«Произведение искусства для того, кто умеет видеть, — это зеркало, в котором отражается состояние души художника» — никто не будет оспаривать утверждение великого французского художника Поля Гогена. Автор таитянских полотен — один из кумиров нашего современника, получившего на днях звание «Заслуженный художник Российской Федерации», Альберта Хаджаева. Альберта Захаровича не назовешь прямым последователем постимпрессиониста, но насыщенная жизнь и палитра художника XIX века определили пристрастия дагестанского живописца.
Интерес к другим краям для рода из селения Унчукатль начинался вынужденно. Прадедушка Альберта Магомед-Гаджи, как участник восстания, вместе с семьей был выслан из Казикумухского округа в 1877 году в Псковскую губернию. Сын его Гази, дедушка художника, имевший красивый почерк, в десять лет переписал весь Коран, и эта книга переходила по наследству, но, к сожалению, из-за перипетий судьбы до Альберта она не дошла. Необычное для дагестанца написание фамилии художника -Хаджаев связано с Узбекистаном. Люди, встречавшиеся на пути предков, на его собственной жизненной дороге, оставили след в душе художника. И он мастерски выбирает из всех впечатлений самые яркие и прекрасные.
— Я не могу говорить за всех людей, причастных к искусству, но именно любовь словно берет за руку человека и благословляет на творчество, — признается мастер кисти.
Альберт Захарович как художник определился со стилем не случайно, наиболее профессиональной формой воплощения конкретности и искреннего видения окружающего мира он считает реализм.
Выпускник факультета живописи Тбилисской государственной академии художеств вошел в дагестанское искусство со сформировавшимся мировоззрением и профессиональной направленностью. Уже первые его портретные работы удивили искусствоведов совершенством мастерства. «В портретах не увидишь поверхностного отношения, они эмоциональны, психологичны, выполнены мастерски», — отозвался о работах Альберта Хаджаева, экспонировавшихся на зональной выставке, журнал «Советский Юг» в 1984 году. В этом году он был принят в Союз художников России.
В законченности и совершенстве — отношение художника к своему труду. Девушку с портрета Альберта Хаджаева зовут Барият. На ее лице нет улыбки, но оно отражает глубокий внутренний мир. И в глазах та же загадочность и одухотворенность, что у рафаэлевских мадонн. Такими получаются у Альберта Захаровича женские портреты. Замечая в своих героинях лучшее, возвышая их естественное обаяние и неповторимость, автор обнаруживает свое великодушие и понимание прекрасного. Одни из первых работ «Дочь Фатима», «Портрет поэтессы Джаминат Керимовой», «Балхарка», «Невеста» и другие стали знаковыми, это уже не просто изображение конкретной натуры, а воплощение определенных образов. Если женские образы Хаджаева привлекают своей утонченностью и красотой, то в мужских портретах автор стремится к более углубленной психологической характеристике. Одна из его последних работ написана к 80-летию знаменитого односельчанина Мухаммеда Дандамаева.
Моделями Хаджаева становятся люди, близкие ему по духу и патриотическому отношению к родному селу.
Нет камня в селе, не обласканного взглядом Альберта Захаровича. Виды Унчукатля в различных ракурсах — вечная тема, дарящая радость не только автору и односельчанам. Эти исторические зарисовки — словно приветствие потомкам через века.
Живописные полотна Альберта Захаровича перекликаются с его иллюстрациями к книгам. Именно за оформление была удостоена специального диплома книга Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Также была отмечена книга Юсупа Хаппалаева «Мир вам». Сулейман Стальский, Щаза из Куркли, Газим-бек Багандов, Магомедзагид Аминов — поэзия этих и других авторов в оформлении Альберта Хаджаева приходила к читателю.
Болью и радостью художника можно назвать жанр «Натюрморт». Сотни натюрмортов написаны в студенческие годы, тысячи ученических работ прошли через руки Альберта Захаровича в годы его преподавательской деятельности в Художественном училище им. Джемала, но художник уверен; изображение предметов — это не простая их фиксация, через натюрморт можно передать отношение к истории собственного народа. Очень трогательная история у знаменитого «Торжественного натюрморта».
— Проезжая мимо Вторчермета, я заметил стену из странных тридцатисантиметровых блоков. Подойдя ближе, понял, что это не бетонные или каменные блоки, а спрессованные медные кумганы, подносы, кружки и другая утварь с неповторимыми орнаментами, — вспоминает художник. — Я остолбенел, такую красоту и в переплавку. А рядом в ангаре еще неизуродованные старинные предметы.
Сторож объяснил, что медь собрали в горных селах и после прессовки должны отправить в другие регионы России. Я был потрясен…
Получив от сторожа отрицательный ответ на свой вопрос: «Неужели Министерство культуры не обращает на это внимания?», Альберт Захарович с грустью выкупил несколько вещей, которые ПОТОМ стали моделями для его изящных натюрмортов.
— У меня тринадцать вариантов «Торжественного натюрморта». Я хотел обратить внимание на красоту этих старинных предметов. К ним прикасались руки наших предков, они — свидетели истории. Торжественным я назвал свой натюрморт, потому что у меня еще жива надежда на торжество прекрасных творений дагестанских мастеров.
«Он обладает способностью искать превосходство над превосходством, совершенство над совершенством и постоянно углубленно продолжает познавать и учиться у природы. Он реалист, одаренный способностью самого острого и проникновенного наблюдения. В каждом его произведении максимум содержательности и художественной выразительности. У него безупречный вкус, благодаря чему он добивается изысканного очарования колорита», — написал о художнике один из интеллектуалов нашего времени Джаруллах Керимов.
Реализм — это не раз и навсегда установленная формула, не догма. Реализм как форма отражения действительности находится в постоянном движении. Движение внутри одного стиля за его пределы, которое вовсе не означает измены своему выбору. Профессионал виден в любом жанре. По просьбе композитора Заурбека Джанаева Альберт Захарович создал абстрактное полотно, воплощающее музыку.
Живопись ли это, музыка ли — прекрасное навсегда оставляет в душе благотворный след.
Имара БАГИРОВА