«Не ослепит нас блеск фальшивых слов…»

О себе она сказала: «Сколько себя помню – пишу стихи».

О главном же в своем творчестве: «Народ мой древен, как мир. На его лице шрамы от ударов иноземных мечей – это символ его мужества в прошлом. В его руке хлеб и книга – это символ его щедрости и мудрости теперь. Все мои помыслы я обращаю к моему народу, все мои песни я посвящаю ему».

 

Нет на земле еще таких весов,

Чтоб взвесить правду и неправду тоже.

Их трудно различать подчас, но все же

Не ослепит нас блеск фальшивых слов.

 

Но вот он – свет от наших очагов,

Он виден и в тумане бездорожья,

И хлеб в печи – основа всех основ,

На самородок золота похожий…

 

Литературовед и критик Абдулла Вагидов отмечает: «Ханбиче Шихрагимовна Хаметова – поэтесса, которая работает, вопреки всем жизненным невзгодам, на совесть». И далее: «Стихи и поэмы, переведенные на русский язык, показывают не только уровень развития лезгинской литературы, ее произведения обозначили новые ориентиры развития всей дагестанской поэзии».

 

«Узоры мыслей»

Поэтесса родилась в небольшом селе Цлак Хивского района. Писатель Абдуселим Исмаилов пишет: «Ханбиче училась в сельской школе, получила традиционное воспитание и научилась всему тому, что должна была знать сельская девушка. И из Яркинской долины, далеко задвинутой в предгорья, известной своими густыми туманами, шагнула в большой мир…».

По признанию самой поэтессы: «Неповторимо прекрасная природа, леса, родники детства, героика легенд и преданий, услышанных в юности, занимали мое воображение. Умение удивляться, радоваться этому не проходит с годами».

 

Хазранский родник,

Я к тебе припадаю

Лицом, опаленным невзгодами лет,

И вижу, как женщина немолодая

Из глубины прозрачнойсмеется в ответ.

 

Большой мир для одаренной сельской девушки начался с учебы в Дагестанском педагогическом институте. Не замедлили появиться ее первые поэтические публикации, в творческой среде Ханбиче рано заметили, и уже в те годы на нее возлагали большие надежды. В «самостоятельную трудовую жизнь» она вступила сельской учительницей в Хасавюртовском районе. Потом была еще учеба в аспирантуре при Дагестанском государственном университете и работа в Институте усовершенствования учителей. «Педагогический след» заметен еще в том, что она автор двух работ по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы и до сих пор является членом экспертного совета при Министерстве образования Дагестана. Но главным для нее очень рано стала поэзия, которая как властно вошла в ее жизнь, так и утвердилась в ней навсегда.

Свою первую книгу, увидевшую свет в 1964 году, Ханбиче назвала «Узоры мыслей», что, согласитесь, естественно для поэтессы, выросшей в краю, где главным занятием женщин является ковроткачество. Первым своим сборником и публикациями в периодике она влилась в среду лезгинских поэтов-шестидесятников. Они, кто чуть раньше, кто позже, заявили о себе, разные, но в чем-то неуловимо похожие, и потребовалось немного времени, чтобы понять, что это действительно новая плеяда. Байрам Салимов, Алирза Саидов, Жамидин, Ибрагим Гусейнов, Азиз Алем, Мурсал Алпан, в их среде Ханбиче уверенно заняла свое достойное место. И только теперь, через десятилетия, видно и особенно ясно, какое было это удивительное явление в литературе Дагестана – шестидесятники, без преувеличения, коренным образом обновили национальную поэзию.

 

Из рода орлиного

Ханбиче шестидесятых прекрасными в своей чистоте, новизне, эстетическом обаянии, благородстве, стилевой и смысловой цельности стихами заставила полюбить себя большинство читающих лезгин, а уж для последующих поколений поэзия ее становилась попутчицей на всю жизнь.

В аннотации к первой ее книге стихов на русском языке «Гордая волна», вышедшей в Москве в издательстве «Современник», верно подмечено: «Для творчества молодой лезгинской поэтессы Ханбиче Хаметовой характерны активное вторжение в мир человеческих чувств, обостренность мироощущения. Она избирает своей темой любовь, ибо это чувство всегда было пробным камнем человеческого достоинства, верности и благородства». Любовь в стихах поэтессы – это чувство современной горянки, верной подруги и заботливой матери, хранительницы домашнего очага. Ее лирическая героиня живет жизнью сердца, и читатель невольно обращает внимание на то, что при всей своей красоте, женственности она мало в каких ситуациях проявляет слабость.

Еще в ту пору очень характерным для поэзии Ханбиче Хаметовой стало воспевание героического как в прошлом (героика легенд и преданий), так и поиски места героическому в современной жизни. Ханбиче того периода очень хорошо представляет хрестоматийный цикл «Колыбель».

 

Я вновь у твоей колыбели

С мечтою своею сижу…

Вершины вокруг побелели,

Я их сединой дорожу…

 

Мечта горянки обращена к младенцу, который шагнет за порог, когда ему «в колыбели станет тесно». Мыслями же она уходит в глубь времен – будь то в эпоху «железного хромца», «недобрым ветром занесенного» в горы Дагестана или в эпоху жестокого персидского шаха, «вероломно вторгшегося к нам», и текла тогда вода «по горным речкам с алой кровью пополам». И тут же она вновь возвращается к своей сегодняшней мечте:

 

Красотой блеснув однажды,

Что оставишь ты народу?

Будь же скромной, но отважной –

Ведь орлиного ты рода.

 

Колыбель твою качаю,

Звезды светят ярко-ярко,

Кем ты будешь, я не знаю,

Знаю, вырастешь горянкой!

 

Поэтессы-женщины не только прекрасны, женственны и преданны, они еще мужественны и отважны, и ни в чем не уступают мужчинам – вот ее идеал. Нельзя не подчеркнуть, что в этой поэзии литературный лезгинский язык доведен до высокого уровня прозрачной чистоты, блеска, пластичности, и, кажется, что это предел всего того, чего можно достигнуть в поэтическом творчестве.

 

Время «Новолуния»

С годами поэзия Ханбиче Хаметовой, незаметно и неуклонно обогащаясь в красках, в тональности чувств, в раздумьях, обрела совершенно иные масштабы, безбрежные по своей широте. Мотивы, которые некогда пробивались свежими ростками, развились, мощно разрослись и дали буйную крону. Словно осиянный солнцем лирический мир ранней Ханбиче так раздвинулся в своих границах, что теперь его можно было обозревать разве что с высоты орлиного полета. Для нового времени особенно характерен ее сборник «Новолуние», вышедший в 1994 году. В нем в разделе «Стихи» – та же самая узнаваемая почитателями лирика, но уже с явными и в большей степени закоренелыми чертами наступившей жизненной мудрости. В отдельных разделах – четыре поэмы, драматическая поэма на историческую тему, шесть венков сонетов и тетралогия «Каменные мальчики».

Абдулла Вагидов указывал: «Обращает на себя внимание жанровое разнообразие произведений ее сборников», они образуют «проблемно-тематическое и жанрово-стилевое единство, которое свидетельствует о цельности, устоявшейся определенности манеры письма народной поэтессы Дагестана». Ханбиче – автор легенд и баллад, рубаи и триолетов, драм и трагедий, поэм и венков сонетов.

Привлекает внимание ее успешная работа в жанре венков сонетов, который, как порой склонны считать литературоведы, является высшей формой поэзии. Ханбиче – единственный автор, издавший отдельные сборники венков сонетов, которые выходили в Москве и в Махачкале с предисловием Расула Гамзатова. В венках сонетов «Раненое небо», «Предвосхищая будущего зов», «Лицо и изнанка» и других ею «поднимаются тревожные проблемы современного человека, теряющего чувство общности с природой как итог его же собственных деяний». Вот как завершается венок сонетов «Лицо и изнанка»:

 

Все замысли, дарованные нам,

Пленяющие сутью благородной,

Вдруг озадачат нас по временам

Своею стороною оборотной.

 

Так зодчий, проектирующий дом,

Часами размышляя над фасадом,

Едва ли допускает мысль о том,

Что рухнет он под огнестрельным градом.

 

Непонятой природе вопреки

Надменно изменяем бег реки,

Возводим полигон на месте сада.

Не потому ли нам и мстит она,

Сиротству обрекая времена

Изнанкой жизни, горечью разлада?

 

Особо отношение поэтессы к своей тетралогии, ставшей результатом ее многолетней большой работы, поэтических и философских раздумий: «В «Каменных мальчиках» я попыталась представить всю историю народа в художественных образах, начиная с «легендарных времен» и кончая сегодняшним днем. В четырех трагедиях, объединенных единой темой и идеей, речь идет о судьбах народа…». Произведение проникнуто утверждением свободы народного духа, который передается из века в век новым поколениям: народ жив, пока жива его историческая память, и земля, сохраненная предками для будущих поколений, священна. Это первое в дагестанской литературе произведение такого рода. Вступительная трагедия из тетралогии легла в основу оперы композитора Магомеда Касумова «Каменный мальчик».

 

«Это не делает чести поэту»

Поэтесса говорит: «Поэт, тем более признанный, не должен считать, что это дает ему право жить лучше и быть выше других. Он должен жить всеми болями и страданиями народа. А если кто решил, что он признанный поэт и должен иметь некие привилегии, то это значит, что он свое дарование поставил себе в услужение. Это не делает чести поэту». И сегодня, когда считают, что цена поэтического слова обесценилась, упала, она по-прежнему верит в высокое предназначение поэта.

 

Поэты… сквозь всемирной ночи мрак

Мы путеводным светочем пребудем.

И тех, кто сеет смуту или страх,

Перстом пронзим, указывая людям.

 

Поэты… Сквозь века и на века

Мы путеводным светочем сияем.

И радугу, и смех, и облака

Единым словом воссоединяем.

 

Пронизанные болью и любовью раздумья, интервью, статьи Ханбиче Хаметовой печатаются в периодических изданиях в Махачкале и в Москве и неизменно вызывают интерес у широкой читательской аудитории. Ее мысли вновь и вновь обращаются к истории и сегодняшнему дню народа, к родному языку и культуре. Она никогда не сторонилась общественной работы, ее голос звучал по поводу самых серьезных и наболевших вопросов и всегда бывал услышан. Ханбиче Хаметова – член правления Союза писателей России и Международного писательского сообщества, член Совета по литературам Северного Кавказа при Союзе писателей России. Ее работа в литературе по достоинству оценена, она награждена орденом Дружбы, в разные годы ей присуждались литературная премия имени Сулеймана Стальского, Государственная премия Республики Дагестан, другие премии.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале закрыли частную клинику из-за нарушения санитарных норм

В Махачкале в медицинском центре «Бируев Клиник» были обнаружены серьезные нарушения санитарных норм, как сообщила пресс-служба Управления Роспотребнадзора по...

Двое детей погибли, двое пострадали в ДТП в Дагестане

Двое детей погибли, двое пострадали в ДТП в Хасавюртовском районе. Сегодня около 4 утра водитель LADA Vesta съехал с дороги...

Несколько районов в Махачкале останутся без горячей воды на 2 недели

В Махачкале ряд адресов будут без горячей воды 2 недели, с 1 июля по 15 июля. Причина – плановая...

В Махачкале на одного жителя приходится менее одного квадратного метра жилья

По данным экспертов РИА «Новости», в 2024 году в России было введено 107,8 миллиона квадратных метров жилья. При этом...
spot_imgspot_img

Около половины АЗС в Махачкале размещены на землях с нарушениями

В Махачкале почти половина автозаправочных станций располагается на землях с нарушениями. Такие данные представила городская администрация, отметив, что в...

В Махачкале снесут шестиэтажный дом

Столичная администрация в судебном порядке добилась признания незаконно возведенного дома самовольной постройкой. Кировский районный суд установил, что строительство многоквартирного...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам