Студентка актерского факультета Дагестанского государственного университета, она не мечтала с детства стать певицей, просто песня шла всегда рядом. Она из тех, про которых говорят: дело ее жизни само её нашло. Семья Зульфии была певческой и первыми «музыкальными университетами» для нее стали песни ее бабушки, известной на все село песенницы. Бабушка ее колыбельных и народных лакских песен знала несчетное количество, и, будучи еще совсем маленькой, Зульфия терпеливо ждала, когда бабуля закончит все свои дела, и потом наступит ее, внучкино, время. Бывало даже, что на обращенный к ней вопрос бабушка отвечала песней. А дедушка Зульфии – Бадави Мусаев в прошлом солист ансамбля «Лезгинка», также очень любил и хорошо знал народный фольклор.
Может, я в них пошла, – говорит о себе Зульфия.
Конечно, как гласит народная мудрость, яблоко от яблони падает недалеко, а атмосфера в семье не может не наложить свой отпечаток на внутренний мир человека. Девочке с детства прививали любовь к родному языку через искусство. Песня так тесно переплелась с ее жизнью, что никому и в голову даже не приходило, что она еще может стать и профессией Зульфии Мусаевой.
Еще школьницей в родном лицее №5 выступала Зульфия на концертах, участвовала в различных конкурсах, смотрах художественной самодеятельности, получала дипломы лауреата, завоевывала первые места. О ней уже тогда говорили как о таланте, подающем большие надежды…
А она сдала свои документы не в Махачкалинское музыкальное училище им. Готфрида Гасанова, а в Дагестанский государственный технический университет, на факультет информационных систем. Старательно училась Зульфия в ДГТУ, а душа терзалась, чувствовала девушка, что не это ее место. Так и продолжалась бы ее тихая, размеренная студенческая жизнь в ДГТУ, если бы не его величество Случай.
Как-то раз подруга пригласила ее к себе, на актерское отделение ДГУ, на посвящение в студенты. Встретили Зульфию там и преподаватели и студенты, как родную, а услышав ее пение, убедили в том, что ей необходимо развивать свои вокальные и артистические данные, что у нее природный дар. Очарованная дружеской атмосферой, легкостью в общении и открытостью в коллективе, Зульфия, недолго думая, уже через год, прервав учебу в ДГТУ, переходит на актерское отделение ДГУ, благо, что и родители поддержали ее в этом, как говорится, судьбоносном решении. Тот год становится началом ее пути к вершинам профессионального мастерства, учебы, познаний тайн песенного искусства. Но она столкнулась и с определенными трудностями в том плане, что пришлось ей полностью менять манеру пения. Преподаватели удивлялись тому, откуда у такой хрупкой девочки горловое пение, но усиленные занятия Зульфии уже скоро дали свои результаты и ближе к экзамену она, исполнив арию «Снегурочка» Римского-Корсакова, получила самую высокую оценку.
– Я все равно не осилила бы оба университета. Если я чем-то занимаюсь, то ухожу в это дело с головой, в дело, которое мне действительно интересно, – говорит она, – сегодня я уже на четвертом курсе и ни разу не пожалела о своем решении, мне приятно осознавать себя на своем месте, знать, что тебя окружают талантливые люди. Здесь каждый по-своему интересен, по-своему гениален. Отрадно, когда вокруг тебя много тех, кто открывает новые веяния и течения в искусстве и увлекает этим других: это и спорт, и модернизм в искусстве, и культуре.
Сама же Зульфия, основой творчества которой являются народные песни, стремится развивать это направление и привлекать к нему своих сверстников и даже совсем юных «парубков». Для того чтобы в совершенстве владеть родным лакским языком и соприкасаться с историей и культурой своего народа, она часто посещает родовое село своих родителей. Недостаточно того, что ты являешься частицей какой-либо национальности, необходимо так же знать, как говорится, эту нацию в лицо, признается она. Часто бывая у себя в районе, в своем селе, она еще больше убеждалась в том, насколько молодое поколение, особенно, городские, отдаляется от своих истоков, корней, забывает родную речь и древнюю культуру. Удивляет певицу и тот факт, что культурой, традициями и обычаями Дагестана сегодня больше интересуются приезжие туристы, среди которых есть как русские, так и иностранцы. С ними она познакомилась и на недавно состоявшемся фестивале родной песни «Шунудаг» в селе Хайхи Кулинского района, и ей было забавно наблюдать за реакцией и эмоциональным состоянием многочисленных гостей из других регионов и государств. Для людей, не выросших в этой культурной среде, конечно, все происходящее было в диковинку, а Зульфию переполняла гордость за то, что она сама и есть часть этой «диковинки», и с удовольствием отвечая на все их вопросы, она переводила им смысл народных песен, которые звучали на фестивале, рассказывала о своем этносе, об истории села, национальных костюмах.
На фестиваль «Шунудаг» в качестве участницы Зульфия приехала впервые. Поездка состоялась благодаря ее педагогу по сольному пению Мадине Исмаиловой – солистке Дагестанского Театра оперы и балета, которая предложила девушке попробовать свои силы, заявить о себе. Естественно, Зульфия загорелась желанием и тут же позвонила организаторам фестиваля с заявкой на свое участие. Три конкурсных дня этого фестиваля, по признанию Зульфии, она не забудет никогда. Ее переполняли эмоции, когда она рассказывала мне о том, что происходило в Хайхи. Зульфия то говорила, то очень эмоционально жестикулировала, то совершенно неожиданно для меня начинала петь. Хочу вам сказать, что голос у нее дивный, высокий, чистый, временами мне казалось, будто где-то рядом стоит магнитофон с готовой записью ее голоса, который она иногда включает. И не всякий певец вот так, без подготовки и распевки, рискнет сымпровизировать и порадовать публику.
Она с восхищением говорила о людях, с которыми познакомилась на фестивале, описывала природу и даже с радостью вспомнила дождик, теплый, летний, от которого никому не хотелось прятаться, ведь он тоже был особенным – горным!
Домой певица вернулась не с пустыми руками. В номинации «Народная песня» Зульфия Мусаева получила первое место и Диплом лауреата фольклорного фестиваля народов Дагестана «Шунудаг» за исполненную ею народную песню из репертуара Марьям Дандамаевой. Пела Зульфия в полуакадемической манере, а самым главным она считает опыт и общение с людьми искусства, которые ей еще очень пригодятся.
– Все-таки люди в горах иные, не такие, как здесь, в городе, – не перестает она восхищаться, – они особенные, гостеприимные, радушные, истинные ценители старины и своей культуры. При всей моей любви к народной песне, как представителю современности мне не чужды модные направления в музыке, мне нравится рок, джаз, опера, я люблю всю хорошую музыку. Тем не менее, не отходя от сути народной музыки, мне хочется привнести в нее и современные звучания. Вот так, окружным путем, возвращается к нам наша высокая культура. И все же я верю в возрождение народной песни – мудрой и красивой. Потому и пою.