Многое из увиденного было в новинку. Отдельные фотографии были даны в широком формате, впервые были выставлены некоторые материалы из фондов ЦГА РД, а значит, впервые многие из нас могли ознакомиться с документами того времени. Временной период, взятый в разрезе выставки, охватывал период с 1857 по 1917 год. Идея мероприятия была понятна – привлечь внимание всех и каждого к истории родного города. И формат выставки был задан в духе максимального соответствия ретроспективе, но так, чтобы объекты прошлого были максимально доступны зрителю. И все это опять-таки с применением современных технологий, позволивших расширить формат фотографий до определенного предела, когда в принципе можно себе представить, что это часть реального мира, может быть, и окно в прошлое.
Пройтись и посмотреть, что же происходило там, в «прекрасном далеко» – вот главное занятие, которому посвятили себя посетители выставки. Заодно можно было сопоставить кое-что из увиденного и запечатленного на фотографиях с тем, что видел в детстве, и тем, в каком состоянии эти немые свидетели событий дней минувших находятся сейчас. Экскурс в прошлое дал толчок в экскурс своих воспоминаний. Вот и мне почему-то из всех фото запомнился маяк, здание которого в детстве впечатляло мое воображение. Было непонятно, как возникает луч света, прорезывающий тяжелую тьму неба, и куда он девается поутру. А так как фотографировать на выставке запретили (начиная с этой выставки, правило распространяется на всех и даже СМИ), то запомнить все остальное не получилось. Хотелось разглядеть лица людей на фотографиях. Многое размыто, а в целом показалось, что слишком уж они неэмоциональные – люди того времени. Осталось только ощущение чего-то давнего, что запамятовали, но о чем необходимо время от времени себе напоминать. Представленная история является продолжением другой, а наш временной отрезок плавно вытекает из всех предыдущих, и значит, его обусловленность этими временными пластами неоспорима.
К сожалению, акустический эффект зала не позволил явственно расслышать, что же говорили выступавшие, но главную мысль все же подметить удалось: младшее поколение должно знать свою историю, иначе выставочный материал будет для него только «картинками и текстами». Возможно, знания о городе должны даваться в ходе образовательного процесса в школах, может быть, в какой-то другой форме… Ясно, что стыдно не знать историю своей столицы, ее культурный фон, состоящий из событий, значимость которых не стирается за давностью лет.
Вперемежку с фотографиями на стенах развешены печатные материалы. В них тоже чьи-то мысли, будни и события, которые укладываются в рамки одного дня. Жизнь течет, но вопросы, которые люди задают себе, которыми живут сиюминутно или переносят изо дня в день, остаются неизменными. Даже скучно становится от этой мысли. Как будто из века в век человечество обречено решать неразрешимые вопросы… А в целом выставка задала позитивный тон. Многие даже стали подумывать: а не организовать ли курсы Махачкаловедения в школах, чтобы дети знали историю города – знали и дорожили ею.
Пока выступали лица, заявленные в списке официально приглашенных, я обернулась и увидела печатный текст. На фоне концентрации голосов, он смотрелся очень четко и, возможно, не вписывался в пафосный общекультурный фон, но все же имел право быть здесь в ряду других документов… В отрыве от общего контекста он выглядел так: «…Встаньте же, вы все избранные народом начальники, возьмитесь за дело: недосыпайте, недоедайте, водворите порядок, не давайте несправедливостям подтачивать народный организм, не бойтесь и не трусьте, будьте всегда на месте и всегда на своем посту, иначе народ по-своему водворит порядок и учинит свой суд. Петровская жизнь,1917, 27 августа, №144».
Вот и мне стало интересно, что же будут читать и смотреть наши потомки спустя век?