Трудно говорить о всей России, поэтому все мои мысли непосредственно из собственного опыта, но, судя по беседам с коллегами из других школ, картина там не изобилует разнообразием. Не раз все слышали мысль о том, что советская школа, советская система образования была одной из лучших, если не лучшей в мире. И этому было много объективных причин. Я работаю в той же школе, в которой учился. В 90-х, хотя это и были лишь обломки той советской школы в условиях политического и экономического упадка, но, даже сравнивая их с сегодняшним днем, разница видна невооруженным глазом и не в пользу последнего. Однажды после моих слов в разговоре, что школа «умерла», она деградирует, меня спросили: – А почему там сейчас все так стремно? Кто стремный: учителя или ученики? Я ответил, что стремные учителя не могут воспитать нестремных учеников, и с каждым уходом учителей старой закалки школа становится еще стремней. Опять же, выражаясь сленгом современной молодежи, много причин этой стремности. Но я бы особо выделил приход в школу, а вместе с тем и в головы учителей и что еще опасней детей, рыночных или товарно-денежных отношений. И не последнюю роль в этом сыграло ЕГЭ. В мои школьные годы разгул коррупции знал не меньшие масштабы, чем сегодня. Но ее не было в школе. Все кардинально поменялось с приходом ЕГЭ на этот рынок. Да, я не ошибся. Именно рынок. Ученики и учителя стали субъектами рынка. Если раньше переставали учиться в вузах, столкнувшись с коррупцией, а соответственно и несправедливостью, то сейчас молодежь перестает учиться уже в школе. И отдельный поклон опять же ЕГЭ.
И еще одно явление превратило учителей из единого коллектива в группировки. Это явление называется «стимулирующей частью зарплаты». Из-за этой «подачки» в тысячу рублей, ну, может, две или три (неважно) учителя теряют свое достоинство и лицо.
Кто виноват? Наверное, все, начиная с учеников и их родителей, рядового учителя и заканчивая министром образования. Причем, чем выше ступень, тем выше уровень ответственности и соответственно степень вины. Стремительное падение вниз не может длиться вечно, и мы уже практически на самом дне.