ОКНО НА ВОСТОК
История Махачкалинского морского торгового порта неразрывно связана с именем Петра Великого. Именно ему принадлежит идея строительства на дагестанском берегу Каспия нового порта, и около 300 лет назад император даже указал место, где необходимо его возводить. Летом 1722 года русские войска и флот под командованием адмирала Петра Михайлова (Петра I) на Восточный Кавказ совершили поход, который завершился временным присоединением к России прикаспийских областей. Главной целью Персидского похода было обеспечение безопасности и интересов русских купцов на Каспийском море и ограничение турецкой экспансии на Кавказе и в Закавказье. Каспийское море, известное еще в древней Руси как Хвалынское, по планам царя, должно было находиться под контролем России. И поэтому он настойчиво приказывал астраханскому воеводе Ивану Мусину-Пушкину укреплять дружеские и торговые отношения с дагестанскими горцами: «…тот народ в ласке содержать и стороне его величества склонить».
ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-ПОРТ
Кавказская война была в разгаре, и военные все чаще задумывались об устройстве вблизи крепости Петровское небольшой искусственной гавани для стоянки судов с провиантом для войск. В 1951 году военно-инженерное ведомство России выкупило по соседству с военным укреплением часть побережья Каспийского моря. Первым делом решили построить маяк. Наместник Кавказа Михаил Воронцов уже в феврале 1852 года в Санкт-Петербург сообщает: «Для обеспечения судоходства по Каспийскому морю я в 1850 году признал необходимым устроить маяки в городе Дербенте и Петровском укреплении. Из них маяк в Петровском укреплении ныне совершенно окончен».
Каменная восьмигранная башня поднималась над землей на
В
Петровск неожиданно стал важным военно-стратегическим пунктом на юге страны. Речь по сути шла о строительстве на Каспии новой российской военно-морской базы.
ПРОЕКТ ФАЛЬКЕНГАГЕНА
Строительство порта с первых дней шло не гладко. В первую очередь, вышла заминка с проектом. В докладной записке отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности России говорится: составленные разными лицами первые шесть проектов признаны неудовлетворительными. Следует отметить, что всего в Министерство путей сообщения в течение трех лет на конкурс поступило более десяти проектов. Специальная комиссия, наконец, в 1859 году одобрила проект, представленный военным инженером Адольфом Даниловичем Фалькенгагеном. Несмотря на такую экзотическую фамилию, он был из дворян Волынской губернии, а не английский инженер, как пишут некоторые историки.
На берегу Каспийского моря, несмотря на высочайшую поддержку, работы на стройке нового порта продвигались вперед крайне медленно.
Непосредственно строительство гавани началось только с 1 апреля 1861 года. Как сообщает в отчете инженер-подполковник Фалькенгаген, именно тогда приступили к сооружению молов.
Акты о завершении работ подписаны 28 октября (10 ноября) 1870 года. А 19 ноября 1870 года, как рассказывают историки, пушечные выстрелы с крепости на горе Анжи-Арка возвестили об открытии нового российского морского торгового порта на Каспии.
ПЕТРОВСКИЙ ПОРТ
Новый портовый город на Каспии с окончанием постройки гавани стал важным центром торговли. Очень скоро порт, строившийся первоначально как военно-морская база России на Кавказе, приобрел в основном торговое и транзитное значение.
В 1900 году снова был поднят вопрос о расширении Петровского порта – объемы грузооборота росли. Возрастало его значение в регионе как крупного торгового порта на Каспийском море. Проектом предусматривалось удлинение Южного мола на
В 1915 году в городе построили нефтеперегонный завод. В Петровске начали перерабатывать грозненскую нефть, потом ее через морской порт отгружали в районы Поволжья. С каждым годом увеличивался грузооборот. Встал вопрос о необходимости строительства параллельно существующему нового Северного мола на 3 причала. Петровский порт стал центром экономики Дагестана и южными морскими воротами России.
«МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ…»
В годы гражданской войны англичане превратили Петровский порт в свою главную военно-морскую базу для блокады советской Астрахани. Отсюда шло снабжение деньгами, военным снаряжением и техникой уральского белоказачества, гурьевских белогвардейцев и терских казачьих отрядов. В складах Северного мола англичане устроили мастерскую по ремонту военных кораблей и авиационной техники. На внешней бровке мола построили специальный спуск на воду для прошедших ремонт гидросамолетов. Вся территория порта была обнесена колючей проволокой.
В апреле 1920 года части Красной Армии и дагестанские отряды красных партизан освободили Порт-Петровск. Перед новыми властями встала ответственная задача – обеспечить бесперебойную работу порта. Его территория была в развалинах, из семи грузовых складов четыре были уничтожены, в бухте затоплены суда, плавали мины. Но, несмотря на тяжелые условия, портовики в первую послевоенную навигацию переработали 313 тысяч тонн груза, в том числе нефти и нефтепродуктов более 200 тысяч тонн. В 1923 году Управление порта своими силами организовало ремонт Северного мола, по нему проложило нефтепровод, заканчивающийся тремя нефтеналивными баками. К концу 1924 года Петровский порт уже являлся портом 3-го разряда с приписанными к нему пунктами Дербентом и фортом Урицким.
В советские годы Махачкалинский морской торговый порт начал быстро развиваться. Доля порта в общем объеме регионального товарооборота увеличивалась с каждым годом. «Махачкалинским» порт начал именоваться с 25 января 1929 года. Тогда постановлением ЦИКа СНК Порт-Петровск был переименован в порт Махачкала.
«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»
В годы Великой Отечественной войны порт стал одним из главных транспортных узлов, через который бакинская нефть и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт. Кроме того, по заданию правительства Махачкалинский порт организовал перевозку в Среднюю Азию и Казахстан граждан, эвакуированных из западных областей страны. Это сотни тысяч женщин, детей, стариков. Одновременно решалась и другая важная задача – вывоз в тыл запасов зерна с Украины, Приазовья и Северного Кавказа. Порт был первым на Каспии, через который перегружалась значительная часть продовольствия.
Коллектив порта внес достойный вклад в дело разгрома немецко-фашистских агрессоров в годы Великой Отечественной войны. Только в 1945 году в порту было обработано свыше 3 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. За проявленный трудовой героизм более 150 портовиков и судоремонтников были награждены правительственными наградами.
ГОДЫ СОЗИДАНИЯ
В послевоенный период расширяется производственная деятельность Махачкалинского торгового порта, налаживается стабильное морское транспортное сообщение с прикаспийскими городами Астрахань, Красноводск, Гурьев и другими Порт в те годы успешно выполнял пятилетние планы. В 1960 году перевыполнил обязательства по досрочному выполнению плана по нефтеперевалке, по увеличению переработки грузов комплексной механизацией, по сокращению времени обработки нефтеналивных судов, по внедрению рационализаторских предложений и экономии электроэнергии.
С 1 января 1987 года порт переведен на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Отказ от административно-хозяйственных методов управления стал одной из главных задач, решение которой было связано с развитием экономики. К середине 80-х годов Махачкалинский торговый порт – один из самых высокомеханизированных на Каспии.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
В конце 90-х совместным решением Правительства Республики Дагестан и Министерства транспорта Российской Федерации принята программа реконструкции Махачкалинского морского торгового порта. Главная цель – укрепление позиций российского транспортного флота на Каспии
Но в 2010 году Махачкалинский морской торговый порт неожиданно оказался на краю банкротства. Суда проданы, краны заложены. Предприятие, как позже выяснилось, имело задолженность по зарплате, налогам и кредитам. Общая сумма долга доходила до 2 млрд рублей. Объем грузооборота порта упал до минимума.
Федеральное агентство морского и речного транспорта приняло решение о смене руководства предприятия. В порт пришли новые менеджеры. Нашей команде удалось вывести предприятие из тяжелейшего кризиса, погасить долги перед бюджетом и внебюджетными фондами. Более чем в два раза выросла среднемесячная зарплата портовиков. Погашены задолженности по кредитам и займам более чем на 300 млн рублей, проведена реструктуризация части долгов, оставшихся от прежнего руководства. Сохранили костяк коллектива (здесь трудятся свыше 500 человек), восстановлены связи с партнерами, растут объемы грузоперевозок. Несмотря на определенные трудности, вызванные европейскими санкциями, предприятие завершает последние годы с прибылями.
Новый импульс развитию порта, как рассчитывает коллектив предприятия, даст предстоящая приватизация. Полномочный представитель Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов солидарен с портовиками. Во время своего визита в порт он заявил, что при приватизации порта приоритетом должна стать не продажа объектов любой ценой, а привлечение стратегических инвесторов для дальнейшего развития порта.
Махачкалинский морской торговый порт держит курс на развитие.