Алло. Телефон доверия? Помогите!

 ЕСЛИ БОЛИТ ДУША – НЕ ПОЗВОНИШЬ ПО 03

Разве кто-то из нас застрахован от несчастий, неприятностей, конфликтов? – Вопрос конечно риторический, но мне показалось, что Жанна Оганесян не случайно именно так начала разговор: ей, как специалисту, поначалу многих приходилось убеждать в необходимости такого вида помощи людям. – Общественная мораль такова, что окружающие никогда не оставят человека в беде одного, и все-таки никто не оградит его от самых разных, порой, неожиданных сложностей, особенно в сфере чувств, межличностных отношений. Каждый любит, ненавидит, грустит, испытывает эмоциональные стрессы. Одни справляются со своими проблемами сами, другие совершают необдуманные, порой непоправимые поступки. Если болит душа – не позвонишь по 03, а помощь иногда нужна срочная.

 К сожалению, дагестанский менталитет таков, что людям сложно, как это принято за рубежом, решать свои душевные проблемы с глазу на глаз со специалистом, ведь это же придется раскрыться, показать себя! А вдруг вас завтра встретит на улице тот самый человек, которому ты излил душу? Впрочем, если даже пациенты при встрече не поздороваются, Жанна Бениковна ничуть не обидится, а отнесется к этому с пониманием. Другое дело – прием по телефону, здесь вас никто не увидит, анонимность гарантирована, и раскрыться в такой ситуации намного проще.

Обычный кабинет с офисной обстановкой: стулья, столы, на столах телефоны. Звонки поступают беспрерывно – день и ночь…Ощущение такое, будто невидимые волны тревоги проходят сюда, к телефону доверия, в кабинет дежурных психологов. Регистрируется каждый звонок, все случаи обращения, их изучают, и уже сейчас можно говорить о наиболее частых причинах стрессовых состояний. Разводы, потери близких, конфликты на работе. Обращаются разные люди с разными проблемами, среди которых и взрослые, и дети, которые не могут решить извечную проблему отцов и детей, проблемы взаимоотношений полов, одинокие больные люди, прикованные к постели. Они, бывает, звонят по ночам. Им хочется услышать живой человеческий голос, доброе слово.

Каждого нужно выслушать, понять, разобраться. Каким же должен быть человек, принимающий на себя столько чужой боли? Какие требования предъявляет к нему служба? Профессиональная грамотность – это само собой, а еще выдержка, интеллигентность, способность сопереживать. Работники этой службы даже после трудных дежурств готовы заинтересованно говорить о человеческих проблемах, и потому понимаешь, насколько их все это глубоко волнует. Слушаю и ловлю себя на мысли: к такому и я бы, наверное, пришла. Может, субъективное впечатление? Скорее всего, нет. Часто, набирая номер телефона доверия, кто-то просит определенного консультанта, с которым уже не раз разговаривал. А значит, помог.

 

ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ И ПО-РАЗНОМУ РЕАГИРУЮТ НА СВОИ ТРУДНОСТИ

Мой собеседник – психолог-консультант, к сожалению, не могу назвать ее фамилии, как потом ниже и фамилии других специалистов, работающих на телефоне доверия, потому что анонимность человека, отвечающего на звонок, не менее важна для контакта, чем анонимность абонента. Назовем ее Мариной.

– В этой службе я работаю уже восемь лет, за это время научилась находить подход к каждому клиенту. Кому-то нужен духовный контакт с сопереживанием, кого-то нужно сдвинуть с мертвой точки, с ошибочной позиции, переориентировать на другие ценности. Чаще бывает, что удается, – рассказывает она. – Иногда, например, удается сохранить семью, стоящую на пороге развода, иногда – нет. Все уже решено, но нельзя находиться в постоянном отчаянии, напряжении, нужно обрести силы и жить дальше. Кто же говорит, что это легко? Рушится привычное, охватывает растерянность: почему меня предали? Как же теперь жить дальше? И уже все мелочи, на которые и внимания обычно не обращаешь, видятся сквозь призму обиды, боли, и от этого еще тяжелее.

Вот умная, интеллигентная женщина, хороший специалист, на работе ее уважают. Всем известно, какая у нее прекрасная семья, трое детей, всегда жила с уверенностью, что все в ее руках. А тут муж ушел к другой. Она готова поступиться чем угодно, даже достоинством, лишь бы он вернулся, лишь бы была видимость семьи. Издергана бесконечным выяснением, и не может сказать себе – хватит! Страдающая мать спешит объяснить детям – отец нас предал, он нехороший человек. И тут встречаешь жуткое сопротивление со стороны любящих обоих родителей детей, которые не согласны с этим утверждением. Получается не одна проблема, а целый ком.

Первое, что мы делаем, снимаем нервное напряжение, а потом уже помогаем человеку взглянуть на проблему с другой стороны, расширить поле его зрения. Применяем различные методы психотерапии для психологической коррекции личности. Здоровой личности. Да, конечно, случилась неприятность, но сколько всего прекрасного, важного есть еще в жизни…

– Вот еще нередкий повод нервного срыва, – продолжает Марина: «Я давно работаю, а повышение по службе получила не я, а какая-то выскочка! Ко мне плохо относятся». И уже обида, озлобленность. А после выяснения причины часто оказывается, что как раз все решено по справедливости.

Когда кто-то один в семье убежден, что только он во всем всегда прав, жизнь становится невыносимой. Звонят дети, доведенные до крайности материнским эгоцентризмом. Есть мамы, которые излишне опекают свое чадо, им кажется, будто без нее ребенок ошибется, сделает не то, она все время диктует, указывает. Сын женится – не та невеста, дочь вышла замуж – не тот муж.

Да. Все люди разные и по-разному реагируют на свои трудности. Но такие личностные свойства, как воля, собранность, умение быстро ориентироваться в неожиданных, сложных обстоятельствах, – они воспитываются.

Понятно, что служба вы анонимная, но все же. Бывают случаи, когда вам кажется, что пора подключить к разговору и вообще к решению проблем в жизни отдельного человека или же семьи, специальные службы? С какими наиболее острыми молодежными проблемами сталкивается ваш отдел?

 

БЛАГОДАРЯ ГРАМОТНОЙ РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА УДАЛОСЬ СПАСТИ НЕ ОДНУ ЖИЗНЬ

Отвечает Жанна Оганесян: Действительно, все звонки анонимные и подключить кого-либо к решению проблем собеседника мы не можем без его согласия. К примеру, однажды звонил девятилетний ребенок, плакал и просил в трубку: «Помогите, папа с мамой разводятся!» Но бывают более серьезные случаи, когда понимаешь, что абонент на грани суицида – это консультанты выясняют после разговора с ним. Благодаря грамотной работе психолога нам удалось спасти не одну жизнь, долго и упорно выманивая адрес у звонящего, отправляли по нему «скорую помощь» и психолога. За то время, пока врачи доедут до места назначения старались держать человека на связи, выводя его на разговор.

Да, по всему видно, что работники телефона доверия нередко оказываются не только в роли «свободных ушей», корректирующих личность, поведение в трудной ситуации, но и спасателей, и даже просто друзей и родственников. Ведь даже при наличии вокруг тебя близких, живущих рядом под одной крышей, можно чувствовать себя одиноким. «Извините, у меня нет никаких проблем, захотелось просто поговорить» – уже понимаешь, что звонит одинокий, пожилой человек. И это понятно, когда человек достигает преклонного возраста, то сужается круг его общения. Некоторые ушли из жизни, другие далеко, не в состоянии приехать, навестить. Раньше его советы нужны были детям, а теперь обходятся без них. Все заняты, у всех дела. Наверно, поэтому большинство звонков на телефон доверия поступает именно от пожилых людей. Бывает, что привыкают к психологу-консультанту и хотят прийти, отблагодарить, но, как признается психолог Артур, это абсолютно не допустимо в их работе.

– Насколько эффективна телефонная терапия? Когда вы принимаете пациента, для вас, вероятно, важно все: и выражение его глаз, и молчаливая реакция на слово

Ж.О.: – Да, и даже его манера нервно теребить в руках какой-нибудь предмет… А здесь ты ничего не видишь, приходится улавливать состояние по голосу, по оттенкам. Но телефон стимулирует логику. Порой ощущаешь, что по телефону даже как-то легко вести человека от частного к общему, от обиды, все заслонившей, к более важным, внутриличностным проблемам, что заставит его переоценить случившееся. Телефон – это сверханонимность, она располагает к максимальной анонимности, доверию, которые помогают воздействовать на собеседника. И в кризисной ситуации необходимо пробудить в человеке энергию, чтобы горе его не сломило, чтобы он не только справился с ним, но стал добрее, мудрее, сильнее…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям

МегаФон расширил возможности голосового помощника Елена, которому доверено общение с клиентами компании. В результате замены речевых технологий на решение...

Махачкалинцев призвали бережно относиться к благоустроенным территориям и общественному имуществу

В мэрию столицы Дагестана поступил сигнал о том, что недобросовестные местные жители занимаются уничтожением зеленых насаждений, срывают цветы, нанося...

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

Вчера, под руководством Главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом градоначальник...

Больше половины махачкалинцев не хочет менять свою профессию

Сервис по поиску работы SuperJob провел опрос среди трудоустроенных жителей столицы Дагестаны, которых спросили хотели бы они сменить свою сферу...
spot_imgspot_img

В Махачкале выявили абонентов, незаконно потреблявших электричество

Бригадами ПАО «Россети Северный Кавказ» был усилен комплекс мер по выявлению абонентов, которые потребляют электричество без заключения договора. Об...

20 новых социальных объектов откроют в горной зоне Дагестана в этом году

Как сообщил премьер-министр республики Абдулмуслим Абдулмуслимов, в 2024 году предусматривается финансирование строительства 35 социально значимых объектов с суммарным объемом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам