Ожерелье из эпизодов

И хотя в его отцовском селе Хебда Шамильского района, откуда он уехал шестилетним мальчиком, не просят у него автографов, в багаже у Магомедарипа около тридцати киноролей, еще больше персонажей воплощено им на сценах театров Москвы и Махачкалы. В апреле на экраны выйдет шестнадцатисерийный фильм «Салам, Москва», где он играет одну из главных ролей. Фильм Павла Бардина о работе российских полицейских среди мигрантов.
– Я играю отрицательного персонажа, тот еще гад, – с улыбкой комментирует актер, – но я рад, что в сценарии этого фильма Дагестан хоть как-то фигурирует. Мы с друзьями постоянно обсуждаем, что республика не представляется в художественном кино. Целый портфель сценариев у нашего земляка и однокурсника моего брата Ахмеда Шапи Казиева, но пробить их очень тяжело из-за отсутствия финансирования. Буквально недавно я прочитал рассказ Шапи «Предки», фантастически профессионально написанная комедия, ничего режиссеру переделывать не нужно.
Планы Магомедарипа Магомедовича перебазироваться в режиссеры и отрепетировать в себе пробивные качества дают надежду сценаристам, позитивно отображающим дагестанскую жизнь. А пока выпускник Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина и ГИТИСа (ныне Российского университета театрального искусства) М. Сурхатилов продолжает сниматься в сериалах. После ролей Гарика в «Моей прекрасной няне» и повара Ашота в «Папиных дочках» – Гомула в «УГРО-1» и Отари Георгиевича в «Новой жизни сыщика Гурова». Фактура определяет роли актера с дагестанскими корнями. Мустафа в «Институте благородных девиц», Сослан в «Цветах от Лизы», Рамиз в «Химике» – имена персонажей говорят сами за себя. А между ними эпизодические роли в «Солдатах-4», «Таксистке-2» и «Знахаре».
– В каждой, даже самой маленькой роли есть частица меня самого. Если не исходить из системы Станиславского, получится наигранно. Растрачивая свои силы, приобретаешь профессиональный опыт, – признается Магомедарип. – Особенно ощутимо это взаимодействие на театральной сцене, где играя, одновременно пытаешься уловить реакцию публики. Какая-то роль удается без особого напряжения, где-то приходится прикладывать огромные усилия. Так было в «Макбете» по У. Шекспиру, после показа которого руководителю театра «У Никитских ворот» Марку Розовскому (кстати, в эти дни он отмечает свой 75-летний юбилей), у него появилось намерение задействовать меня в «Фаусте»… Насколько сложно играть Шекспира или Гете, зависит от того, какой режиссер ставит спектакль. В театре «У Никитских ворот» мне повезло с режиссером Марией Гайдаловой, она и актриса сильная. Задействовала она актерские резервы, о которых я даже сам не подозревал. Недавно я ушел из Театра на Малой Бронной, хотя театр навсегда в моей в душе, но съемки в сериалах отнимают много времени…
Если всего не успеваешь, значит, время нужно тратить на что-то одно. Отдав предпочтение кино, Магомедарип, который на театральной сцене с 1975 года, надеялся решить житейские проблемы и повысить свой актерский рейтинг.
– Признаюсь, был у меня период, когда очень хотелось стать известным человеком, – актер мысленно переносится в школьные годы. – Началось это с 8-го класса. Жили мы тогда в Узбекистане. Хотел прославиться в боксе, одновременно занимался верховой ездой и троеборьем. Стоял в футбольных воротах…
Спортивные умения и опыт работы помощником у старшего брата, известного факира Ахмеда Сурхатилова пригодились Магомедарипу во время съемок в фильмах криминального и боевого жанра «Десантура», «Поединки», «Погоня за тенью», «Агония страха» и других.
И не каскадер вскарабкивался по отвесным вершинам в одном из первых фильмов, где он снялся в «Балладе о старом оружии» по сценарию Вацлава Михальского с Патимат Хизроевой в главной роли.
«Молодец, товарищ боец!» – прозвучала единственная фраза офицера в адрес добровольца Расула, без единого слова и команды ценой жизни нейтрализовавшего вражеского снайпера.
И двадцати не было Магомедарипу, когда в 1976-м он попал в актерскую команду фильма-мюзикла Рафаэля Гаспарянца и Юрия Горковенко «Песня под облаками». В главных ролях – Спартак Мишулин, Ия Нинидзе и Рамаз Гиоргобиани, в фильме занят и Алексей Смирнов. Сурхатилов, по фильму помощник комбайнера, от своего мастера, которого играл Сергей Филиппов, получал не просто навыки вождения сельхозмашины, а еще и уроки актерского мастерства.
Следующий фильм «Выражая единую волю», снятый в 1982 году, принял его на «Мосфильме». Через десятилетие крупнейшая киностудия со скульптурной эмблемой «Рабочий и Колхозница» пришла в упадок, и многие актеры остались неприкаянными.
– Я, к сожалению, кроме своей профессии, ничего не могу делать,– Магомедарип делится своими выводами, сделанными в этом промежутке времени между актерскими работами в конце прошлого века. – Уход из профессии ломает человека. Слава Богу, «Мосфильм» восстановился, Карен Шахназаров взял бразды правления в свои руки, и спонсоры ему помогают, и творческие люди. Киноконцерн сейчас завораживает своим величием и красотой.
На «Мосфильме» стоит старая горская телега с надписью «Дагестанская арба XXVIII века», которая была приобретена для съемок фильма «Аммалат-бек» по Бестужеву-Марлинскому. Карен Георгиевич в 2007 году приезжал в Дагестан для подготовки съемок. В этом фильме была отведена роль и Магомедарипу. Но работа пока приостановлена.
– Сейчас проблематично попасть на съемки в художественный фильм, спасение для актеров – сериалы. Когда начинал сниматься в сериалах, ходил по кабинетам, раскидывая свои снимки и резюме. Сейчас меня уже знают в актерских агентствах. Со мной работает один из самых профессиональных в России директоров по актерам Тина Туманишвили (дочь режиссера Михаила Туманишвили и внучка Героя Социалистического Труда Иосифа Туманова, режиссировавшего Олимпиаду-80).
Помня, что целое состоит из частей, агентства подбирают киногруппу, и под управлением режиссера отрабатывается каждая деталь в эпизодах. Слова великого русского актера Михаила Щепкина, часто повторяемые Константином Станиславским «нет маленьких ролей, есть маленькие актеры», предупреждают ощущение второсортности актеров, занятых во второстепенных ролях. Сколько эпизодических ролей в сериалах играют звезды кино… Снявшегося в более 80 фильмах Льва Перфилова называют королем второстепенных ролей, но вспомним, хотя бы одного его персонажа – фотографа из фильма «Место встречи изменить нельзя», – запечатлелось не слабее главных ролей. Магомедарипу все больше приходится играть отрицательные роли, и чтобы воплощать негодяев, интеллигентному дагестанцу требуется больше мастерства.
Воспитание, данное трем братьям Сурхатиловым матерью, цудахаркой из знатного рода, не позволяет им быть излишне навязчивыми и нескромными. Их дерзновенность в упорстве и настойчивости, в самосовершенствовании. Старший из братьев нашел себя в спорте. Ахмеда, более двадцати лет живущего в Испании, телезрители могут помнить по его вошедшему в Книгу рекордов Гиннеса трюку «Человек-амфибия», с которым он участвовал и в «Минуте славы».
– Нас не удается втягивать в интриги, спорт научил, и мама воспитывала по принципу: не обращай внимания. Когда боксом занимался, тоже бывали подсиживания, – вспоминает актер. – Надо просто делать то, что ты умеешь. Мой характер формировался, когда в Щепку поступил. Я там как бы гадким утенком был. Одна группировка тянула в одну сторону, другая – в другую. Я не сразу понял, почему они плетут интриги. В театральных вузах до третьего курса идут отчисления по профнепригодности, шла борьба… А я учился.
В каждом актере может сосуществовать множество ролей, сыгранных на сцене, перед кинокамерой или в жизни, лишь бы эти персонажи не превратились в толпу. Актер с разножанровым амплуа Магомедарип Сурхатилов, идентифицируя себя с положительными своими героями, остальных познает и лепит во благо роли, экспериментируя, и порой импровизируя. Но честолюбие собрата по съемочной площадке может порой свести на нет все усилия, как это случилось с эпизодом в фильме «Новая жизнь сыщика Гурова»
– Что вырежут, что оставят, не знаешь заранее. Мой персонаж Отари Антадзе кончает жизнь самоубийством, потому что он замешан в нечистоплотных делах. Перед тем, как «пустить себе в лоб пулю», я передал его внутренние переживания, он пишет другу письмо, чтобы тот проследил за падчерицей и так далее. Режиссер попросил еще раз повторить этот эпизод. Аплодировала вся съемочная группа, что редко бывает на съемочной площадке. Хотел сделать себе нарезки для портфолио … На озвучивании заметил, что этого фрагмента нет. Сергей Маховиков, который в этом фильме играет Гурова, всегда присутствует на монтаже, он решил, что этот эпизод не играет никакой роли. И это не первый раз он такое творил …
«Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает» – чтобы задуматься над этой мыслью, не обязательно играть героев Франсуа Рабле, сказавшего так. Инсинуации коллег не отвращают Магомедарипа от профессии. Ему везло с режиссерами, в том числе и в Дагестанском русском драматическом театре им. Горького, на сцене которого он сыграл Ноздрева в «Мертвых душах», Землянику в «Ревизоре», Есенюка в «Эшелоне» и другие роли. В постановке Скандарбека Тулпарова «Убийство по-французски» во время гастролей он предстал перед зрителями Воронежа. Как признается актер, он с удовольствием играл бы в Аварском театре, но пары лет обучения в аварской студии Государственного театрального института им. Ш. Руставели в Тбилиси недостаточно для совершенного знания родного языка дагестанцу, с шести лет живущему в Кабардино-Балкарии, а затем в Узбекистане и Москве.
– Почти все режиссеры, у которых я снимаюсь в кино, как сговорились, утверждая: на тебя нужно писать. Но я, думаю, что я не настолько раскрученный актер, чтобы продюсеры взялись за такой сценарий. Если бы на пару с кем-нибудь… В фильме «Полный вперед» снимался с Андреем Паниным (первоначальное название «Верные друзья»), ведь Панин тоже не был востребован долгое время, а вот какая-то счастливая звезда повернулась в его сторону и он стал сниматься параллельно в нескольких фильмах. В этой приключенческой комедии играют Дмитрий Назаров и Александр Феклистов, который и оказался однокурсником моего хорошего приятеля Сергея Шеховцова. Как-то в компании с Михаилом Ефремовым Сергей и предложил: надо на пару с кем-то из звезд тебе войти в колею.
В отличие от реальной жизни на телевизионном экране с известными актерами Магомедарип встречается в эпизодах. В фильме, который сейчас идет на канале НТВ «Учитель в законе», Богомол Юрия Беляева у него что-то спрашивает.
Фильм и эпизод, как целое и часть, едины и немыслимы друг без друга. Активная роль второстепенных сцен направлена на эволюцию всего кинопроизведения. В некоторых фильмах, например в «Х-Files» или «Звездных войнах» даже серии называются эпизодами. Событийным эпизодом российской кинематографии можно назвать прошедший 26 марта IX съезд кинематографистов, в работе которого участвовал член Союза кинематографистов и Гильдии актеров Магомедарип Сурхатилов.
Фрагменты, сцены, детали, компоненты, элементы, моменты, этапы складываются в полноценную жизнь – на экране и в действительности.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам