Живое слово Филиппенко

Театры малых городов, а артисты большие, уже зримо обозначившие, как сказал бы Николай Васильевич Гоголь, «свое существование». Гоголь непременно должен был войти в моноспектакль, исполняемый на сцене Дагестанского государственного Русского драматического театра, получившего за спектакль «Записки сумасшедшего» по повести Н.В. Гоголя гран-при XIV Интернационального фестиваля монодрам в Македонии. Александр Филиппенко на пресс-конференции признался, что напряженно думал, что включить в экспресс-постановку «В поисках живой души». В специально подготовленную для дагестанского зрителя композицию, кроме произведений Гоголя, вошли рассказы Михаила Зощенко, фельетоны Сергея Довлатова, и уже как дань Максиму Горькому, чье имя носит театр в Махачкале, отрывки из пьесы «На дне». Музыкальные и поэтические связки соединяли воедино летописцев двух веков.
– Импровизация в пределах заданной темы, – определил Александр Георгиевич свой уникальный концерт. – Сколько он будет длиться, не знаю. Вот если что-то зависнет между зрителем и сценой…
Заверение заместителя министра культуры РД Магомедрасула Магомедрасулова, что дагестанский зритель восприимчив и вдумчив, оправдалось с первых же фраз моноспектакля. Зал слушал, слышал и впитывал литературную классику, предназначенную именно для исполнения. С разделением Александром Филиппенко художественной литературы на ту, которую лучше читать, и ту, которая лучше воспринимается на слух, согласился бы каждый из авторов, вошедших в композицию произведений.
«Отморозил пальцы ног и уши головы» – способность довлатовских шуток органично вплетаться в текст может сыграть добрую услугу связок между шедеврами сатиры и юмора.
«Всех писателей можно разделить на две категории. Для одних главное – высказаться. Вторые хотят быть еще и услышанными. Одни жаждут самовыражения, вторые еще и честолюбивы» – печаль высказывания Сергея Довлатова нейтрализуется именно такими актерами, как Александр Филиппенко, удивляющими и очаровывающими одновременно.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Поэтические сочинения Бориса Пастернака логически продолжались строками его переводов Тициана Табидзе и Юрия Левитанского:
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
А зрителя не выбирают. Зритель сам выбирает, на кого идти. На вопрос Александра Филиппенко: «Кто заметил, сколько шел спектакль?», все растерялись, потому что никто не заметил, как пролетело время. Настолько аудитория была увлечена единственным актером на сцене.
– Зритель – составная часть спектакля, и сегодня это была умная, тонкая аудитория, а самое главное – через полтора часа выступления были длительные паузы в текстах Гоголя… Умный, требовательный и благодарный зритель в Махачкале.
Многозначительную паузу в конце финального фрагмента «Мертвых душ», когда актер сделал вид, что ищет продолжения произведения, оборвавшегося словами «Русь, куда несешься ты? Дай ответ», зритель тоже понял.
Александр Георгиевич по реакции различил в переполненном большом зале Русского драмтеатра и писателей, и преподавателей литературы, в унисон повторяющих строчки из «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя и, соизмеряя с современностью, недоумевавших: «Это все Гоголь написал?».
– Французский писатель Вольтер своим смехом гасил в свое время костры, на которых сжигали людей. А мы по мере своих слабых и ничтожных возможностей берем на себя более скромную задачу. И своим смехом хотим зажечь хотя бы небольшой, вроде лучины, фонарь, при свете которого некоторым людям стало бы заметно, что для них хорошо, что плохо, а что посредственно. Рассказ «Монтер» из «Голубой книги» Михаила Зощенко меняет шкалу эмоциональности и интенсивность жестикуляции исполнителя, продолжавшего спектакль другим произведением сатирика «Собачий нюх».
Зощенко не дает в своих рассказах прямой авторской оценки, а рассказывает будто под маской. Гримом и маской для Александра Филиппенко служили богатая мимика и точная жестикуляция.
Контакт с залом, подхватывающим крылатые выражения из Гоголя, Зощенко и Довлатова, добавил необъятности силе слова и очарованию исполнителя.
И сам я тоже азиат
В поступках, в помыслах
И слове.
И потому в чужой
Стране
Вы близки
И приятны мне…
Есенинские строки напомнили о том, что Филиппенко в школьные годы жил в Алма-Ате, и это, вероятно, отразилось на универсальности его творческого облика и диапазона. Вопросы представителей дагестанских СМИ касались и его ролей в кино и в театре, и сольного исполнения художественного слова.
«Какое это счастье — говорить, что думаешь! Какая это мука — думать, что говоришь!» – выражение Довлатова действительно и на сцене, и за кулисами.
Сыгравший правителей с самыми высокими титулами (короля, императора, фараона), Кощея Бессмертного, Очевидное зло и Сатану с приспешником (Азазелло и Коровьев в двух постановках «Мастера и Маргариты»), актер все еще востребован в кино и театре. Но начав свое артистическое творчество с эстрадной студии МГУ «Наш Дом», он окончательно вернулся к малым актерским формам, в 1996 году создав театр «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Строки Николая Заболоцкого всегда звучат призывом и для тех, кто слушает народного артиста России Александра Филиппенко, и для самого актера, который так нужен зрителю.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Из Махачкалы планируют запустить прямые авиарейсы в города Азербайджана

Четыре российские авиакомпании собираются запустить прямые рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и Махачкалы в азербайджанские города Гянджа, Ленкорань и Нахичевань....

В Махачкале состоялось совещание с участием высшего руководства ПАО «Газпром»

Совещание по вопросам взаимодействия компаний группы «Газпром» с правительством Дагестана состоялось сегодня, 28 января, в Махачкале под председательством главы...

В Махачкале обновили материально-техническую базу двух коррекционных школ

Материально-техническую базу двух коррекционных школ и одного колледжа в Махачкале обновили в 2021 в рамках национального проекта «Образование». Об...

В Махачкале прошла акция «Блокадный хлеб»

Всероссийская акция «Блокадный хлеб» прошла в Махачкале накануне, 27 января — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В...

На бизнесмена из Махачкалы завели дело за причинение ущерба бюджету республики

Уголовное дело возбуждено против индивидуального предпринимателя из Махачкалы, который причинил бюджету республики ущерб почти на 300 тыс. рублей, сообщили...

Порядок – это несложно

Вслед за пользователями соцсетей тема освобождения незаконно захваченных городских территорий внезапно взбудоражила все население нашего города. Видеоролики с кадрами...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам