Странным образом, но прежде всего почему-то предназначалась она для пенсионеров. Неужели они с возрастом настолько стройнеют, что только в «Оке» им и место?..
Некоторые предприимчивые молодые люди даже пытались организовывать систему такси именно на «Оке». Однако больно сложно было заманить пассажира, чтобы он за собственные деньги «корчился» в этой кабинке. Что было, то было. Да и это автомобильное недоразумение давно не производится…
Но вот горожане, конечно, обратили внимание, когда на улицах Махачкалы появились снова эти юркие машины, теперь ярко раскрашенные, с броской надписью по бортам «Чистый город Махачкала».
Это были так называемые мобильные группы, созданные в 2010 году по инициативе тогдашнего директора Комбината благоустройства, а ныне начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Махачкалы Абдулмуслима Бакаева.
Цель и назначение подобных машин, естественно, переоборудованных соответствующим образом, – убирать разный случайный мусор именно на дорогах, на своих определенных участках. А такого «случайного» мусора у нас, к сожалению, все еще немало. Это и пустые бутылки, банки и баклажки от минералки, пива и лимонада, коробки и прочие упаковочные средства, нередко втихаря выброшенный строительный или бытовой мусор. Да мало ли чего еще, стоит лишь обратить на это безобразие серьезное внимание. Так вот, водитель и рабочий этой маленькой мусоровозки подбирали весь этот хлам и отвозили на ближайшую контейнерную площадку своего участка.
Каково сегодня положение дел в этом интересном и полезном начинании? Об этом наш корреспондент побеседовал с начальником мобильных групп Комбината благоустройства г. Махачкалы Мурадом Далгатовым.
Как он рассказал, за это время подобной автотехники значительно прибавилось в группах. В настоящее время на комбинате двадцать четыре машины такого назначения. Желательно бы в два раза больше. Потому обслуживаются главным образом центральные и основные магистральные улицы. При достаточном финансировании пополнять и обновлять парк возможно, покупая машины у тех же пенсионеров или людей, у кого в гаражах годами бездейственно пылятся и ржавеют такие машины.
Желающих работать в этом деле – хоть отбавляй. Так что никакой текучести или нехватки кадров нет. Экипажи, а это водитель и рабочий, как правило, семейные – муж и жена, брат и сестра и так далее и тому подобное. Заработок по нашим местным показателям сегодня весьма приличный – экипаж в месяц получает чистыми на руки тридцать три тысячи рублей, обеспечены спецодеждой, при возможности могут оставлять машину не в гараже, а дома. В гараже предприятия имеется достаточно оснащенная ремонтная база. Нет недостатка в запасных частях и горюче-смазочных материалах.
Регулируют и организовывают работу групп, кроме начальника, естественно, мастера участков и контролеры. Каждая машина на телефонной связи.
Что интересно, группы действительно не случайно названы мобильными. Как рассказал Мурад Далгатов, в случае оперативной необходимости, например, при проведении субботников, работы на въездах в город (их четыре) группы можно легко объединять, укрупнять и перемещать по городу.
Собственно мобильные группы «Ока» сегодня себя убедительно оправдывают. Но вот только затраты на их содержание, включая заработную плату, конечно, обходятся предприятию в семнадцать миллионов рублей за год. Для сравнения приведу только такой факт: один новый контейнеровоз стоит порядка двух миллионов рублей. А такой, да и другой техники на предприятии недостаточно. Так что стоит откровенно признать – насколько будет лучше не сорить, к чему ежедневно призывает маленькая и трудолюбивая «Ока».
P.S. В следующем номере нашей газеты читайте интервью с директором Комбината благоустройства г. Махачкалы Алимханом Ахмедпашаевым.