Кайтагская вышивка

Вышивка является одним из оригинальных и древних способов украшения ткани. Вид вышивки, получивший свое распространение в Кайтаге, называют кайтагской вышивкой. Кайтагская вышивка является одним из уникальных видов дагестанского искусства XVII-XIX вв. Эти вышивки представляют собой панно с необычным и оригинальным узором.
Кайтагская вышивка не только красочна, но и разнообразна: в ней использовались множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания.
В древности стихийные бедствия и болезни приписывались действию злых сил, от которых люди пытались уберечься, нанося узоры на свою одежду. В наше время также можно встретить в кайтагских селах попытки уберечься от злых сил через одежду, к примеру, маленькому ребенку шьют тушлухъ (телогрейка, сшитая из разноцветных ярких лоскутков ткани; на нее нашиваются монеты, бусинки), который как бы является оберегом от сглаза. Сегодня дошедшие до наших дней проявления такого рода своеобразной защиты можно отнести к отголоскам верований древних кайтагцев, передававшихся от поколения к поколению.
У древних людей вышивка, прежде всего, являлась оберегом. И только потом вышивка рассматривалась как украшение. О том, что вышивка являлась сначала оберегом, а затем украшением, свидетельствуют специфические символы, характерные только культуре горцев. Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью. После рождения ребенка, чтобы защитить его от дурного глаза, мать покрывала головной конец люльки вышивкой, рисунком вовнутрь. То есть вышивка выступала как оберег. В том же качестве она использовалась и на свадьбе, когда невеста несла свои украшения, подарки и прочие свадебные атрибуты, завернутые в вышивку, вышитой стороной вовнутрь. С этой же целью в некоторых домах вышивкой покрывались сундуки с приданым. Вышивки сопровождали человека и в последний путь. Ими закрывали лицо умершего также рисунком вниз.
Множество тайн содержится в орнаменте вышивки. Древний человек обозначал различные события определенными знаками. Каждый знак имел свое определенное значение. К примеру, ромб обозначался как символ плодородия.
Свастика – солнце (солярный символ): означало пожелание благополучия.
Имелись знаки, свидетельствующие о счастливой охоте, победе, удаче. К примеру, на панно с лошадьми изображены всадники, которые собрались в дорогу. Об этом свидетельствуют хурджины, полные стрел. О знатности всадников говорит их одежда: папахи, обвязанные красной лентой, кони хорошей масти, ухоженные, с колокольчиками на шее.
О том, что человек просил у неба, солнца и земли удачи, творил заклинания, свидетельствует обрядовая поэзия Дагестана. Многочисленные песни по вызыванию дождя, солнца используются у дагестанских народов и по сей день. В обрядовых песнях проявляются сокровенные желания и стремления, а также художественное мышление человека. Обрядовые произведения сопровождали человека на всех ступенях его развития, они видоизменялись и приспосабливались к новым условиям при изменении общественной формации, культуры. Происходящее в окружающем их мире мастерицы-вышивальщицы также повторяли в различных узорах вышивки. Это выполняло не только защитную функцию, но и служило связующим звеном между человеком и природой.
Вышивки характеризуют культуру народа. В этом контексте многие исследователи рассматривают их воплощением психологии древних людей. Язык символов передает нам отношение наших предков к природе. Преклоняясь перед природой, как бы прося у нее защиты, надеясь на её милость и покровительство, древние мастерицы выводили рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. Отметим, что до наших дней дошли в основном те знаки, которые народом тщательно отобраны из множества других. И можно предположить, дошли до нас именно те знаки, которые способствовали добру и изобилию. Вышивки аккумулировали в себе культуру народа, его представления о добре и зле, духовные ценности. Они особенно четко и образно отражают те области человеческого бытия и сознания, которые связаны с осознанием человеком собственной сущности, закономерностей человеческого существования, с восприятием законов общества и осмыслением его традиций, с сохранением важнейших для человека ценностных категорий. В них образно, аргументированно и лаконично сконцентрировался целый комплекс культурных смыслов, накопленных народом в течение длительного периода своего существования. Через кайтагскую вышивку носитель языка представляет общее мнение народа, касающееся определенной ситуации. Они передают основные представления хайдакца об окружающем мире. В данном случае это отразилось на ментальном мире кайтагского этноса, определяющем их идентичность. Точно так же, как и язык этноса, язык символов отображает картину мира этноса.
В процессе исторического развития человеческое общество пытается создать такие устойчивые знаки культуры, которые понимались бы однозначно всеми членами данной лингвокультуры. Для обозначения реальностей самого различного уровня недостаточно одних слов, поэтому создаются символы, которые аккумулируют в себе ценностные культурные смыслы. Во многих случаях они имеют национально-культурный характер. В вышивке сосредоточены ценностные представления, значимые для данного народа и сложившиеся на разных этапах культурного развития. Ценностные представления отбираются таким образом, что они не меняют своей значимости и оценки. Конечно, система ценностей, отраженных в вышивке, относится к прошлому времени, но значима в аспекте настоящего и будущего, как непреходящая истина.
На вышивках запечатлелись в основном фигуры тех животных и птиц, которые, по мнению народа, являлись охранительными, т.е. защищающими человека (собака, конь, олень, голубь и др.) Иногда вышивались деревья, знак жизни и плодородия; или – мироздания (вечнозеленая ель – символ жизни, дуб – символ долголетия; цветы, обладающие лечебной, волшебной, магической силой (гвоздика, ромашка, подорожник).
Через рисунок передаются не только характерные для языкового носителя образы и символы культуры, но и способ мышления, мировосприятия. Сравнивая разные предметы, явления, каждый народ видит его по-своему. Так моделируются определенные моральные ценности. И в кайтагской вышивке мы видим именно то, что окружает кайтагца: неописуемо красивую природу Кайтага, животных (лошадь, кошка, собака, олени и оленьи рога), растения, которые обитают и произрастают там. К примеру, не изображена ни на одной вышивке пальма, которая там не растет, также нет изображения павлина или других птиц и зверей, которые там не водятся. А изображено именно то, что в кайтагском регионе произрастает и водится в лесах. Рисунки на кайтагской вышивке красноречиво говорят об этом. На многих вышивках изображены папоротники и первоцвет, которые обильно произрастают весной в лесах Кайтага.
Необходимо обратить внимание на цвета кайтагской вышивки. Они ярки, жизнерадостны, насыщенны. Доминирует оранжевый – цвет солнца, символизирующий позитив; зеленый – цвет вечнозеленой ели, травы, подразумевает рост, цвет жизни; синий – цвет ясного неба, подразумевает ясность, прозрачность, надежду; красный – цвет пылающего огня, цвет движения, действия; желтый – цвет радости, цвет первых весенних цветов, свидетельствующий о пробуждении жизни.
Сведены к минимуму темные цвета, черный цвет почти отсутствует. Цвета кайтагской вышивки говорят о событиях, носящих радостный характер в жизни человека, говорят о тепле и покое. Известно, что мастерица садится за работу лишь тогда, когда у нее на душе покой и гармония. От этого ее психологического состояния и зависит многое в рисунке, в цветах. Все эти изгибы, крестики, овалы передают внутреннее состояние мастерицы. В состоянии сумбура, гнева и злости не сможет творить ни один мастер. Это подтверждают устные опросы, проведенные нами с ковровщицами и ювелирами.
Привлекают внимание также и поза животных, людей, расположение растений на вышивке. Это говорит о победе, удаче (на панно изображены всадники, а сидение верхом на коне – это успех; изображение резвого коня тоже означает праздник; о знатности всадников говорят их стать, одежда (папаха, перетянутая красной лентой) и т.д.
Все эти символы из глубокой древности красноречиво свидетельствуют о высокоорганизованном обществе, о культуре и целенаправленности действий. Отсутствие хаоса и сумбура на вышивках подтверждает это. Не исключены также на ранних вышивках темы язычества, тотемизма.
Большинство символов мы находим и в вышивках других народов, что позволяет считать, что ценностные представления разных народов во многом универсальны. Отличия можно наблюдать в тех ситуациях, когда рисунок репрезентирует специфические черты национальной культуры. Так, например, представленные широко в кайтагской вышивке орнаменты свастики, или солярные мотивы встречаются и в славянской вышивке. Они представляют часть жизни древнего общества и культуры в целом.
Следует также отметить, что некоторые узоры на кайтагской вышивке совпадают с узорами соседних табасаранских ковров. Например, тот же свастикоподобный орнамент часто можно увидеть на табасаранских коврах. Также известно, что в рисунках табасаранских ковров встречаются библейские мотивы. Здесь получила свое подтверждение мысль о том, что многие культурные реалии переходят от одного народа к другому в силу соседства или совместного проживания.
Взаимопроникновение культур и языков приводит естественным образом к различным заимствованиям. Роберт Ченсинер отмечал в орнаментах кайтагской вышивки заимствования из восточных культур, в особенности из персидской. Добавление небольшой детали или неожиданное продолжение сюжета на узоре порой дает уже другую картину, общее направление орнамента на вышивке меняется.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам