Екатерина Идрисова: «Моя судьба ждала меня в Дагестане»


Расул Гамзатов и ансамбль танца «Лезгинка» – произнеси эти слова в любой точке земного шара и сразу ясно: речь идет о Дагестане. Великий поэт и зажигательные танцоры, срывавшие бурю аплодисментов в городах и странах, являются как бы символами нашей республики, прославившими Дагестан.

В следующем, 2018 году государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» отметит свой 60-летний юбилей. А его основателю народному артисту СССР Танхо Израилову в этом году исполнилось бы 100 лет…

Танхо Селимович танцевал в знаменитом ансамбле Игоря Моисеева, был его ассистентом. Вернувшись на родину в Дагестан, всерьез занялся танцами его народов.

Говорят, что сложный был человек: иногда нетерпимый и резкий, не всегда понимающий и сочувствующий, но, будучи сам талантливым, умел подбирать таких же ярких и талантливых танцоров.

Именно он в далеком 1976 году пригласил в «Лезгинку» Екатерину Мелкову (Идрисову), которая много лет была бессменной солисткой ансамбля.

 

БАКУ

Я в то время жила в Баку, – вспоминает Екатерина Осиповна, – очень любила этот город: шумный, солнечный, многоголосый. Помню роскошный Приморский бульвар, где нам нравилось гулять по вечерам. В одной его части была «наша Венеция», так мы называли между собой изрезанную каналами часть бульвара с ажурными мостиками и плавающими по водной глади лодками. Там очень любил сниматься незабвенный Муслим Магомаев.

Мои родители, Осип и Ирина Мелковы, родом из Поволжья, даже из одного города – Камышина.

Но судьба сложилась так, что познакомились только в Баку, куда оба сбежали от голода после войны.

Мама, Ирина Антоновна, была сиротой. Ее отец, Антон Иноземцев, сгинул в Первую мировую войну, где служил в Петербургском Измайловском полку. Ходили слухи, что его видели где-то в Америке… Наверное, просто разговоры, не знаю.

С бабушкой по матери, Евдокией, тоже связана интересная легенда: вроде бы ее похитил какой-то иранец и увез к себе на родину.

Отец работал в бакинском Морском пароходстве, мама – на швейной фабрике. Она очень любила шить, всю семью обшивала. Меня наряжала, как куколку: сарафанчики, платьица, юбочки – все самое модное и красивое. А я была такая маленькая «воображала» – вертелась перед зеркалом и все пыталась что-нибудь станцевать. Не знаю, откуда такое желание.

Родители, заметив мое стремление, водили в танцевальные кружки то в Дом пионеров, то в Дом офицеров.

Помню, в 4-м классе заставили меня петь в школьном хоре. И вот стою я в рядах, где никто не видит, а на сцене танцуют девочки и мальчики. А мне так обидно: я-то танцую лучше всех!

 

МАХАЧКАЛА

Но мама по своей житейской мудрости считала, что танцы – это не профессия, нужно иметь на руках солидный диплом с востребованной специальностью. После 8-го класса Катерина поступает в Бакинский финансово-кредитный техникум. Окончила, но по специальности трудиться не довелось.

В это время в эстрадный ансамбль Бакинской филармонии производился набор. Там готовилось ревю «Баку шагает, танцует и поет».

Руководили проектом два известных бакинских юмориста – Михаил Шаров и Гавриил Наджаров.

Конечно, раз душа требует танцев, ей нельзя в этом отказать. Катерина проходит все испытания и становится артисткой этого ансамбля. Два года кружилась на сцене филармонии, но и этим легкомысленным «па» пришел конец: начался набор в Государственный ансамбль танца Азербайджана. Конечно же, она поступает туда.

Жизнь наша так устроена, что все в ней взаимосвязано, люди, судьбы, события, факты, существующие как бы сами по себе, вдруг выстраиваются в четкую картину мира, и круг замыкается.

Ансамбль танца Азербайджана создал заслуженный артист Дагестана Степан Попов. Бакинец по происхождению, он долгое время был ассистентом у Танхо Израилова. Выйдя на пенсию, вернулся в Азербайджан и занялся своим ансамблем.

Катерина танцевала и заодно окончила Бакинское хореографическое училище, где черным по белому обозначена специальность: артист ансамбля народного танца.

– Балетмейстером ансамбля была Кумарханум Зульфукарова, заслуженная артистка Азербайджана, – рассказывает Екатерина Осиповна, – так она мне все говорила: «Поменяй фамилию, вместо Мелкова – Меликова, ближе к азербайджанцам будешь». Да мы и так дружно жили, я знала азербайджанский язык, город был интернациональным, никаких проблем с общением не было. Потом уже, когда я вышла замуж за дагестанца и стала Идрисовой, в свой приезд в Баку говорила ей: «Все, поменяла фамилию».

Но тогда случилось так, что Степан Попов переехал с семьей в Кисловодск, и Министерство культуры пригласило Танхо Израилова в Баку поставить новую программу, которая называлась «Мой Азербайджан».

Я танцевала в этой программе, он меня заметил, и в числе других шести музыкантов пригласил в Махачкалу в свой ансамбль «Лезгинка».

События развивались так стремительно, что я не успела опомниться, как уже выступала в «Лезгинке», а через полгода вышла замуж.

 

НАЗИР ИДРИСОВ

В Махачкалу я попала впервые, – продолжает она рассказ, – меня поразил чистый воздух в городе, я не могла надышаться. В Баку ведь нефть, газ, дышать нечем. А здесь… Правда, сегодня в Махачкале тоже воздух не очень. Люди еще понравились, такие же гостеприимные, как у меня на родине.

Конечно, скучала по дому, каждую субботу и воскресенье уезжала к родным в Баку. А тут начались гастроли. Танхо Израилов поставил новую программу на стихи Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Вот мы с ней и колесили по свету.

С Назиром Идрисовым вместе работали. Как-то по-особому к нему не присматривалась: ну, танцует парень и танцует себе. Замечала, что уважительный, старается всем помочь, что-то там принести, поднести.

Как-то идем мы после концерта, уже не помню, в каком городе, по шпалам, ищем свои вагоны. Весна, сирень цветет повсюду. Я и говорю: «Какая же сирень красивая!»

Тут и появляется Назир с огромным букетом и преподносит мне. Этим меня и подкупил. В вагоне поставила цветы в ведро, в вазу он не помещался.

Потом уже в Махачкале пригласил меня в кино. Тогда только что открылся кинотеатр «Россия» и первый фильм назывался «Чингачгук – большой змей».

После фильма идем молча: он молчит, и я ничего не говорю.

Потом остановился и так решительно: «Выходи за меня замуж!»

Я отвечаю: «Надо подумать. Я капризная, нужно повстречаться, узнать друг друга». А он так серьезно: «Все будет хорошо!»

В этом весь Назир: если что решил, добьется обязательно.

На следующий день познакомил со своими родителями, братом. Разговор сразу зашел о свадьбе. Не успела я опомниться, как вышла замуж.

41 год мы вместе, счастливы. Мне и раньше в Баку не раз делали предложение, я отказывала. Оказалось, что моя судьба ждала меня в Дагестане. Пути Господни неисповедимы.

Свадьбу сыграли в репетиционном зале «Лезгинки». Собрались все родственники, артисты. Еще одну свадьбу организовали уже в Баку.

Медовый месяц провели в Москве, в гостинице «Россия». Из нашего номера был виден Кремль.

А потом – работа, бесконечные поездки. Проехали с концертами БАМ (стройка – Байкало-Амурская магистраль. – Прим. «МИ»), Дальний Восток, Петропавловск-Камчатский, Владивосток.

На Камчатке поняла, что беременна. Интересно, что сын Заур через 18 лет проходил в тех краях военную службу.

В Махачкале случилось так, что пришлось оставить «Лезгинку» и перейти в Ансамбль песни и танца Дагестана. Смешно было, когда я с животиком танцевала пионерку в композиции ко Дню Победы. Оттуда я ушла в декретный отпуск. А Назир отправился на гастроли.

 

ВТОРАЯ РОДИНА

Столько всего было в жизни! Города, ансамбли менялись, как картинки в калейдоскопе. Не было своего жилья у семьи. С маленьким ребенком снимали квартиру в Махачкале. Потом уехали работать в Кировобад (сегодня Гянджа. – Прим. «МИ»), где им выделили две комнаты в общежитии, попали в танцевальную группу Театра песни самого Рашида Бейбутова.

Но от судьбы не уйдешь: в итоге вернулись в Махачкалу. Ансамблем «Лезгинка» руководил уже молодой специалист Курбан Курбанов. Он же принял скитальцев в труппу.

Особый расцвет ансамбля наступил, когда художественным руководителем и главным балетмейстером стал Иосиф Матаев. Артисты объездили весь мир, заставляя зрителей рукоплескать искусству Дагестана.

Сегодня Екатерина Осиповна работает хореографом в Махачкалинской гимназии №38. В свое время она создала детский муниципальный танцевальный ансамбль «Фрески».

Правда, сегодня, многое изменилось: нет зала для репетиций, нет музыкантов. Но она лелеет свою давнюю мечту: создать программу под названием «Шелковый путь».

Я хочу, – говорит она, – чтобы о Дагестане узнал весь мир. Чтобы интерес к нашей республике вновь пробудился. У нас много хорошего. Дагестан стал моей второй родиной, я его люблю. Чем больше мы будем знать друг о друге, тем счастливее и спокойнее будет жизнь.

… Семья, работа, друзья – все сложилось в счастливую судьбу. Круг замкнулся.

 

Наталья Бученко

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам