«В моем творчестве музыкальное и актерское дело – едины»

Байсолтан Осаев – заслуженный артист РФ рассказывает о своей вокальной, актерской и режиссерской деятельности

 

– Байсолтан Камилович, интерес к театру – он у вас с детства?

– Естественно, но не только к театру: у меня был приличный детский голос и моя учительница еще в первом классе сказала, что мне нужно петь, с того и началось. Когда в 1968 году оканчивал школу, узнал, что открывается студия при Тбилисском театральном институте для актеров музыкальной комедии, и я уехал туда, хотя не имел первоначального музыкального образования – тут роль сыграли природные данные.

В Тбилисском театральном институте началась и актерская деятельность. По возвращении в Махачкалу мы ежегодно по четыре месяца ездили по районам, играли спектакли, но от музыки я никогда не отказывался: Кумыкский театр – один из первых музыкально-драматических театров республики. Мне повезло, что я стоял у истоков открытия Театра оперы и балета в Дагестане, был одним из первых его солистов – в нем я проработал 20 лет.

– Какой жанр вам нравится больше всего?

– Очень люблю классику, это наше все. Я играл во многих спектаклях, для меня писали музыку Казбек Шамасов, Наби Дагиров, Аскерхан Аскерханов, Хизри Батыргишиев. Любимый жанр – шансон. Классика нужна, потому что без нее нет настоящего классического пения. Нет смысла петь просто так, если ничего не хочешь и не можешь донести слушателю.

– Вы не разграничиваете в своем творчестве музыкальное и актерское дело?

– Нет, ни в коем случае – вокал мне помогает в актерской деятельности, меня всегда слышно даже на последнем ряду, когда играю в спектакле, вокал придает речи мелодику. Когда же пою – я не просто стою на сцене, я живу в песне, передаю свои мысли. Как в таком случае их отделять друг от друга?

В первую очередь, песню нужно пропускать через себя, чтобы посыл лучше дошел до слушателя. Я, например, никогда не устану слушать Валерия Леонтьева, потому что его пение – настоящее театрализованное представление.

 

ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ

– Вы снимались в фильмах. В чем преимущество театра перед кино?

– У театра больше преимуществ, потому что это – сиюминутное искусство, у тебя нет второго дубля, как в кино. Есть такое выражение в актерской среде: «Выходи на сцену как в последний раз», потому что второго шанса у тебя нет, нельзя быть не в тонусе, нужно в любом случае оставить след в сердцах и душах людей, которые пришли к тебе, иначе они больше не вернутся. Плюс кино в том, что оно сохраняет произведения искусства на долгие времена, но театр никак кино не уступает, потому что актер напрямую разговаривает со зрителем – живое общение не сравнить с экранным.

– Что самое важное для зрителя во время просмотра спектакля? Например, Брехт – создатель эпического театра – считал, что главное – думать, чувства же должны контролироваться разумом.

– Так и есть, Брехт – один из главных реформаторов театра. Мы играли в Кумыкском театре его «Что тот солдат, что этот» – великолепный спектакль, к которому мы шли очень долго, нам было важно представить зрителю именно брехтовское понимание спектакля, мы получили в Германии первое место за него. Брехт прав, что нужно, в первую очередь думать, но это важно не только для зрителя, но и для актера, потому что он должен выходить на сцену с определенными мыслями, которые хочет донести до того же зрителя. Например, я несколько раз ходил на фильм «Блеф», каждый раз смеялся, но в итоге так и не понял, в чем мораль – эмоции были при каждом просмотре, но он не заставил меня размышлять.

– Копирует ли театр то, что происходит в действительности?

– Не совсем. Через театр не должна пройти антинравственность. Театр – это зеркало человеческой души и увеличительное зеркало. Пороки жизни мы показываем увеличительно, обостряем каждый пункт, каждое чувство человека. Действительность копировать в театре невозможно, ее нужно показывать утрированно.

Плохим спектаклем можно убить все театральное искусство.

Если мы хотим сказать, что что-то плохо, то надо это преувеличить, чтобы было понятно, что это на самом деле плохо. Театр должен показывать свое отношение к происходящему в жизни событию, гиперболизируя его – тогда это искусство.

– Согласны ли вы с мыслью Шиллера, что для хороших актеров не бывает плохих ролей?

– Да, говорят, что нет плохих ролей, а есть плохие актеры, которые их не могут сыграть. Неправильно считать, что тебе досталась какая-то незначительная роль. Возьмем Фаину Раневскую – она практически не играла главных ролей, была актрисой эпизодов, но что она творила со своими небольшими ролями – это что-то великое, могла затмевать целые спектакли, а это доказывает, что все-таки нет плохих ролей. Если роль маленькая, то сделай так, чтобы она стала большой. У меня были роли, которые мне не нравились, но это не причина и не основание для того, чтобы сыграть плохо – актер должен всегда быть актером.

 

ГЛАВНАЯ РОЛЬ

– Вы занимаетесь постановкой спектаклей. Расскажите об этой деятельности.

– В Кумыкском театре у меня было не так много постановок. Первой была «Милая Заза» И. Казиева, потом «Намус» А. Атаева, тут говорится о богатом человеке, которого на старости лет замучила совесть, водевиль «ВоллагьТамаша» З. Хиясова готовили мы во время режима самоизоляции – впервые актеры за последние 20-25 лет запели на сцене своими голосами, а я помог им в этом, со мной им было одновременно и тяжело, и легко работать. Тут поднимается проблема отчужденности профессора от семьи – он ушел в науку и забыл о другой стороне жизни. Мы этой постановкой хотели отвлечь зрителей от всего того, что сейчас происходит в мире, хотя бы на некоторое время.

Постановки были и в других театрах – в Театре оперы и балета, в Аварском театре.

– Согласны ли вы с тем, что в одном человеке режиссерская работа не совсем совместима с актерской?

– Нет, не согласен, потому что режиссер в такие моменты должен отключиться и забыть, что он еще и актер, панибратство тут не нужно, нельзя никому уступать, потому что актерское видение – одно, а режиссерское – другое. Режиссер видит картину целиком. Актер же, в свою очередь, является режиссером конкретно своей роли.

– В одном из своих интервью вы сказали, что еще не сыграли свою главную роль. Какая она должна быть?

– Честно говоря, я очень мечтал сыграть короля Лира, но думаю, что уже поздно. Все еще остается надежда, что сыграю в «Дядюшкином сне» Достоевского. Не всегда достаточно одного желания, есть еще и другие факторы, которые влияют.

– Говорят, что театр – сильнейшее оружие, которое, с одной стороны, может принести великое благо людям, а с другой – быть величайшим злом. Как вы это понимаете?

– Зло – когда театр занимается не своим делом, он отвлекает зрителя. Нужно заниматься своим делом на высоком уровне. Плохим спектаклем можно убить все театральное искусство. Зачем зрителю тратить свое время на плохой спектакль? Благо же театра в том, что он вселяет в души людей надежду. Разве плохо, что театр пробуждает в людях чувство гражданственности и ответственности, поднимает важные вопросы? Если заниматься своим делом на высоком уровне, то это действительно большое благо.

 Уркият ДАУДОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам