Об Иране мы привыкли в последнее время слышать неочень позитивные известия. Но удивительным образом, несмотря ни на что, иранский кинематограф продолжает развиваться и даже процветает. В этой стране есть немало талантливых людей, несущих в мир высокое искусство, и яркий тому пример – призер Каннского кинофестиваля Реза Мир Карами, снявший множество драматических фильмов. Среди них фильм «Для него», который был удостоен приза Шестого международного кинофестиваля «Фардж» в номинации «Лучшая история короткометражного фильма», фильм «Ребенок и солдат», получивший приз «Серебряный шар» кинофестиваля трех континентов во французском городе Нант и множество других наград. Некоторые из самых лучших кинофильмов были продемонстрированы на этой неделе дагестанскому кинозрителю.
Уютный зал развлекательного центра «Пирамида» в этот день был полон людей, среди которых присутствовали и представители Администрации города Махачкалы, Управления культуры, Управления образования, студенты вузов и даже пенсионеры.
Представлять иранские фильмы приехали делегаты культурного представительства при Посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации, в состав которого вошли господин Сейед Хосейн Табатабаи – руководитель культурного представительства, и господин Кобулшо Идрисов – сотрудник представительства.
Открытие показа началось с демонстрации фильма «Так далеко, так близко». Перед его началом выступил господин Сейед Хосейн Табатабаи, который отметил, что красота иранского кино доступна восприятию любого зрителя, и вышло оно из богатейших повествовательных традиций легенд и рассказов о богах и героях. На иранское кино сильно влияют и общество, и человек в отдельности, их повседневный язык, а также персидская поэзия и проза.
Также он добавил, что в Иране проявляют большой интерес к российскому кинематографу и к самой России как к теме для творчества. Например, совсем недавно завершились съемки двух фильмов, в одном из которых показана дружба русского парня и молодого иранца, а в другом речь идет о событиях конца Второй мировой войны. Господин Сейед Хосейн выразил надежду на то, что в скором времени российские зрители смогут увидеть эти фильмы.
Иранских гостей от имени Администрации города Махачкалы приветствовали и.о. заместителя Главы Администрации Татьяна Гамалей, дагестанский режиссер-оператор Абдула Бечедов и многие другие.
Фильм, пока еще мало известный широкой публике, представленный на церемонии открытия, был основан на реальных событиях и, кажется, произвел на всех сидевших в зале неизгладимое впечатление. В этой кинокартине нет ни эротических сцен, являющихся для иранского кино табу, ни насилия, ни драк, ни взрывов. Его стилистика определяется не спецэффектами, не комбинированными съемками и не компьютерными технологиями, а неподдельным интересом к жизни реальных людей и вековым человеческим традициям. «Так далеко, так близко» – фильм о взаимоотношениях родных – отца и сына. Доктор Алем – опытный хирург, невролог, погружен в свою работу, занят общением с людьми, забывая при этом о своем сыне Самане. Саман уходит в пустыню, где видит бескрайнее небо, вместившее в свои объятья многочисленные звезды. Он, находясь в самом сердце этой пустыни, размышляет о жизни людей и наблюдает за звездами. Доктор Алем, замечая, что отдаляется от сына, бросает свою профессиональную деятельность, чтобы стать ближе к нему.
Нам, дагестанцам, непросто понять чужие законы и обычаи, но их трагедии, боль, чувства и эмоции, показанные в фильме, – общечеловеческие, и они так схожи с нашими.
После просмотра этого фильма мне действительно стало ясно, в чем же особенность этих иранских картин и почему их выделяют среди сегодняшнего многообразия и обилия мировой кинопродукции. Увидеть истинное лицо иранцев, простоту их души, красоту человеческих отношений, их сложную жизнь – этому способствовал иранский кинематограф.