Мероприятие было организовано ДГУ совместно с Институтом национальных проблем образования, Махачкалинским инновационным университетом и Дагестанским государственным педагогическим университетом.
В работе конференции приняли участие проректор научной работе и инновациям ДГУ Назир Ашурбеков, главный редактор журнала «Педагогика» Руслан Бозиев, академик РАО Омар Омаров, член-корреспондент РАО Джафар Маллаев, преподаватели ДГУ и другие.
Открыл конференцию Назир Ашурбеков. Он подчеркнул, что современное образование должно быть развивающимся, у выпускника должны требовать компетенцию, которая позволила бы ему наращивать свой образовательный потенциал. Для того чтобы реализовать такую систему, по словам Ашурбекова, необходимо разрабатывать и внедрять соответствующие образовательные технологии. Проректор сообщил, что в ДГУ за последние три года в этом направлении ведется целенаправленная работа.
Омар Омаров в своем выступлении говорил об Институте национальных проблем образования. Он отметил, что это единственный институт такого рода на территории всего СКФО, который занимается, в частности, и проблемами духовно-нравственного воспитания молодежи, что очень актуально в наши дни.
Руслан Бозиев также поддержал идею дальнейшего развития Института национальных проблем образования и подчеркнул, что такой институт просто необходим для многонациональной России. – Чтобы каждый народ мог получить возможность развивать свой язык, культуру, – сказал Бозиев.
Вопросы совершенствования учебного процесса на основе использования инновационных технологий, в том числе ИКТ, затронула в своем докладе член-корреспондент РАО Наида Омарова. О роли фундаментальных нравственных ценностей в современном образовании рассказала доктор философских наук Райганат Абакарова.
Доктор психологических наук Зухра Гаджимурадова рассказала об особенностях религиозной идентичности в самосознании молодежи светских и исламских учебных заведений. Так, по проведенным исследованиям в некоторых вузах республики выяснилось, что большинство респондентов предпочитают светское образование как основу, а религиозное – как дополнительное. На вопрос, признает ли молодежь законы общества и государства, большинство ответили положительно, но некоторые ставят шариат на первое место, после светских законов. Почему? Потому что молодежь в большинстве своем не доверяет официальным органам власти. Исследование также выявило, что для повышения правовой культуры среди молодежи необходимо, чтобы правоохранительные органы и все властные структуры были примером соблюдения закона. В то же время большинство студентов светских и религиозных учреждений считают, что нельзя добиться успехов в жизни, строго соблюдая закон. Что касается экстремистского сознания молодежи, на вопрос, могли бы вы в связи с какими-то жизненными ситуациями оказаться в рядах так называемых «лесных», подавляющее большинство студенческой молодежи ответили отрицательно. Но 18% из всех опрошенных посчитали возможным оказаться в их рядах. По словам Гаджимурадовой, проведенное исследование показало признак несформированности правовых культур, в том числе и религиозных.
Далее работа конференции продолжилась по шести секциям, на которых были обсуждены вопросы информатизации образования и воспитания личности в социально напряженном регионе.