид корня. Правда, некоторые изделия приходится доводить до эстетического совершенства, а иные словно отточены самой природой и не требуют особых трудозатрат. Одно изделие, если заниматься им вплотную, отнимает не так уж и много времени – недели две. Однако есть одно «но». Ни один творческий процесс не обходится без примеси фантазии: автором мысленно обыгрываются различные варианты композиции. Разные по форме материалы «примериваются» друг к другу, мастер на глаз определяет: гармонируют ли они или же, может, лучше не торопиться, оставить на время заготовку, пока не будет найден (в прямом смысле этого слова) другой более интересный элемент композиции. Сочетаемые компоненты приклеиваются на специально подготовленную подставку. Кстати, клей мастер готовит по особому рецепту, о составе которого я умолчу.
– Мы много изделий в свое время раздарили, – говорит Ашура. – Друзья, родственники, а то и просто знакомые, очарованные необычностью материала и красотой изделия, просят подарить. Правда, на деле выходит, что не каждый способен по достоинству оценить труд мастера. Поэтому частенько приходилось обнаруживать их запыленными и затерянными в межкомнатном пространстве. Ничего с этим не поделать.

Менталитет не тот
– В Самаре к изделиям из дерева относятся с восхищением. Частенько люди нам заказывали сувениры, скульптуры и предметы быта по разному поводу: на день рождения подарить, просто приятное человеку сделать или же для своего дома, чтобы интерьер украсить элементом живой природы.
– А в Дагестане как относятся?
– Смотрят с интересом и недоумением, иногда спрашивают: а зачем вы этим занимаетесь, что это такое?
– Почему?
– У нас ценятся изделия из золота, серебра, посуда, а в Самаре – оригинальность подарка. В поселке, где мы жили, проводилось много выставок. Люди приносили свои изделия: вышивку, вязание и др. Выставки организовывались в музеях, школах, клубах. Но сейчас и эти добрые традиции почти разрушены: старожилы уходят в мир иной, а молодому поколению до этого нет дела: куплей-продажей заняты. Впрочем, как и везде, наверное. Правда, в школах интерес пока есть. В школьных мастерских
г. Самары ребята старательно изготавливают свои поделки, пытаясь соревноваться со взрослыми, более опытными мастерами по дереву.
Не так давно к Ашуре Курбановой позвонила директор одного из республиканских музеев и попросила привезти работы мужа на выставку. К сожалению, она опоздала…

Живая энергия природы
Сказать, что материал для изделий находится буквально под ногами, будет правдой лишь отчасти. Но к встрече с материалом деревообработчик должен быть всегда готов. Это Ашура поняла, глядя как ее муж, собираясь выйти из дому, всегда брал с собой небольшой нож или пилу.
Бывало, идут супруги на рынок (исключительно пешком), а на улице работы по реконструкции идут полным ходом. А это значит, что и выкорчеванных пней, и обрубков старых деревьев будет много. Супруги останавливались, облюбовывая нужные детали, примеривались и брались их отпиливать. «Не каждое корневище подойдет для изделия. Надо присмотреться, почувствовать энергию дерева, идею, которая заложена в нем природой, а потом, взяв его за основу, привнести что-то свое, оригинальное… и тогда произведение станет интересным, зазвучит по-новому», – говорит Ашура Курбанова. Правда, корни по большей части приходилось искать в самарских лесах, благодатных на подобного рода находки.
Изделия из древесины, как и люди, все разные, со своими характером и энергетикой. Но признаюсь, мое внимание привлекли избушки. Небольшие и оригинально выполненные, своим присутствием в комнате они создавали атмосферу волшебства, словно на моих глазах ожил персонаж из самой известной русской сказки. Избушки Валентин Крушенин изготавливал из веток елок, от которых соседи избавлялись в посленовогодние дни. Делал он их также из спичек. И многим дарил. (Правда, в настоящее время домики-избушки Ашура Курбанова никому не дарит, на то была предсмертная воля мужа).

Если в сердце есть
любовь
Как Ашура Курбановна нашла себя в работе с деревом? Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Наверное, судьбе так было угодно распорядиться. Она родилась в высокогорном селении Кунки Дахадаевского района в многодетной семье. С малых лет трудилась, была самой старшей, поэтому вровень со взрослыми ей приходилось заниматься тяжелым сельским трудом. Придя из школы, учебники откладывала в сторону и шла за дровами в лес или за сеном, ухаживала за домашним скотом.
Настойчивая и упорная девушка хотела учиться. Окончив школу, переехала в город и поступила в профтехучилище №8, которое находилось на фабрике третьего Интернационала. За хорошую учебу в 1972 году ее с сокурсницей наградили путевкой в Венгрию. Хотели направить учиться в Московский текстильный институт, но родители Ашуры этого не одобрили, надо было помогать семье материально. Младших детей нужно было ставить на ноги. Выучилась на ткачиху и устроилась работать на фабрику в ткацкий цех. Со временем Ашура Курбановна вступила в партию, избиралась в городское Собрание, а затем и депутатом Верховного Совета ДАССР.
Непросто складывалась ее семейная жизнь. Первый брак не принес счастья, поэтому с мужем пришлось расстаться. Ашура Курбанова с головой ушла в работу. Со вторым мужем Валентином Крушениным судьба свела неожиданно. Долго – целый год – она думала над предложением жителя Самары выйти за него замуж, согласилась и не пожалела. Муж посвящал Ашуре стихи, дарил произведения, созданные своими руками. Поначалу она воспринимала занятие мужа, как увлечение, затем поняла, что это всерьез.
 В то непростое время перестройки она ушла с фабрики, которая закрылась, а потом и вовсе перестала существовать. Больше стало свободного времени, и Ашура начала присматриваться к тому, как работает муж, а затем и помогать ему. Ей, с детства приученной трудиться, неведомо, что такое престижная или непрестижная работа. В основном бралась выполнять вспомогательные детали, потом осмелела, набралась опыта, сноровки и сделала свою первую небольшую работу. С трепетом ждала, что скажет муж, а ему ее произведение очень понравилось.
– Как вы думаете, заняться работой по дереву может любой желающий?
– Если в сердце есть любовь к этому материалу, сможет, – уверена Ашура.
Диву даешься, наблюдая, как хрупкая женщина мастерски работает с деревом. Руки быстро оглаживают поверхность корневища, шлифуя поверхность, и в эти минуты она словно перерождается в другого человека – мастера, который разговаривает с деревом на языке, понятном только ей.
Душа в душу жили супруги, и смерть Валентина стала для Ашуры неожиданным и тяжелым ударом. У нее опустились руки. Долгое время она не брала в руки заготовки, инструменты, напоминавшие ей о супруге. Но когда немного оправилась, решила, что нельзя оставлять работы незавершенными, надо продолжать. Но ей все кажется, что самой будет трудно достичь мастерства покойного мужа. Потому мысленно она сравнивает и пытается представить: а как бы это сделал он, неистощимый на выдумки мастер.
Сегодня Ашура Курбанова твердо уверена, что все у нее получится, а мне, глядя на произведения из дерева, согретые теплом человеческих рук, думается, что частица природы, гармонично вписавшаяся в пространство ее махачкалинской квартиры, создает особую благотворную атмосферу уюта, принося радость каждому, кто с ней соприкоснется.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Суд приговорил к длительному сроку главу террористической ячейки в Махачкале

Булат Гамзатов, создавший террористическое сообщество на территории Махачкалы и руководивший им, решением Южного окружного военного суда приговорен к 15,5...

Жителя Махачкалы задержали за кражу ящиков с фруктами

Житель Махачкалы задержан сотрудниками полиции по подозрению в краже нескольких ящиков с фруктами, сообщает пресс-служба МВД Дагестана. В полицию Кировского...

В Махачкале откроют Центр для стрельбы из лука

Центр для стрельбы из лука будет создан в Махачкале. Об этом в интервью агентству «Интерфакс» сообщил председатель правительства Дагестана...

В Махачкале приступили к вывозу и утилизации мертвых тюленей

Работа по сбору, вывозу и утилизации туш погибших каспийских тюленей ведется в Махачкале по поручению исполняющего обязанности главы города...

В махачкалинской школе имени Героя России Гаджимагомедова проведут капремонт

Капитальный ремонт будет проведен в махачкалинской школе №42 имени Героя России Нурмагомеда Гаджимагомедова, сообщил исполняющий обязанности главы города Ризван...

В Махачкале состоялся круглый стол по проблеме высокой смертности на дорогах

Аварийность на дорогах и высокая смертность в результате ДТП – очень актуальная проблема для Дагестана. Обсуждению этой проблемы и...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам