«Не ослепит нас блеск фальшивых слов…»

О себе она сказала: «Сколько себя помню – пишу стихи».

О главном же в своем творчестве: «Народ мой древен, как мир. На его лице шрамы от ударов иноземных мечей – это символ его мужества в прошлом. В его руке хлеб и книга – это символ его щедрости и мудрости теперь. Все мои помыслы я обращаю к моему народу, все мои песни я посвящаю ему».

 

Нет на земле еще таких весов,

Чтоб взвесить правду и неправду тоже.

Их трудно различать подчас, но все же

Не ослепит нас блеск фальшивых слов.

 

Но вот он – свет от наших очагов,

Он виден и в тумане бездорожья,

И хлеб в печи – основа всех основ,

На самородок золота похожий…

 

Литературовед и критик Абдулла Вагидов отмечает: «Ханбиче Шихрагимовна Хаметова – поэтесса, которая работает, вопреки всем жизненным невзгодам, на совесть». И далее: «Стихи и поэмы, переведенные на русский язык, показывают не только уровень развития лезгинской литературы, ее произведения обозначили новые ориентиры развития всей дагестанской поэзии».

 

«Узоры мыслей»

Поэтесса родилась в небольшом селе Цлак Хивского района. Писатель Абдуселим Исмаилов пишет: «Ханбиче училась в сельской школе, получила традиционное воспитание и научилась всему тому, что должна была знать сельская девушка. И из Яркинской долины, далеко задвинутой в предгорья, известной своими густыми туманами, шагнула в большой мир…».

По признанию самой поэтессы: «Неповторимо прекрасная природа, леса, родники детства, героика легенд и преданий, услышанных в юности, занимали мое воображение. Умение удивляться, радоваться этому не проходит с годами».

 

Хазранский родник,

Я к тебе припадаю

Лицом, опаленным невзгодами лет,

И вижу, как женщина немолодая

Из глубины прозрачнойсмеется в ответ.

 

Большой мир для одаренной сельской девушки начался с учебы в Дагестанском педагогическом институте. Не замедлили появиться ее первые поэтические публикации, в творческой среде Ханбиче рано заметили, и уже в те годы на нее возлагали большие надежды. В «самостоятельную трудовую жизнь» она вступила сельской учительницей в Хасавюртовском районе. Потом была еще учеба в аспирантуре при Дагестанском государственном университете и работа в Институте усовершенствования учителей. «Педагогический след» заметен еще в том, что она автор двух работ по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы и до сих пор является членом экспертного совета при Министерстве образования Дагестана. Но главным для нее очень рано стала поэзия, которая как властно вошла в ее жизнь, так и утвердилась в ней навсегда.

Свою первую книгу, увидевшую свет в 1964 году, Ханбиче назвала «Узоры мыслей», что, согласитесь, естественно для поэтессы, выросшей в краю, где главным занятием женщин является ковроткачество. Первым своим сборником и публикациями в периодике она влилась в среду лезгинских поэтов-шестидесятников. Они, кто чуть раньше, кто позже, заявили о себе, разные, но в чем-то неуловимо похожие, и потребовалось немного времени, чтобы понять, что это действительно новая плеяда. Байрам Салимов, Алирза Саидов, Жамидин, Ибрагим Гусейнов, Азиз Алем, Мурсал Алпан, в их среде Ханбиче уверенно заняла свое достойное место. И только теперь, через десятилетия, видно и особенно ясно, какое было это удивительное явление в литературе Дагестана – шестидесятники, без преувеличения, коренным образом обновили национальную поэзию.

 

Из рода орлиного

Ханбиче шестидесятых прекрасными в своей чистоте, новизне, эстетическом обаянии, благородстве, стилевой и смысловой цельности стихами заставила полюбить себя большинство читающих лезгин, а уж для последующих поколений поэзия ее становилась попутчицей на всю жизнь.

В аннотации к первой ее книге стихов на русском языке «Гордая волна», вышедшей в Москве в издательстве «Современник», верно подмечено: «Для творчества молодой лезгинской поэтессы Ханбиче Хаметовой характерны активное вторжение в мир человеческих чувств, обостренность мироощущения. Она избирает своей темой любовь, ибо это чувство всегда было пробным камнем человеческого достоинства, верности и благородства». Любовь в стихах поэтессы – это чувство современной горянки, верной подруги и заботливой матери, хранительницы домашнего очага. Ее лирическая героиня живет жизнью сердца, и читатель невольно обращает внимание на то, что при всей своей красоте, женственности она мало в каких ситуациях проявляет слабость.

Еще в ту пору очень характерным для поэзии Ханбиче Хаметовой стало воспевание героического как в прошлом (героика легенд и преданий), так и поиски места героическому в современной жизни. Ханбиче того периода очень хорошо представляет хрестоматийный цикл «Колыбель».

 

Я вновь у твоей колыбели

С мечтою своею сижу…

Вершины вокруг побелели,

Я их сединой дорожу…

 

Мечта горянки обращена к младенцу, который шагнет за порог, когда ему «в колыбели станет тесно». Мыслями же она уходит в глубь времен – будь то в эпоху «железного хромца», «недобрым ветром занесенного» в горы Дагестана или в эпоху жестокого персидского шаха, «вероломно вторгшегося к нам», и текла тогда вода «по горным речкам с алой кровью пополам». И тут же она вновь возвращается к своей сегодняшней мечте:

 

Красотой блеснув однажды,

Что оставишь ты народу?

Будь же скромной, но отважной –

Ведь орлиного ты рода.

 

Колыбель твою качаю,

Звезды светят ярко-ярко,

Кем ты будешь, я не знаю,

Знаю, вырастешь горянкой!

 

Поэтессы-женщины не только прекрасны, женственны и преданны, они еще мужественны и отважны, и ни в чем не уступают мужчинам – вот ее идеал. Нельзя не подчеркнуть, что в этой поэзии литературный лезгинский язык доведен до высокого уровня прозрачной чистоты, блеска, пластичности, и, кажется, что это предел всего того, чего можно достигнуть в поэтическом творчестве.

 

Время «Новолуния»

С годами поэзия Ханбиче Хаметовой, незаметно и неуклонно обогащаясь в красках, в тональности чувств, в раздумьях, обрела совершенно иные масштабы, безбрежные по своей широте. Мотивы, которые некогда пробивались свежими ростками, развились, мощно разрослись и дали буйную крону. Словно осиянный солнцем лирический мир ранней Ханбиче так раздвинулся в своих границах, что теперь его можно было обозревать разве что с высоты орлиного полета. Для нового времени особенно характерен ее сборник «Новолуние», вышедший в 1994 году. В нем в разделе «Стихи» – та же самая узнаваемая почитателями лирика, но уже с явными и в большей степени закоренелыми чертами наступившей жизненной мудрости. В отдельных разделах – четыре поэмы, драматическая поэма на историческую тему, шесть венков сонетов и тетралогия «Каменные мальчики».

Абдулла Вагидов указывал: «Обращает на себя внимание жанровое разнообразие произведений ее сборников», они образуют «проблемно-тематическое и жанрово-стилевое единство, которое свидетельствует о цельности, устоявшейся определенности манеры письма народной поэтессы Дагестана». Ханбиче – автор легенд и баллад, рубаи и триолетов, драм и трагедий, поэм и венков сонетов.

Привлекает внимание ее успешная работа в жанре венков сонетов, который, как порой склонны считать литературоведы, является высшей формой поэзии. Ханбиче – единственный автор, издавший отдельные сборники венков сонетов, которые выходили в Москве и в Махачкале с предисловием Расула Гамзатова. В венках сонетов «Раненое небо», «Предвосхищая будущего зов», «Лицо и изнанка» и других ею «поднимаются тревожные проблемы современного человека, теряющего чувство общности с природой как итог его же собственных деяний». Вот как завершается венок сонетов «Лицо и изнанка»:

 

Все замысли, дарованные нам,

Пленяющие сутью благородной,

Вдруг озадачат нас по временам

Своею стороною оборотной.

 

Так зодчий, проектирующий дом,

Часами размышляя над фасадом,

Едва ли допускает мысль о том,

Что рухнет он под огнестрельным градом.

 

Непонятой природе вопреки

Надменно изменяем бег реки,

Возводим полигон на месте сада.

Не потому ли нам и мстит она,

Сиротству обрекая времена

Изнанкой жизни, горечью разлада?

 

Особо отношение поэтессы к своей тетралогии, ставшей результатом ее многолетней большой работы, поэтических и философских раздумий: «В «Каменных мальчиках» я попыталась представить всю историю народа в художественных образах, начиная с «легендарных времен» и кончая сегодняшним днем. В четырех трагедиях, объединенных единой темой и идеей, речь идет о судьбах народа…». Произведение проникнуто утверждением свободы народного духа, который передается из века в век новым поколениям: народ жив, пока жива его историческая память, и земля, сохраненная предками для будущих поколений, священна. Это первое в дагестанской литературе произведение такого рода. Вступительная трагедия из тетралогии легла в основу оперы композитора Магомеда Касумова «Каменный мальчик».

 

«Это не делает чести поэту»

Поэтесса говорит: «Поэт, тем более признанный, не должен считать, что это дает ему право жить лучше и быть выше других. Он должен жить всеми болями и страданиями народа. А если кто решил, что он признанный поэт и должен иметь некие привилегии, то это значит, что он свое дарование поставил себе в услужение. Это не делает чести поэту». И сегодня, когда считают, что цена поэтического слова обесценилась, упала, она по-прежнему верит в высокое предназначение поэта.

 

Поэты… сквозь всемирной ночи мрак

Мы путеводным светочем пребудем.

И тех, кто сеет смуту или страх,

Перстом пронзим, указывая людям.

 

Поэты… Сквозь века и на века

Мы путеводным светочем сияем.

И радугу, и смех, и облака

Единым словом воссоединяем.

 

Пронизанные болью и любовью раздумья, интервью, статьи Ханбиче Хаметовой печатаются в периодических изданиях в Махачкале и в Москве и неизменно вызывают интерес у широкой читательской аудитории. Ее мысли вновь и вновь обращаются к истории и сегодняшнему дню народа, к родному языку и культуре. Она никогда не сторонилась общественной работы, ее голос звучал по поводу самых серьезных и наболевших вопросов и всегда бывал услышан. Ханбиче Хаметова – член правления Союза писателей России и Международного писательского сообщества, член Совета по литературам Северного Кавказа при Союзе писателей России. Ее работа в литературе по достоинству оценена, она награждена орденом Дружбы, в разные годы ей присуждались литературная премия имени Сулеймана Стальского, Государственная премия Республики Дагестан, другие премии.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам