Кафедра высшей математики работает в Дагестанском политехническом институте со дня открытия вуза в 1972 году. Основал и бессменно возглавлял ее до своей скоропостижной кончины в 1991 году доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки и заслуженный учитель ДАССР Халид Шавруханович Мухтаров.
С уходом Мухтарова кафедра университета продолжает плодотворно работать. За последние годы ее преподавателями издано более 100 методических пособий и указаний по различным разделам математики. Проводятся научные исследования по таким направлениям, как монотонные операторы и интегро-дифференциальные уравнения, краевые задачи и сингулярные интегральные уравнения, теория теплопроводности, геодезические кривые, а также по проблемам преподавания математики. В 2014 году сотрудниками опубликовано более 40 научных работ. На кафедре функционирует постоянно действующий научный семинар с привлечением специалистов из других вузов и научных организаций республики. Периодически (раз в два года) издается сборник трудов межвузовского научного семинара.
Доброй традицией стало проведение Международной научной конференции «Мухтаровские чтения», посвященной актуальным проблемам современной математики, методике ее преподавания и смежным вопросам. Сотрудники кафедры принимают активное участие в различных научных мероприятиях, проводимых вне ДГТУ.
Кафедра проявляет активность в организации и проведении всех туров Всероссийской математической олимпиады, подготовленная ею команда неоднократно занимала призовые места. В 2014 году команда ДГТУ во втором туре Всероссийской математической олимпиады заняла общекомандное третье место в Южном федеральном округе.
Сотрудники кафедры принимают также активное участие в общественной и воспитательной работе, проводимой на факультетах и в университете. Участвуют математики вуза и в проводимой университетом профориентационной работе, регулярно встречаются с учениками, закрепленными за кафедрой школ №№26, 30, а также других школ городов и районов республики, выступают с докладами, проводят олимпиады и консультации по ЕГЭ.
В последние годы в рамках «Недели открытых дверей» на всех факультетах проводятся математические олимпиады среди учащихся с вручением призерам и победителям памятных подарков и сертификатов.
НАЧАЛ С ДИФРАКЦИИ
– Арцолав Магомедович, сегодня ваша кафедра – одна из ведущих не только в вузе, но и в республике. Как началась ваша научная жизнь?
– В 1978 году я с отличием закончил математический факультет Дагестанского государственного университета. По окончании остался работать на кафедре высшей математики, которая была создана заслуженным деятелем науки РФ, первым доктором физико-математических наук в Дагестане и на всем Северном Кавказе Халидом Шаврухановичем Мухтаровым. Я работал под его руководством до 1982 года. В 1982 году поступил в аспирантуру Московского физико-технического института – знаменитого физтеха. В 1985 году закончил ее и защитил диссертацию в Математическом институте им. Стеклова Академии наук СССР. Без ложной скромности скажу: я был одним из немногих дагестанцев, защитившихся там. Всего один наш земляк защитил там докторскую диссертацию, а я – кандидатскую. По окончании в 1986 году вернулся в республику и продолжил работать на кафедре в качестве заместителя Халида Шаврухановича. С тех пор я связан с кафедрой высшей математики. Официально пост заведующего занял в 2006 году.
– Как вообще сегодня обстоят дела в сфере изучения математики в Дагестане? Есть ли какие-то новые достижения? Какова область ваших научных интересов?
– В Дагестане математика всегда была развита по сравнению с другими регионами. В общероссийском масштабе. Дагестанцы всегда отличались тягой к математике. Хорошую школу заложил в республике Халид Шавруханович. Я же поначалу больше занимался вещами прикладного характера. Диссертация моя называлась «Дифракции волн на вытянутых телах». Это была практически полузасекреченная тема, ведь она имела определенное значение для безопасности страны.
Мои работы лишь отчасти выходили тогда в открытой печати, больше публиковались в узкоспециальных сборниках, в общем, не очень афишировались.
ЗАЧЕМ МАТЕМАТИКА?
– Какова динамика развития математики за последние годы? Потенциал студентов? Расскажите о прикладном значении этой дисциплины для дагестанской жизни, для экономики, успехах выпускников.
– В последние десятилетия, к сожалению, наблюдалась потеря интереса к науке. Но меня сегодня все-таки радует тот контингент студентов, который поступает к нам. Какое-то оживление происходит. Наконец-то общество начинает понимать, что наука должна развиваться, что без науки нет полноценного развития общества, это ведь очевидный и банальный факт, но к пониманию его мы идем очень долго и тяжело. Вот я наблюдаю за первокурсниками, там есть ребята, которые испытывают искренний интерес к математике. Если говорить на научном языке, математика имеет очень большую ценность в прикладном плане. Хотя уровень нашего промышленного развития сегодня пока и не позволяет полностью раскрыть потенциал этой науки. Раньше на предприятиях была даже статья в бюджете, их обязывали заключить хозяйственные договоры и заниматься наукой, привлекая ученых к совершенствованию технологий и производственной базы. Но сегодня все предприятия перешли к частникам…
– Экономика развивается в отрыве от науки…
– Да, увы, в каждой организации маленький начальник – хозяин и ему глубокие научные, тем более математические, знания как бы и не нужны. Но это поверхностное суждение. Сегодня он не видит необходимости в математических знаниях, да и его бюджет чаще всего не позволяет использовать научные исследования для своей бизнес-перспективы. В этом плане, конечно, наши знания не очень востребованы. И все же мне кажется, что интерес к математике потихоньку растет. Мы в меру своих сил стараемся вызвать у молодежи интерес к математике: привлекаем ее к участию в олимпиадах, посылаем наиболее успешных за пределы Дагестана. Ректор нашего вуза, надо отдать ему должное, если видит, что студент старается, то поощряет его по мере возможности и морально, и материально…
– У нас есть молодые ребята, которые хотят связать свое будущее с математикой и развивать в Дагестане прикладное значение этой науки?
– Безусловно. Но понимаете, первая реакция у них это вопрос…
– Зачем?
– Да, зачем? В самом начале они как бы и не понимают значимости того, что изучают. Потом потихоньку, в процессе изучения, доходя до 4-го и 5-го курса, человек начинает уже осмысленно подходить к этому.
Чисто математического развития, конечно, в нашем вузе нет, потому что это технический вуз, но наши выпускники в сфере специального программного обеспечения показывают очень хорошие результаты. Могу привести несколько примеров, когда человек сам по своей инициативе поехал в Санкт-Петербург или Москву, выиграл конкурс, поступил там на учебу в аспирантуру и успешно защитился. Это нас не может не радовать. В последнее время в общественном сознании произошли изменения. Люди стали больше понимать значимость развития науки и вовлечения в научную деятельность молодежи.
– То есть эти столичные юные математики – воспитанники вашей кафедры?
– Да, наши бывшие студенты.
– Сколько вообще в вузе учится студентов, изучающих ваши дисциплины?
– Я в основном преподаю на начальных 1-м и 2-м курсах. Порядка трех тысяч студентов ежегодно.
БЕЗ РЕВОЛЮЦИИ
– За последние годы три ваши статьи опубликованы в журнале «Доклады Академии наук» в серии «Математика». Это всероссийский уровень…
– Даже больше – мировой. Эти статьи автоматически переводятся на другие языки и ученым платят за это гонорары. Есть еще журнал «Дифференциальные уравнения», основанный еще во времена СССР и не потерявший за все эти годы своего авторитета в мире науки. Попасть на страницы этого журнала всегда было очень не просто, так вот там недавно вышла моя статья, которая даже на Западе цитируется, за что я получил гонорар.
Недавно я получил приглашение от канадского журнала, там также принята к публикации моя статья, и я должен официально ее представить. Сказать, что я сделал революцию в математике, конечно же, не могу, но сложа руки тоже не сидел никогда. Исследования мои имели прикладное значение.
– Она проводится ежегодно?
– Нет, раз в два года. В ней могут участвовать и заграничные гости. В прошлом году из Одессы приехал видный ученый. Оказывается, он лично был знаком с Халидом Шаврухановичем. Он выступил с докладом и в конце сказал: «Вы сами даже до конца не поняли, какой значимой фигурой в науке был Халид Шавруханович Мухтаров». Приятно было слышать из уст коллеги из ближнего зарубежья такую оценку в адрес дагестанской математической школы.
– Два года назад вам присвоили звание «Заслуженный работник образования Республики Дагестан»…
– Да. Для меня это, безусловно, факт признания моих заслуг. Я рад, что мой скромный труд получил высокую оценку государства. В советские годы я тоже не раз удостаивался различных благодарностей, но мы, ученые, больше стремимся добиваться достижений в науке, нежели почетных званий.
– Недавно технический университет представил вас на звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
– Узнал об этом на днях. Это инициатива ректора, и я ему за это благодарен.
– Вы четыре года проработали председателем республиканской комиссии по проведению ЕГЭ. Это образовательное нововведение сейчас часто критикуют. Какое у вас вообще отношение к ЕГЭ?
– Честно скажу, неоднозначное. Результаты по математике мне не нравятся. Знания по математике неглубокие. Дети в школе не всегда получают необходимый объем учебного материала. Хотелось бы, чтобы улучшилось качество работы учителей в средних общеобразовательных школах. В последние годы наметилась тенденция к оздоровлению ситуации вокруг ЕГЭ, много делает для этого руководство республики. Если экзамен будет проходить максимально честно, то и кривотолков не будет. Хотя тестирование как методика оставляет на втором плане творческую составляющую, и это один из минусов ЕГЭ. Хорошие базовые математические знания, заложенные в школе, дают молодому человеку возможность легче постигать высшую математику – науку, от которой, без преувеличения, зависит будущее.