История подвига. Открытый дневник (12)

       ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Отрывок из документальной прозы Виталия Капустина:

«Его звали Николай Студенков. Хотя почему звали? И сейчас так зовут и будут звать еще столько лет, сколько будет жить благодарная людская Память. Он из томских комсомольцев. Настоящих комсомольцев, а не тех, кто делал партийную карьеру. Да и какая карьера в селе, откуда он был родом. Карьера там одна — работай на благо и живи так, чтобы стыдно не было. Жизненный путь простой и понятный, как прямая в ученической тетрадке между точками А и Б. Родился в селе Александровское, здесь же учился в школе, затем поступил в поселковое профтехучилище, начал работать трактористом в совхозе «Трудовик». Как и положено мужчине, два года провел на срочной службе в армии. После службы не подался в город или еще куда на заработки. Вернулся в свой совхоз и вновь сел в кабину трактора. Однако прошло несколько лет, и судьба Коли Студенкова круто изменилась. По направлению районной комсомольской организации его приняли на службу в линейный отдел внутренних дел на станции Томск. Так стал Студенков милиционером. Затем были две непростые командировки в Чеченскую Республику. Из второй командировки вернулся с орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, как было письменно отмечено – за доблесть и мужество, проявленные при выполнении оперативно-служебных задач в условиях, сопряженных с риском для жизни. Вскоре пришел черед и третьей. Впрочем, он сам этот «черед» для себя определил: мог бы и не ехать, как говорится, своё уже отдал, но рассудил, что его опыт может помочь товарищам, поможет остаться живыми и невредимыми, прежде всего тем, кто ехал в свою первую «горячую» командировку.

9 января двухтысячного года, утром, на станцию Аргун напали боевики. Главной их целью стало здание железнодорожного вокзала, где базировался штаб сводного отряда милиции Кузбасского УВД на транспорте. И как частенько происходило тогда, численность бандитов в разы превосходила численность нашего отряда. Нападающие работали «тройками» — снайпер, пулеметчик и гранатометчик. Открыли шквальный огонь внезапно, скрытно заняв позиции в близлежащих к вокзалу домах и заодно расположив по периметру засады, чтобы отрезать подразделения, которые пойдут на помощь кузбасским милиционерам-транспортникам.

Они хотели взять здание вокзала быстро, казалось бы, всё просчитали, но не вышло, не на тех нарвались. Уже несколько часов шел неравный бой. Атака за атакой огнедышащими и смертельными волнами накатывались на позиции милиционеров и там же разбивались. Видя, что сразу никак, бандиты начали давить на психику: предлагали сдаться, клятвенно заверяя, что оставят всех живыми; засылали «парламентеров», обещавших то же самое, но расписанное куда более яркими красками. Однако проходили минуты затишья, и вновь начиналось огневое противостояние. И наступил момент, когда у наших подошли к концу боеприпасы. По несколько патронов на человека, вот и весь запас. Опытный и бесстрашный Студенков вновь решил для себя: если не я, то кто? Под шквальным, перекрестным огнем он, казалось, уже выполнил эту невыполнимую задачу, и ему оставалось всего-то с десяток метров, когда пуля снайпера ударила в голову. Неловко упал, истекая кровью. На некоторое время потерял сознание. Когда пришел в себя, услышал крики ребят: «Коля, не шевелись!» Бандиты не стреляли по нему лишь по одной причине: были уверены, что сразили насмерть. Я не знаю, о чем в тот момент подумал Николай Яковлевич Студенков, какие мысли и какие образы захватили его память, да и никто этого уже никогда не узнает. Но отлежавшись несколько минут, он совершил свой последний рывок — рывок в бессмертие. Да, успел передать своим боеприпасы, но в тот же самый миг его настигла вторая снайперская пуля.

 

ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Отрывок из документальной прозы Виталия Капустина:

«… я, обыкновенный питерский школьник, не видевший ни войны, ни блокады; не испытавший ничего такого, что оставляет на сердце незаживающие кровоточащие раны; мирно и сытно живущий в век компьютеров, айфонов и прочих больших и малых радостей, не раз спрашивал себя: а смог бы как они, ценою собственной жизни? И ни разу не ответил себе: да, смог бы. Потому что мозг, зная истории их подвигов, начинает в обратную сторону отсчитывать возможные варианты, и где-то глубоко-глубоко внутри приоткрывается щель, выпускающая страх. Нет сил представить, что всё прекрасное вокруг тебя вдруг навсегда исчезнет, испарится, растает, как мираж, и ты никогда уже не будешь живым. Отец говорит, что поступок человека в каждое конкретное мгновение определяется его предыдущей жизнью. Он знает больше и видел больше; он терял боевых, преданных в горе и в радости друзей. Я же пока со стопроцентной уверенностью готов сказать: как же много отважных, великодушных, мужественных людей вокруг нас. Иногда хочется крикнуть на весь Невский: люди, всмотритесь друг в друга! И пускай всё хорошее в каждом из нас обретет единый для всех кровоток — мирный и правильный, и никогда не возникнет запись в личном деле, как, например, эта: «Указом Президента РФ капитан Плетнев Денис Евгеньевич награжден орденом Мужества (посмертно)…»

Его отец был чекистом. Чекистом стал и сын. Можно сказать, начиналась династия, преданная Долгу и Отечеству. Боевики засели в одной из квартир типовой городской многоэтажки. В соседней квартире в то же самое время находились две женщины с тремя малолетними детьми. Когда началась операция, бандиты, пытаясь вырваться из кольца, ринулись по другим квартирам. Вот от автоматной очереди в упор разлетелся замок очередной двери. За ней — те самые женщины и дети, и еще капитан Денис Плетнев, появившийся здесь чуть раньше, чтобы преградить отход боевикам. Мгновенно оценив ситуацию, капитан принял единственно верное решение: оттеснив всех гражданских в угол комнаты, приказал им лечь на пол, закрыл стоящим рядом диваном, сверху бросил матрац и мягкие детские игрушки. А сам занял оборону перед этим достаточно хлипким, но хоть каким-то заграждением, которое поможет уберечь от случайной пули и гранатного осколка. И держал эту самую оборону в течение нескольких часов. Всё это время в многоэтажке продолжался настоящий бой, ведь боевиков было больше десятка, и они пользовались любой возможностью, чтобы прикрыть свой отход мирными гражданами.

Вот получил тяжелое ранение один из наших офицеров, занявший позицию неподалеку от Дениса. Плетнев и тут среагировал мгновенно: сразив бандита, уже нацелившего автомат, чтобы добить раненого, перетащил товарища за тот самый спасительный диван. И… остался один в окружении врагов. Те не раз и не два предлагали ему сдаться. Капитан в ответ требовал отпустить, вывести из-под огня детей и женщин. Но ничего не вышло. И неравный бой продолжался, пока Денис Плетнев, уже смертельно раненый, продолжал защищать свой одновременно такой маленький и такой огромный рубеж. Ни шагу назад – это ведь не просто лозунг, не просто слова. Это суть поступка капитана Дениса Евгеньевича Плетнева, суть его отношения к моменту жизни, который как раз и определился всей им до того прожитой жизнью, жизнью Человека и Офицера. Ведь все шестеро, кого Денис защитил в той квартире, остались живы. Как бы получив шанс заново родиться. Благодаря ему, молодому 27-летнему капитану ФСБ, продолжателю российской чекистской династии.

* * *

— …Ты — неуч, Соколов, — назидательным тоном произнес наш композитор, — прежде всего, необходимо точное знание своей задачи, чтобы каждый понимал, что делает. Это как план работы. На самодеятельности далеко не уедем, я знаю, о чем говорю. К слову, о деньгах. Не говорю, что много, но на это дело заработаю.

— Я тоже, — сказал Мишка Волков, — за рационализаторство ведь тоже платят.

— Скоро еще одну электронную игрушку закончу, — подхватил Женька Яковлев, — покупатель уже есть, серьезная фирма.

В общем, выяснилось, что каждый из нас готов заодно и финансово вложиться в постепенно вырисовывающийся проект. Осталось обговорить текущие задачи.

— Задача пока у всех одна во всяком случае, на ближайшие семь дней, до того, как разъедемся, — вновь включился в разговор Виталик, правда, слегка покрасневший, после «раскрытия» его писательского инкогнито, но быстренько пришедший в цветовую норму под ласково-материнским взглядом Розы Валеевой. — Как правильно заметил Стас, отрабатываем до мельчайших деталей план занятости и взаимодействия на ближайшее время и начинаем сбор материала.

— Виталь, ты забыл Женю спросить, как он на это всё смотрит, — тихонько напомнила Илонка брату. Тот сердито глянул на неё, мол, ничего не забыл, всему свое время, но я-то уловил, что смутился, только вида не подал, да и Як сидел молчаливый и нахмурившийся, потому что слово «электронная» во вступительном слове нашего негласного лидера он вычленил сразу, а вот продолжения как бы и не последовало.

— Жень, как догадываешься, твоя роль во всем этом деле особая. На тебе, получается, вся архивация базы данных, разработка сайта, полностью его поддержка и постоянная модернизация. Берешься?

— Ерунда, — пробурчал немногословный Яковлев. — Исполним так, что не стыдно будет всему миру предъявить.

Ну, а если Як говорит, что сделает, это все равно, что подпись на банковской карте. Так, по-моему, во взрослых книжках пишут.

— Ой, ребята! — воодушевилась Розалинда Валеева. — А что если нам международный проект создать? Представляете, какой масштаб?

— Ага, так тебе америкосы информацию о своих внутренних делах и пришлют, — насмешливо протянул Рыжий. — Заодно и споют, и спляшут.

— Почему сразу Америка? — не поддержала его тон Розалинда Рахмановна Валеева. — Ведь есть Белоруссия, Украина, кто нам на самом деле близок. Разве не так? — обратила она свой пламенный революционный взор на Виталика.

Мне стало интересно. Что наш вдохновитель ответит, учитывая, что между ними тоже искра пробежала, как между Илонкой и мной, и что уже давно являлось для всех наших секретом Полишинеля.

Виталик задумался на секунду-другую. По вдруг установившейся тишине я понял, что и остальные с интересом ожидали его слов. Но так и не дождались. Виталька вдруг улыбнулся, что-то быстренько нацарапал на листе бумаги и молча передал Валеевой. Та, прикрыв рукой записку от было сунувшего туда нос Рыжего, прочитала, улыбнулась в ответ:

— Я согласна.

— А нам? — протянул Васька.

— А вам — по губам, — подытожил Миша Волков, и мы на несколько часов полностью окунулись в разработку темы. Когда, охрипнув от доказательств собственной правоты, поняли, что коллективная соображаловка запросила sos, решили, что на сегодня пока хватит. Илонка накормила нас обедом. Мишка перебрался в комнату досыпать утренние часы. Як уткнулся в свой ноутбук, сказав, что его ни для кого нет. Виталик и Роза решили смотаться в Морской музей, Валеева в нем никогда не была, да и в Питере до этого лишь проездом. Рома, взяв скрипку, отправился на невский простор репетировать. Компанию ему составили Стасик и Рыжий, предварительно отыскав в капустинском гардеробе очень старую, наверное, еще дедовскую шляпу и, получив у Виталика разрешение на использование ее для общего блага. Уходя, Рыжий подмигнул мне:

— Говорят, Синица консерваторский зал собрать в состоянии. Посмотрим, как жители города на Неве на будущую московскую знаменитость отреагируют. На пару номеров Виталькиного самиздата, надеюсь, заработаем.

— Только Ромкины нервы поберегите, — крикнула им вдогонку Илона.

— Артист и публика не разделимы ни партером, ни рублем, — пропел Стас уже из-за двери.

А я пригласил Илонку прогуляться до своих родственников, которые жили на Суворовском проспекте. От Капустиных совсем недалеко. По Шпалерной до Таврической, можно еще через сад рвануть, а там прямой выход на Суворовский.

 

Продолжение в следующих номерах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале полицейские нашли у мужчины 20 грамм героина

Во время патрулирования на улице Центральная, сотрудники полиции ППС столицы Дагестана задержали мужчину, при личном досмотре которого были найдены...

Мэр Махачкалы провел личный прием горожан

Вчера, Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провёл личный приём горожан, на котором выслушал вопросы шестерых махачкалинцев. Об этом градоначальник...

МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны

МегаФон в партнерстве с ГК SIMETRA разработал платформу для управления любыми транспортными потоками при строительстве и обслуживании крупных промышленных...

Изменения в Правилах Дорожного Движения

Изменения в ПДД Российской Федерации всегда интересовали большую часть жителей нашей страны. Рассказываем про последние новации 2024 года. СИМ Уже с...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам