Первыми улицами, откуда началась застройка города, были Маячная, Базарная, Барятинская, Садовая, Соборная, Персидская, Таркинская и, конечно же, Инженерная, ныне главный проспект города, носящий имя Расула Гамзатова.
До того как приступить к рассказу об этом проспекте, я сделал несколько зарисовок о других улицах. Если о них мне удалось рассказать сравнительно легко, то тут что-то не клеилось, наверное, о главном проспекте и говорить надо особо, с уважением и к возрасту, и к «рангу». Ведь именно отсюда начинается зарождение города, его история. Ведь именно этот проспект вместе с улицами Маячная, Левина, Краснофлотская является как бы «патриархом» других улиц. За Инженерной и уход был особый. Она в разные периоды меняла свой облик буквально на глазах, приобретая вторую молодость. Вот о том, каким был проспект в прошлом и каким он стал сегодня, мой рассказ.
УЛИЦА ИНЖЕНЕРНАЯ. Почему отцы города дали ей такое название, узнать не удалось. Может, старожилы подскажут. А свой рассказ начну, как говорят армейцы, «с тактико-технических» данных проспекта. Протяженность его от городской площади и до железнодорожного полотна более полутора километров, а ширина между линиями застройки 60 метров. Улицу можно просматривать от и до, потому что она ровная, словно натянутая струна.
А теперь немного о прошлом. Я коренной махачкалинец. Здесь родился и живу. Хорошо помню, какой была улица в середине 30-х годов. Была она низкорослой, приземистой, если не считать нескольких двухтрехэтажных зданий. Остальные были слеплены из самана, бутового камня, и среди них, словно яркие маки, проглядывали дома из красного кирпича.
На протяжении всей улицы проходила открытая сточная канава, через которую были переброшены мостики. Вдоль канавы с левой ее стороны, если двигаться от железнодорожного полотна, в небольших деревянных лавчонках пристроились мастера-ремесленники, мелкие торговцы. Были слышны шум и лязг. Здесь чинили и лудили посуду, ремонтировали примусы и керосинки. Выбивая дробь маленькими молоточками, создавали орнамент по меди и серебру. Горками лежали только что сшитые и выставленные на продажу разноцветные тапоч-ки-чувяки. Воздух был заполнен запахами пыли, гари, керосина.
Помню, как с шумом и гиком пролетала линейка. Разойди-и-ись! Люди испуганно шарахаются в стороны. Цокая копытами по булыжной мостовой, пара гнедых тянет фаэтон с важными пассажирами. А сзади, пристроившись на колесной оси, едут пацаны. Достать их кнутом кучеру никак не удается, так они и едут, пока фаэтон не остановится. Легковые автомашины в те годы были редкостью. Это уже во второй половине тридцатых годов по улицам стали ходить «Эмочки» и «ЗИСы».
Не было тогда в городе и общественного транспорта. До места работы люди добирались кто как мог: пешком, на фаэтонах и пролетках, на телегах, осликах. Даже велосипед был роскошью. Любопытен в этом отношении документ от
3 октября 1934 года. Это постановление президиума махачкалинского Горисполкома «Об установлении автобусного движения по гор. Махачкале».
Оно гласит: «Согласно решению депутатской группы Горсовета при ремонтно-механическом заводе и фабрике имени III Интернационала и в связи с неполным использованием автобуса Дагсоюзтранса, прибывшего для обслуживания Дома кадров и Дома горца, президиум Горсовета постановляет: предложить ОКХ установить маршрут имеющегося автобуса, обеспечив рабочих отдельных производств средством передвижения по маршрутам: фабрика им. Ill Интернационала – рыбоконсервный завод и вокзал. График опубликовать в печати».
Продолжение в следующем номере.