Великая Отечественная война унесла жизни миллионов. Молодых и старых, храбрых и сильных. И единственное, что мы храним и передаем другим, – это память о них, редкие фотографии, возможно, письма.
«Память» – так просто и лаконично названа выставка, организованная музеем-заповедником — этнографическим комплексом «Дагестанский аул».
В основе экспозиции – фотографии 80-ти памятников воинам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, а также картины, скульптура и гобелены, посвященные военной тематике.
Памятников на выставке действительно много. Они разные: сделаны из мрамора, бронзы, бетона, камня. По словам руководителя музея Зумруд Сулеймановой, подобных памятников в Дагестане порядка 700. Расположены они в 1600 населенных пунктах.
На фотографиях памятники разной формы – стелы, обелиски, целые комплексы. В основе каждого – боль. Она читается сразу, как только взглянешь на памятник из Дахадаевского района, к примеру. Неизвестный скульптор изваял солдата, несущего вечный караул. Одинокий, гордый, несломленный. Оттого и удивительно печальный.
Творчество дагестанских художников на тему войны – тема отдельная. Картины маслом не поражают. Они заставляют задуматься. О жизни, о вечном, о роли человека в этой страшной истории.
Картина Н. Савельевой «В тишине» представляет собой холст, на котором изображен лежащий среди цветущих яблонь солдат. Его волосы уже тронула седина. И не поймешь, спит он от неимоверной усталости или же мертв. Эффект от картины усиливается красками – пастельными, такими спокойными.
Ислам Шовкринский представил скульптуру «Мать. Ожидание». Автор удачно передал образ горянки, ждущей своего сына с фронта. Это и страх, застывший в глазах, и четко очерченная линия рта, где уголки губ опущены – явный признак скорби.
Не мог не привлечь внимания гобелен «Победитель». На полотне изображен солдат, руки которого открыты, не заняты оружием. Он выглядит спокойным и уставшим, но в то же время – счастливым.
Пожалуй, самое страшное на этой выставке – представленный список дагестанцев – участников Великой Отечественной войны. Простое прозрачное полотнище, на котором высечены сухие цифры, предоставленные Военным комиссариатом республики. Наименование города – количество ушедших – количество вернувшихся.
И тут понимаешь, что именно эти сухие, страшные цифры говорят о войне намного больше, чем все памятники мира. Махачкала отправила на фронт более 30-ти тысяч отважных сыновей. А вернулось только 19 тысяч.
Цифры предают ужас потерь и радость Победы. И за каждой такой цифрой – жизнь, отчаяние, надежда.