Этот год принес много интересного и полезного для дагестанских туроператоров. Во-первых, наблюдается небывалый ранее поток туристов разного вида: от автомобильного до пешего, группового, экстремального и т.д.
Для республики, которая недавно оправилась от терактов, террористов и разгула преступности, такой поворот, конечно, стал настоящим сюрпризом. Способные быстро учиться и переучиваться на ходу дагестанцы не растерялись и показали свое гостеприимство. Но современный мир требует новых подходов ко всем видам деятельности, и туризм как одна из ведущих индустрий начинает предъявлять новые требования. Для того чтобы идти в ногу со временем и уметь отвечать на запросы туриста, Корпорация развития Дагестана проводит различные мероприятия с привлечением специалистов этой области. На прошлой неделе в Махачкале прошла сессия по туризму «Точки роста для сервиса в туризме и гостеприимстве Дагестана: что сделать, чтобы турист возвращался? Как создать уникальное предложение в туризме?».
На ней рассматривались довольно интересные и занимательные темы. Во-первых, говорили об аутентичности территории как ключевом факторе привлекательности для туристов; основах сервис-дизайна и построения пути клиента; информационном поле региона: как и что о вас видят туристы. А также поразмышляли на тему того, как определить свои сильные стороны и делать ставку на них. Как понять, какой турист вам нужен. Как создавать истории и правильно управлять интернет-контентом, чтобы увеличить поток туристов.
Экспертами на этой сессии выступили опытные организаторы туризма в России, которых мы попросили прокомментировать состояние и перспективы туриндустрии в Дагестане.
Дарья Шамрай, руководитель проектного офиса Союза дизайнеров России, эксперт по развитию въездного туризма.
– Вы как эксперт по развитию въездного туризма, как оцениваете туристический потенциал Дагестана, в первую очередь для жителей России?
– За время работы с проектами в туризме особенно четко стало видно, что люди ездят к людям, в этом главный фокус и нарастающий тренд современного туризма. В этом плане Дагестан обладает замечательным сообществом людей, которые живут с любовью к месту и истории своей земли, трудолюбиво, трепетно продолжают сохранять наследие дедов и отцов в части ремесел и искусства.
Все это нужно уметь разглядеть и упаковать для современных путешественников в туристические маршруты, программы, проявить и сделать доступным и привлекательным через информационное поле региона, истории, тексты и вложенные в них смыслы.
– На ваш взгляд, что нужно делать для развития туризма и привлечения туристов?
– Очень важно понимать, кого вы хотите привлекать на территорию: молодые пары из городов-миллионников? Автотуристов? Сообщества фотографов? Любителей активного отдыха в нетронутых уголках земли? Для каждой из этих групп нужно продумывать, как их привезти, куда поселить, чем накормить, что показать. У каждого из таких маршрутов будет своя «большая идея»: тур для спортивно ориентированных путешественников будет отличаться от тура для тех, кто приехал в горы на информационный детокс. Поэтому для развития туристических точек и проектов в Дагестане нужно понимать, про что вы и ваш проект, чем вы хотите делиться с людьми, какие впечатления они увезут с собой.
КУЛЬТУРА ГОСТЕПРИИМСТВА
Александра Бобрецова, основатель проекта ТурАкселератор, руководитель интеллектуальных событий INRU.
– Вы как разработчик проекта ТурАкселератор, направленного на развитие технологий и проектов в сфере внутреннего туризма, посетили Дагестан, что говорит о туристическом потенциале республики. Расскажите, пожалуйста, о ваших наблюдениях в этой сфере. И возможно ли, что Дагестан сможет конкурировать по внутреннему туризму с другими регионами, например, с Алтаем и т.д.?
– Запрос на внутренний туризм сейчас настолько серьезен, что прошедший сезон показал значительный прирост российских туристов практически по всем туристически ориентированным дестинациям: Байкал, Калининград, Алтай и др. Но мест, куда в России можно поехать и получить душевный и радушный сервис, до сих пор не так много. Многим регионам из-за возникшего потока людей этим летом не хватило любви по отношению к гостям, а это значит, к ним вряд ли вернутся еще раз.
Кавказ – как раз наоборот то место, куда долго думаешь и решаешься, ехать ли, но точно потом становишься частым гостем без окончания срока действия твоего билета на гостеприимство.
Кроме очевидных преимуществ в уникальности природы, истории и народа, на первый план выходит культура гостеприимства, когда с уважением и заботой относятся к каждому гостю. Это то, чего не хватает другим российским регионам и то, что может стать основой для сервиса дизайна – новой концепции, которую разрабатывают в туризме, когда в центр проектирования маршрута или предложения ставится турист с его интересами, запросами и впечатлениями в каждой точке касания, от момента выбора путешествия, бронирования поездки, приезда до момента трансляции пережитого опыта через свои социальные сети, агрегаторы отзывов и пр. В этом как раз и кроется ответ на вопрос: чем отличаться от других, который в том числе искали участники прошедшей проектной сессии.
– Возможно, чтобы возник туристический термин «по-дагестански»?
– Понимание ответа на вопрос, что такое по-дагестански, и как из этого сделать продукт, – та отправная точка, с которой все и начинается. Каких гостей мы не хотим и какого туризма у нас никогда не будет? – и это важно понимать уже на берегу проектирования туристических проектов. Здесь может помочь изучение опыта коллег, которые уже идут по пути осмысления своей идентичности: это и, например, Татарстан, где ищут ответы на вопрос, что такое по-татарски, и опыт зарубежных коллег, например, скандинавских стран, которые через концепцию «хюгге» (уюта и благополучия) смогли спозиционировать, какие ощущения и впечатления ждут туриста у них в гостях. Ведь именно за ощущениями и проживанием новых впечатлений и ездят люди по всему миру. Дагестану здесь точно есть чем делиться и приятно удивлять гостей.
Камал Салманов, организатор экотуров по Дагестану.
– В Дагестане всего 9 туроператоров, лицензированных в Ростуризме, и конечно же они не способны принять такое количество туристов. Прошлый сезон – 2020 это показал. И поэтому турист из других регионов нанимает разных местных гидов, напрямую через интернет арендует гостевые дома, машину. Как показала практика, гиды-частники, хозяева гостевых домов и владельцы авто на местах несут на себе главную нагрузку по обслуживанию туристов. К сожалению, из-за отсутствия опыта и единого стандарта обслуживания иногда турист сталкивается с проблемами. Пока, к счастью, дагестанские виды и гостеприимство людей спасают ситуацию и сглаживают нехватку сервиса и удобств. При поддержке Центра развития экспорта и Комитета по поддержке предпринимательства и бизнес.акселератора Iard.center мы обсуждали целесообразность запуска акселератора туристических продуктов и услуг. Вообще, опыт акселератора в мировой бизнес-практике показывает, что участие бизнес-проектов в акселераторе позволяет в течение 3-6 месяцев под присмотром специалистов понять настолько жизнеспособна бизнес-идея, кратно повысить оборот бизнеса, поменять его направление или закрыть проект. Без участия в акселераторе на это обычно приходится тратить пару лет и много средств. А так как у нас совершенно мало времени, акселератор нам необходим, тем более Центр поддержки экспорта берет на себя обязательства оплатить 80% затрат в поддержку предпринимателей.
Магомедрасул ОМАРОВ