Расул Гамзатов и ансамбль танца «Лезгинка» – произнеси эти слова в любой точке земного шара и сразу ясно: речь идет о Дагестане. Великий поэт и зажигательные танцоры, срывавшие бурю аплодисментов в городах и странах, являются как бы символами нашей республики, прославившими Дагестан.
В следующем, 2018 году государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» отметит свой 60-летний юбилей. А его основателю народному артисту СССР Танхо Израилову в этом году исполнилось бы 100 лет…
Танхо Селимович танцевал в знаменитом ансамбле Игоря Моисеева, был его ассистентом. Вернувшись на родину в Дагестан, всерьез занялся танцами его народов.
Говорят, что сложный был человек: иногда нетерпимый и резкий, не всегда понимающий и сочувствующий, но, будучи сам талантливым, умел подбирать таких же ярких и талантливых танцоров.
Именно он в далеком 1976 году пригласил в «Лезгинку» Екатерину Мелкову (Идрисову), которая много лет была бессменной солисткой ансамбля.
БАКУ
– Я в то время жила в Баку, – вспоминает Екатерина Осиповна, – очень любила этот город: шумный, солнечный, многоголосый. Помню роскошный Приморский бульвар, где нам нравилось гулять по вечерам. В одной его части была «наша Венеция», так мы называли между собой изрезанную каналами часть бульвара с ажурными мостиками и плавающими по водной глади лодками. Там очень любил сниматься незабвенный Муслим Магомаев.
Мои родители, Осип и Ирина Мелковы, родом из Поволжья, даже из одного города – Камышина.
Но судьба сложилась так, что познакомились только в Баку, куда оба сбежали от голода после войны.
Мама, Ирина Антоновна, была сиротой. Ее отец, Антон Иноземцев, сгинул в Первую мировую войну, где служил в Петербургском Измайловском полку. Ходили слухи, что его видели где-то в Америке… Наверное, просто разговоры, не знаю.
С бабушкой по матери, Евдокией, тоже связана интересная легенда: вроде бы ее похитил какой-то иранец и увез к себе на родину.
Отец работал в бакинском Морском пароходстве, мама – на швейной фабрике. Она очень любила шить, всю семью обшивала. Меня наряжала, как куколку: сарафанчики, платьица, юбочки – все самое модное и красивое. А я была такая маленькая «воображала» – вертелась перед зеркалом и все пыталась что-нибудь станцевать. Не знаю, откуда такое желание.
Родители, заметив мое стремление, водили в танцевальные кружки то в Дом пионеров, то в Дом офицеров.
Помню, в 4-м классе заставили меня петь в школьном хоре. И вот стою я в рядах, где никто не видит, а на сцене танцуют девочки и мальчики. А мне так обидно: я-то танцую лучше всех!
МАХАЧКАЛА
Но мама по своей житейской мудрости считала, что танцы – это не профессия, нужно иметь на руках солидный диплом с востребованной специальностью. После 8-го класса Катерина поступает в Бакинский финансово-кредитный техникум. Окончила, но по специальности трудиться не довелось.
В это время в эстрадный ансамбль Бакинской филармонии производился набор. Там готовилось ревю «Баку шагает, танцует и поет».
Руководили проектом два известных бакинских юмориста – Михаил Шаров и Гавриил Наджаров.
Конечно, раз душа требует танцев, ей нельзя в этом отказать. Катерина проходит все испытания и становится артисткой этого ансамбля. Два года кружилась на сцене филармонии, но и этим легкомысленным «па» пришел конец: начался набор в Государственный ансамбль танца Азербайджана. Конечно же, она поступает туда.
Жизнь наша так устроена, что все в ней взаимосвязано, люди, судьбы, события, факты, существующие как бы сами по себе, вдруг выстраиваются в четкую картину мира, и круг замыкается.
Ансамбль танца Азербайджана создал заслуженный артист Дагестана Степан Попов. Бакинец по происхождению, он долгое время был ассистентом у Танхо Израилова. Выйдя на пенсию, вернулся в Азербайджан и занялся своим ансамблем.
Катерина танцевала и заодно окончила Бакинское хореографическое училище, где черным по белому обозначена специальность: артист ансамбля народного танца.
– Балетмейстером ансамбля была Кумарханум Зульфукарова, заслуженная артистка Азербайджана, – рассказывает Екатерина Осиповна, – так она мне все говорила: «Поменяй фамилию, вместо Мелкова – Меликова, ближе к азербайджанцам будешь». Да мы и так дружно жили, я знала азербайджанский язык, город был интернациональным, никаких проблем с общением не было. Потом уже, когда я вышла замуж за дагестанца и стала Идрисовой, в свой приезд в Баку говорила ей: «Все, поменяла фамилию».
Но тогда случилось так, что Степан Попов переехал с семьей в Кисловодск, и Министерство культуры пригласило Танхо Израилова в Баку поставить новую программу, которая называлась «Мой Азербайджан».
Я танцевала в этой программе, он меня заметил, и в числе других шести музыкантов пригласил в Махачкалу в свой ансамбль «Лезгинка».
События развивались так стремительно, что я не успела опомниться, как уже выступала в «Лезгинке», а через полгода вышла замуж.
НАЗИР ИДРИСОВ
– В Махачкалу я попала впервые, – продолжает она рассказ, – меня поразил чистый воздух в городе, я не могла надышаться. В Баку ведь нефть, газ, дышать нечем. А здесь… Правда, сегодня в Махачкале тоже воздух не очень. Люди еще понравились, такие же гостеприимные, как у меня на родине.
Конечно, скучала по дому, каждую субботу и воскресенье уезжала к родным в Баку. А тут начались гастроли. Танхо Израилов поставил новую программу на стихи Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Вот мы с ней и колесили по свету.
С Назиром Идрисовым вместе работали. Как-то по-особому к нему не присматривалась: ну, танцует парень и танцует себе. Замечала, что уважительный, старается всем помочь, что-то там принести, поднести.
Как-то идем мы после концерта, уже не помню, в каком городе, по шпалам, ищем свои вагоны. Весна, сирень цветет повсюду. Я и говорю: «Какая же сирень красивая!»
Тут и появляется Назир с огромным букетом и преподносит мне. Этим меня и подкупил. В вагоне поставила цветы в ведро, в вазу он не помещался.
Потом уже в Махачкале пригласил меня в кино. Тогда только что открылся кинотеатр «Россия» и первый фильм назывался «Чингачгук – большой змей».
После фильма идем молча: он молчит, и я ничего не говорю.
Потом остановился и так решительно: «Выходи за меня замуж!»
Я отвечаю: «Надо подумать. Я капризная, нужно повстречаться, узнать друг друга». А он так серьезно: «Все будет хорошо!»
В этом весь Назир: если что решил, добьется обязательно.
На следующий день познакомил со своими родителями, братом. Разговор сразу зашел о свадьбе. Не успела я опомниться, как вышла замуж.
41 год мы вместе, счастливы. Мне и раньше в Баку не раз делали предложение, я отказывала. Оказалось, что моя судьба ждала меня в Дагестане. Пути Господни неисповедимы.
Свадьбу сыграли в репетиционном зале «Лезгинки». Собрались все родственники, артисты. Еще одну свадьбу организовали уже в Баку.
Медовый месяц провели в Москве, в гостинице «Россия». Из нашего номера был виден Кремль.
А потом – работа, бесконечные поездки. Проехали с концертами БАМ (стройка – Байкало-Амурская магистраль. – Прим. «МИ»), Дальний Восток, Петропавловск-Камчатский, Владивосток.
На Камчатке поняла, что беременна. Интересно, что сын Заур через 18 лет проходил в тех краях военную службу.
В Махачкале случилось так, что пришлось оставить «Лезгинку» и перейти в Ансамбль песни и танца Дагестана. Смешно было, когда я с животиком танцевала пионерку в композиции ко Дню Победы. Оттуда я ушла в декретный отпуск. А Назир отправился на гастроли.
ВТОРАЯ РОДИНА
Столько всего было в жизни! Города, ансамбли менялись, как картинки в калейдоскопе. Не было своего жилья у семьи. С маленьким ребенком снимали квартиру в Махачкале. Потом уехали работать в Кировобад (сегодня Гянджа. – Прим. «МИ»), где им выделили две комнаты в общежитии, попали в танцевальную группу Театра песни самого Рашида Бейбутова.
Но от судьбы не уйдешь: в итоге вернулись в Махачкалу. Ансамблем «Лезгинка» руководил уже молодой специалист Курбан Курбанов. Он же принял скитальцев в труппу.
Особый расцвет ансамбля наступил, когда художественным руководителем и главным балетмейстером стал Иосиф Матаев. Артисты объездили весь мир, заставляя зрителей рукоплескать искусству Дагестана.
Сегодня Екатерина Осиповна работает хореографом в Махачкалинской гимназии №38. В свое время она создала детский муниципальный танцевальный ансамбль «Фрески».
Правда, сегодня, многое изменилось: нет зала для репетиций, нет музыкантов. Но она лелеет свою давнюю мечту: создать программу под названием «Шелковый путь».
– Я хочу, – говорит она, – чтобы о Дагестане узнал весь мир. Чтобы интерес к нашей республике вновь пробудился. У нас много хорошего. Дагестан стал моей второй родиной, я его люблю. Чем больше мы будем знать друг о друге, тем счастливее и спокойнее будет жизнь.
… Семья, работа, друзья – все сложилось в счастливую судьбу. Круг замкнулся.
Наталья Бученко